поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Осетинский язык: потребительская привлекательность употреблений
Автор: 00mN1ck / 21 декабря 2010 / Категория: Строим независимую РЮО » Ир-асский язык
     Эта тема впервые задета в статье лет семь назад без анализа – просто как обзор давних дискуссий на Театрэ Фаез, где лично я, ещё студент и позже, был просто слушателем: по статье было гробовое молчание осетин. Но то были другие осетины и время...
      А нынешнее время – сужу по сайтам uasdan.com и iratta.com – сильно отличается от того, что было десять-семь лет назад по одному очень важному показателю, для меня у нынешних осетин - очень неожиданному... Так далеко они от идеологии Нартиады, что не будем об этом долго – это системно есть в моих книжках: идеология Нартиады, уже давно непонятная осетинам, была первой и остается единственной в мире, в которой Вселенная представлена как «ИНОФОРМАЦИОННОЕ пространство-время» - wAC-a-MON-GOAO (-«уацамонгае»)... А значит – это для Ир-Ас-древности пространство Звука! Только потом появился – Знак... Главные СМЫСЛЫ всегда передавал – Звук! Знаки были позже - они стали сценографическими ориентирами Смысла Действия...
     А Ир-Ас-информационное пространство 70 лет назад было узкое, но – СВОБОДНОЕ! И потому и осетинская элита не могла быть иной – но потом её стали вписывать в одноцветность «красно-большевицкую»... А Коста принадлежал к другой Ир-Ас-элите - к той самой Зарамагской элите, которая возглавила присоединение Осетии к России...
     То есть, язык Коста – это одна из ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ Зарамагской общины, ЭЛИТА которой как раз ОБЪЕДИНЯЛА ОСЕТИЮ - ЕДИНЫМ АКТОМ ВХОЖДЕНИЯ ОСЕТИИ в состав России!!! И её язык Коста развернул и показал как ценность – ВЫРАЖАЮЩУЮ Ир-Асскую эстетику и её Системные Смысловые проекции в самом звучании его словесных поэтических стандартов. И именно это было ПРИЗНАННО литературным осетинским языком – языком Коста!
     Но потом пришли одноцветные «красно-большевики» и их секретари говорили на ущельско-арвадальских языках других общин и совсем в другом «языке иных смыслов». Как звучит эта цветовая полит-разница в звуках языка Коста и секретарского – это тогда и сейчас никого не волнует, потому что НЕ ПОНЯТА историческая функция ГОРОДА как НЕИЗБЕЖНОЙ СРЕДЫ ЯЗЫКОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ! И потому когда-то и осетинам надо ЭТО ПОНЯТЬ...
     Поэтому мы сузим взгляд до чисто потребительского на употребление не ВООБЩЕ языка, а КОНКРЕТНО нашего литературного языка Коста... 
      Язык Коста – это тот самый язык, на котором потом писали и ещё продолжают сейчас писать наши книги и газеты, но звучат тот и этот «языки» уже совсем по-другому. То есть, если бы в Осетии произносили слова так же, как они написаны в книгах и газетах – это был бы язык Коста... А в чем разница то? Для примера вот строки из самого известного - даже и детям - стиха Коста. Он звучит на всех юбилеях Коста в Наре и всей Осетии – стих и о самом Наре. Вот он в языке Коста, и в языке красно-секретарей: звучание Коста - халон баргъаевст сэндзэл, уад тэмэгъ хаессэ, сау айнаеджэ рэндзэл, Нарэхъаеу хуэссэ, звучание секретарей – халон баргъаевшт шэндзэл, уад тэмэгъ хаешшэ, шау айнаеджэ рэндзэл, Нарэхъаеу хуэшшэ... Разницу вы слышите сами – в первой строке шипящих звуков «Ш» нет вовсе, во второй этих «Ш» – семь...
     
     Обсуждение этой темы – темы звуковых различий литературного языка Коста и других говоров Осетии – я слышал давно и часто, в том числе и на цхинвальском Театрэ Фаез, где ежевечерне бывал своего рода НЭХАС, обычно – с писателями и артистами театра, учеными – даже случался не раз и Вассо Абаев... То есть, я уверен, что эта матёрая элита уже сказала всё, и ничего нового нынешние красно-большевики уже не скажут и о литературном осетинском языке Коста - и о других осет-диалект-говорах...
     Но в эти семь-десять лет ПОЯВИЛАСЬ и другая элита – интернет-Ир-Ас-элита, все менее зашоренная ущельско-арвадальскими шорами и легче воспринимающая городские ценности в потреблении вообще - и в употреблении языков в частности. Но это тема долгая – сужаю до одной ступеньки в нашу тему, совершенно КОНКРЕТНО связанную с потребительским спросом на употребление языков в конкуренции мира...
     У конкуренции простая логика - вопрос: где конкурирует всё – и в том числе языки? Ответ - в городах! А что такое ГОРОД? Это форма СЛОЖНОЙ организации ПРОИЗВОДСТВА и РЫНКА: в итоге сама История Города есть ОРГАНИЗАЦИЯ все более усложняющихся КОНКУРЕНТНЫХ реклам и брендов (кстати, историей города «синх-уаел»-Цхинвал занималась лет десять-пятнадцать назад диаманд, потом перешла к созданию другого конкурентного продукта городской Ир-Ас-культуры)!
     Потому я предлагаю вам набрать в гугле главные термины конкуренции: наберите слова «язык реклам» и «язык брендов»... В начале даю инет-оценку специалиста о потребительской ценности звуков и обозначающих их букв, о чём сами мы не задумываемся... А зря – это конкурентная ОТБРАКОВКА психологически негативных звуков от позитивных.
     Задумывались ли вы о таких, к примеру, вещах: «В названиях брендов буква К встречается в начале слова в 9 раз чаще, чем в простом английском тексте, буква S — в 2 раза чаще», — говорит г-н Лозито». Признаюсь, что об этом и лично я задумался только когда прочёл в инете! Но кое что об этом знал от спецов-филологов. Однако – читайте интернет об этом сами, и вот для начала то, что вы непременно в инете найдете сходу. Далее с вами дизайн-PRщики, меня почти нет – я тут только штучными словами!
     -------------------
     
     Выбор названия — один из самых важных и ответственных этапов создания новой фирмы или открытия филиала. В то время как поиску помещения и его оформлению, подбору персонала и другим организационным вопросам уделяется много внимания, выбор названия часто откладывается «на потом», вплоть до начала рекламной кампании.
     
А ведь разработка имени для предприятия — высокопрофессиональная работа, которая в идеале должна выполняться специалистами в области PR.
     Основные понятия Дизайна... это – «также звуки и звукоподражания», в которых "шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие»[2])...
     ---------------------
     Звук «о» создает впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной теплоты (то-о-олстый, сло-о-он, ко-о-ошка). Преобладание звуков «а» и «э», как правило, ассоциируется с эмоциональным подъемом говорящего. Звук «ы», наоборот, создает впечатление чего-то мрачного, темного, неприятного (тут я включусь и напомню, что буква «Ы» и звук в русском – сто-процентно не соответствуют осетинскому звуку: «Ы» уродует произношение не только у начинающих изучать язык, но уже и у говорящих, поскольку реально он девяносто-процентно соответствует звучанию буквы «Э», почему я и пишу «Э» - и избегаю писать букву «Ы»). Сходное чувство возникает и от согласных, особенно шипящих.
     ---------------
     Буква Ш
     
Историческую (финикийский) и лингвистическую (по месту образования) – оценки опускаю, но «вот психологическая: ...Устрашение (кошмар) и тяжесть, притяжение земли... Ш - глухого чёрного цвета, самого тёмного и тяжелого»...
     -------------
     В звуко-технике: специалист с мировым именем Стив Ньюджент – когда «в звучании системы сильно акцентированы шипящие звуки»... ...создаются специальные «маскирующие предусилители», которые «заваливают верхние частоты и компрессируют сигнал».
     ---------
     На использовании шипящих основано семантическое действие проклятий, а проклятие, это не что иное, как воздействие некое гипнотическое на человека.
----------------
     А эта статья взята с сайта Энциклопедия маркетинга www.marketing.spb.ru
     Помните о том, что люди не должны отказываться от вашего продукта только потому, что им чем-то внутренне не нравится его название.
     Технология проведения исследования опиралась на успевшую стать традиционной для психолингвистики методику «семантического дифференциала» Чарльза Осгуда. Этот метод был разработан известным американским психолингвистом для проведения оценки так называемых коннотативных значений языковых единиц. С его помощью можно оценивать значения, возникающие у испытуемых в качестве реакции на отдельные звуки и буквы языка, а также и более крупные образования — например слова.
     Одной из наиболее известных систем, позволяющей провести фоносемантический анализ слова, является компьютерная программа «ВААЛ». Предпосылкой для ее создания стал все тот же языковой феномен — соответствие между значением слова и его звуковой формой, опирающееся на способность звука вызывать незвуковые представления. Программа, в частности, позволяет оценивать неосознаваемое эмоциональное воздействие фонетической структуры слов на подсознание человека и генерировать слова с заданными фоносемантическими характеристиками.
     Оценка такого воздействия также опирается на методику Осгуда. Для характеристики скрытого влияния звуков в системе «ВААЛ» можно использовать либо 20 однополярных шкал, либо 24 биполярные шкалы...
     ...Много отрицательных эмоций вызывают у россиян шипящие и глухие буквы (Ч, Ш, Щ, Х, С, Ф). В их характеристиках преобладают такие прилагательные, как «пассивный», «тусклый», «печальный», «медленный», «темный» и «низменный».
     -----------------
     Этого достаточно – умножение этих оценок уже ничего не меняет. Но если интересно, то дальше сами... Теперь маленькое разоблачение ущельско-арвадальского патриотизма красно-секретарей: наводнённый шипящими куртато-тагиатско-алагирский (отчасти) говор части северных осетин назвали «иронским» - но «ирон» есть самоназвание всех осетин (кроме дигорцев), и в этом видится претензия красно-секретарей на изживание литературного языка Коста... И им много удалось – псевдо-«иронцам»: с 1930-ых годов уже все чиновники-кпсс, институты, школа, радио, театр и потом ТВ – перешли в произношении с книжно-газетного литературного - на рекордно-шипящий прононс куртат-тагиатов... Даже Зарамаг в последние 30 лет перешёл уже с языка Коста – на «Ш»-мультиплицированный: в 1970-е там ещё говорили на языке Коста...
     Теперь, попробуйте сравнить дигорский, цхинвальский (злословы с Театрэ фаез называли цхинвальский говор - «шэп-жэп», а северянский – «пэш-пэж»), и северянский - просто расскажите себе известные вам три-четыре куплета стишка на говорах дигорском, цхинвальском и псевдо-«иронском» - вы увидите, что не буквы «Ш», но звука «Ш» будет в разы больше в псевдо-«иронском» – на одну страницу почти в три раза в сравнении с цхинвальским (на дигорском не могу сосчитать – но и там «Ш» явно меньше)! Если северянский говор не родной, то это пытка – слушать «Ш» вместо «С», и более того - «сдвоенные-СС», их произносят как «ШШ» (эссис - эшшиш, эссэдис - эшшэдиш, эссардта – эшшардта, эссивэ – эшшивэ, и т.д. и т.п.), уродуется и звучание имен, особенно с двумя «С» («сослан» - «шошлан», «сауасса» - «шауашша» и т.д.), ...
     Очевидно, что только в ущельско-арвадальских общинах, где «Ш»-мультипликация привычна с рождения и ЛИШЕНА КОНКУРЕНЦИИ других говоров-языков, такое будет НЕ ВЫБРАКОВЫВАТЬСЯ из общения... Ибо привычка к родному языку скрывает психо-звуковой негатив, а такое может быть и на уровне государств – вот пример: «в разных языках фоносемантика различна. Например, в польском языке, в котором шипящие звуки преобладают, фраза, основанная на таких звуках, вовсе не будет страшной»... Но это только ДО того, как рядом появляется язык-конкурент, что мы и имеем в Осетии: обратите внимание - северные осетины наиболее массово не знают родного «Ш»-языка, ибо в условиях ГОРОДА подсознательно отбраковывают свой «Ш»-фактор и переходят на психо-фонически более привлекательный язык...
     Месяц назад админ сайта iratta.com радостно сообщил, что на ТВ-СевОсетии начали регулярную молодёжную программу осет-языка и дал мне инет-адрес... Ей богу – успел обрадоваться... Но смотрел... И опять всё ТО ЖЕ САМОЕ – снова НЕ литературный язык Коста, снова «Ш»-мультиплицирующий говор...
     И, похоже, пока инет-элита не вырастет в Ир-Ас-элиту - эти так и не поймут, что НЕВОЗМОЖНО сохранить потребительскую ценность языка в условиях конкуренции с гораздо менее шипящими (англ., русс., груз., и проч.) – негатив «Ш»-фоно-психологии гарантирует падение употребляемости и дальше!!! Тому явный показатель как раз то, что из всех осетин массовое забвение языка – очевидный признак «Ш»-«иронцев»...
     Попросту, или рыночно говоря – эстетика языков в ОТКРЫТОМ для языковой конкуренции ГОРОДЕ не оставляет «Ш»-мультипликации шансов... И если не возврат к литературному языку Коста – то не стоит тратить деньги, если только это не способ подкормить под себя ту часть осет-патриотов, которые ничего в языковой проблеме не смыслят и патриотизм их давно сузился до застольного выражения «аез ирон даен»... Но на выбрах голоса и таких патриотов нужны – и на голоса денег не жалко...
     А в единственном осетинском городе последнего (почти) тысячелетия не только арвадал-ущельские патриоты, но и русские, и армяне, и грузины – вообще все говорили на Ир-Ас-цхинвальском городском говоре... Теперь в РЮО принят закон о государственном Языке... И именно в ГОРОДЕ Цхинвале, при его мизерном для города населении (40 тыс.), с конца 1970-х родилось то единственное – после гениальной поэзии Коста - явление Ир-Ас-культуры, которое БЕЗ ВСЯКИХ ОГОВОРОК является достоянием гениальной культуры стандарта городов любого размера, и эта Ир-Ас-ГОРОДСКАЯ культура никому классом НЕ УСТУПАЕТ – это зармон!
     ---------------------
#1 написал: Блцон (23 декабря 2010 03:43)
При всём уважении к Алану Чочиеву не могу с ним согласиться. И разговоры на тему чей язык и чьё произношение более аланско-осетинское считаю бессмысленными и даже вредными. Язык - это не одежда, которая может быть модной или стрёмной. Родной язык такой, какой он есть. Его не выбирают и не меняют.
Я порой поражаюсь обилию некрасивых, гортанных, труднопроизносимых звуков в аварском языке. Но для аварца нет языка, красивее и мелодичнее аварского. И он прав.
Я сам из туальцев и мои предки говорили на говоре близком кударгомскому. Но с моей стороны говорить куртатинцу, что он неправильно произносит осетинские слова было бы абсурдным. Таким он родился, так с ним разговаривали его деды, родители. Так веками говорили жители как минимум трёх больших осетинских ущелий.
Мне иной раз не легко понять чистый дигорский. Но при этом, как прерасно, когда выходец их с.Уакац или Хазнидона разговаривает без примеси слов из "международного" языка из боязни, что его кударец не поймёт. Мы часто говорим о шипящих "Ш", "Ч" и тд.
Но ведь эти звууки есть во всех диалектах. Если куртатинец говорит "шабыр", южанин "сабыр"(вроде бы как пишется), в тоже время они с таким же успехом говорят "сэмэн?", "шэмэн", а пишется вообще чысайнагау "цэмэн". Северяне говорят "сом мемэ", южане "чом мемэ", ксанцы "цом мемэ". То есть шипящих в нарском говоре, и в кударском, и в куртатинском достаточно. Они просто произносятся в разных словах.
Так чей говор тогда правильнее и красивее?
Я уверен что для каждого тот говор, на котором он говорит.


#2 написал: Альберт (23 декабря 2010 11:45)
Да если честно сомнительно, сам так же принадлежу к Туальцам, и уважаю любой говор, не нужно забивать ещё один клин в нашу национальность с помощью языкового барьера, к тому же если учесть что 70% городского населения (владикавказ) разговаривают только на и из этих 70% , 30% вообще не умеют разговаривать). Мы стоим перед другой угрозой, угрозой потери языка.
Надеюсь пример Венгерских Ясов нас чему то научит.

#3 написал: Балццон (24 декабря 2010 02:56)
Действительно, сейчас нужно думать прежде всего о том, как бы любыми способами востановить нормальное функционирование родного языка в осетинском обществе. И при этом разговоры о преимуществах или недостатках того или иного диалекта или говора несут огромный вред, создавая дополнительные преграды. Сколько приходилось видеть и слышать выходцев с Юга, которые стесняются во Владикавказе говорить на родном (особенно молодые девушки). Слишком "крепко" мол звучит. Дигорцы тоже стесняются в разговоре с "иронцами" говорить на чистом дигорском - не поймут. В результате и те и другие переходят на понятный всем, международный русский язык.
И если мы ещё и искусственно будем подталкивать всех к среднему благозвучному знаменателю наш богатейший и красивейший язык умрёт даже раньше, чем это предсказывают отчёты ЮНЕСКО.
Алчидар хъуама дзура йа мадалон авзагыл - йа мад ам цы авзагыл сдзыртта фыццаг хатт, гъе ууыл. А писать мы можем на общепринятом официальном литературном языке. При этом мы никак не обойдёмся без наличия нормальных условий для развития и функционирования на любых уровнях дигорского языка. Единство народа не должно ставиться под сомнение ни при каких обстоятельствах.
Для разрешения создавшегося противоречия есть только один выход - всем кто называет себя осетином научиться понимать любого осетина, независимо от того, на каком диалекте он говорит. Другого выхода не существует.
Давайте забудем разговоры типа: "Я не люблю кударский диалект" или "Какой некрасивый туальский говор".
Ведь мы же никогда не говорим: "Мне не нравится мой указательный палец, я больше люблю безымянный".
Только когда мы научимся относится и к фермеру из Дур-Дура, и к шахтёру из Квайса, и к доярке из Зилги, и к продавщице-беженке из Грузии как к своим братьям и сёстрам независимо от их диалектов и разницы в менталитете, мы будем единым и неделимым народом.

#4 написал: Алан Чочиев (24 декабря 2010 12:33)
Бонхорз алкаемаен аемае Баелццонаен!

ещё раз стратегическое (о деталях ниже): либо надо понять - ЧТО ТАКОЕ "город" - и ОСОБЕННО МНОГОЯЗЫКИЙ, либо рассуждать с позиций хорз лапу - и тогда как всегда в Осетии, вам всегда и везде, в любых ущельско-арвадальских общинах и кутках, гарантировано признание и уважение... И если вам надо слыть хорз лапу - ради бога, но мне это уже не светит и слава богу... Но это момент важный с другой - технологической Кочки Зрения и об этом ниже... Теперь - о нонсенсах.

Первый - какое значение для темы имеет ваше вступление "при всем уважении к (тут, кстати, принято именовать имярек - "...некто клятым)", что заставляет читателя заподозрить вас в том, что вы мнение "алана чочиева" ставите выше мнения основоположника лит-языка Коста - его оценку "Ш"-мутации вы вовсе обошли!!! (!!!) Это ведь Коста первым - сдержанно - писал о безобразном звучании осет-"Ш"-мультипликации, а языковые PR-спецы-"осгуды"-и-прочие исследовали не отдельно "Ш"-мутацию, а психо-фонические коннотации языков...
Это В ПРИНЦИПЕ - нонсенс, потому что УВАЖАТЬ или НЕ УВАЖАТЬ персоны или языки - я ТУТ НЕ ЭТО РАЗБИРАЮ... Речь О НА-УЧ-НЫХ ОСНОВАНИЯХ ОТБРАКОВКИ одной категории языковых единиц - ЗВУКОВ... на-уч-ных основаниях... Всё!

Второй - вы заниматьесь поДменой понятий, Балццон, потому что я ясно назвал КАТЕГОРИЮ обсуждаемого Ир-Ас-говора - и это ВОВСЕ НЕ "родной язык", как вы изволили... О родно языке, как раз, у меня с вами расхождений нет и пример с польским вы, собственно, обошли (случайно ли?), но не называя - подтвердили. Однако не назвали и то, что у польского языка - В ПОЛЬШЕ - НЕТ конкурентов... Для языковой ситуации Осетии ваш довод стоит на подмене понятий.

И последнее - ваше утверждение, что надо говорить В ГОРОДЕ НА ВСЕХ Ир-Ас-говорах разделяю абсолютно, но я, в отличи от вас, называю и ВТОРОЕ - после гениальной поэзии Коста - гениальное достижение Ир-Ас-культуры, ЗАРМОН, которое ПОКА ЕДИНСТВЕННОЕ можно привести КАК КРИТЕРИЙ благозвучности одного из Ир-Ас-говоров - цхинвальского (это вовсе НЕ кударский, как вам кажется)! И это единственный ГОРОДСКОЙ говор в Осетии в обозримой истории... Это - ФАКТЫ.

Таким образом, я привел ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО только факты, а какие тут могут быть "уважения"-неуважения" к фактам, если мы ведём ТЕМУ НАУЧНОГО АНАЛИЗА осет-ущельских говоров В УЩЕРБ ЛИТЕРАТУРНОМУ языку Коста???

...это вне моего понимания...


#5 написал: Балццон (24 декабря 2010 22:16)
Алан, я не зря написал "при всём уважении". Потому что жизнь научила меня уважать людей не за их карманы или занимаемые должности, а за то, кто они есть и что хорошего делают для своего народа. Как в известной песне: "Дард фандагта адам уарзын сахуыр кодтой ман" (Чеджемты Ахсар).

При этом я никак не могу претендовать на роль вашего научного оппонента, поскольку в вопросах лингвистики мои знания не выходят за рамки общих понятий.
Будучи "технарём", а не гуманитарием привык подходить ко всем сложным общественным проблемам с практической точки зрения.
И вот здесь, когда речь заходит о чём-то, что каким -то образом разделяет наш народ, во мне внутри начинает звенеть инстинктивный сигнал тревоги.
Вот об этой тревоге я и написал. Мой коммент меньше относился к вашему материалу, чем к общей языковой ситуации в среде осетинского народа, который я никогда не разделял по ущельскому признаку или говору. Мы с вами знакомы только заочно. Но я уверен, что и для вас единство народа - понятие не коньюктурное. Иначе вы сидели бы сейчас в тёплом кабинете дома, загребая бабки, вместо того, чтобы скитаться по Европам. В этом мы друзья по несчастью.
Помните большевик Андреева писала в "Советской России": "Не могу поступиться принципами"?
Есть у каждого народа путеводные звёзды, выдающиеся личности, есть направляющие идеологии. Для меня ни Библия, ни Коран, ни Устав КПСС, ни личности величины Коста и Васо, при всём моём уважениии к ним и почитании, никогда не были носителями абсолютной истины. И когда мои основополагающие принципы не соответсвуют общепринятому мнению или мнению великих, я предпочитаю через эти принципы всё-же не переходить.
Поэтому, избегая научного диспута с вами, как историком, специалистом и общественным деятелем, я всё же остаюсь при своём мнении - нельзя выделять и возвышать ни один из осетинских диалектов и говоров над остальными. Они все должны быть равны и одинаково красивы для каждого осетина.
Хатыр, кад истамай фарадыттан, стай агар бира "я"-та кай ныффыстон, уый тыххай.

#6 написал: Алан Чочиев (25 декабря 2010 17:19)
Ног Бонэ хорзаех, Баеллцон аемае иннаетаен алкаемаен!

Всё верно, только вот эта позиция, которая названа вами (нельзя возвышать ни один осетинский диалект............-и-проч...), может СЕГОДНЯ быть ТОЛЬКО СТАРОТОВЙ ДЛЯ НАС, но НИКАК не финальной...

Не ФИНАЛЬНОЙ!!!!!!!!!

...ПЕРЕД нами - это значит и перед вами лично, потому что на ТЕМУ ЯЗЫКА ОСЕТ-ЕДИНЕНИЯ (а язык ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ - это единственное универсальное СРЕДСТВО ОСЕТИНСКОГО ЕДИНСТВА) всем, кто НА ЭТО ВРЕМЯ (сейчас конец 2010 года) писал, говрит, пишет и говорит, на самом деле - В РЕАЛЬНОСТИ - на тему языка осет-единства ГЛУБОКО НАПЛЕВАТЬ!!!!!!! А Баелццону - НЕ наплевать....

Вот тот текст, ТОТ, который написал Баелццон в последнем посте - это, В МОЕМ ПОНИМАНИИ, неприятие Ир-Ас-КАТАСТРОФЫ, и несогласие С ТЕМИ - КТО НИЧЕГО НЕ ДАЛАЕТ ПРОТИВ ЕЁ ФИНАЛЬНОГО ТОРЖЕСТА...

а в технологическом значении его текст ОЗНАЧАЕТ, что применять надо все диалекты, я лишь добавлю - СЕГОДНЯ МИР УСТРОЕН на двух фундаментах, которые ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ: сегодня на первый план вышли - УДОВОЛЬСТВИЯ, и это КАК БЫ ПЛОХО, однако эти удовлльствия уже НЕ ТОЛЬКО ПОЕСТЬ И ВЫЖИТЬ, но уже ЕСТЕТСТВО - и тут пока на всех "диалектах" есть ТОЛЬКО ОДНО СРЕДСТВО - зармон, но он есть только на цхинвальском (это не кударский вовсе - это его ГОРОДСКОЙ вариант)...

и второй фундамент мира сегодня - это ВОЗМОЖНОСТЬ СВОБОДНОГО личного выбора, когда МОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СТАДНЫХ КРИТЕРИЕВ осет-кутковых общностей и ВЫБИРАТЬ ЭСТЕТ-ОБЩНОСТНЫЕ средства единения!!!!!!!

Надо всего лишь сделать ЛИЧНЫЙ ЭСТЕТ-ВЫБОР НА ТЕХНИЧЕСКУЮ ЕСТЕТИЧНОСТЬ ващего собственного говора!!!!!!!

Способ - ОДНИ: это способ Коста, или способ - Ахсара Джэггайтэ!!!!!!! Делайте ЧТО НИБУДЬ ГЕНИАЛЬНОЕ, чтобы осетины и не только осетины ТЯНУЛИСЬ К СРЕДСТВУ ВЫРАЖЕНИЯ ВАШЕЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ - это должно СТАТЬ ВАШИМ ЛИЧНЫМ ВЫБОРОМ!!!!!!! Дерзайте! И никому не верьте, что вы ОБЫКНОВЕННЫЙ хорз лапу... Идеология Нартиады, которую я неплохо знаю, как раз СТОИТ НА ТОМ, что ДОСТОИНСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕЗАУРЯДНОСТЬЮ ЕСТЕТСТВА!!!!!!!

Браво, Баелццон!!! Ног Бонэ хорзаех!

одно я не пояснил и возвращаюсь: я имею ввиду именно ЕстеТство, а не Э-сте-Т-ство как "эстетство", чем как раз грешит нынешняя патриотичная осетинЩина - со своей безобразностью в Э-стетике, и своей беСПлодностью в Е-стетичности ЕСТЕС-Т-СТВА осетинского и сверх-осетинского. Как у Коста и Ахсара...

Опять не доОбъяснил (надо меньше пить - но Европа в эти две недели гуляет как и Ир-Асия), потому - хатэр...

Коста - "весь мир - мой храм", аемае Коста куэвта иронау - аемае эссэди Хусаумае!

АЕхсар -КУВЭ, зарэ зармон - байхъус аем!

У нас, вопреки Коста, нет даже ХРАМА ОСАТЕИНСКОГО... только сейчас Даур Макеев и Слава Джанаев, с замечательными ИРОН ЛАПУ, начинают создавать тот самый ВЕСЬ МИР МОЙ ХРАМ... не исламские мечети или православные церкви, а именно ЭТО - ВЕСЬ МИР МОЙ ХРАМ!

Ног Бонэ хорзаех!

#7 написал: Балццон (26 декабря 2010 18:53)
Алан, на гениальное способны не все. Коста надо родиться. А вот таким как Славик Джанаев может стать каждый, если сильно захочет. Я не имею в виду его таланты, а его желание и волю творить для Осетии и её будущего.
Я бы сказал, делай хоть что-нибудь такое, что бы приносило твоему народу пользу. Пока у нас, к сожалению, получается наоборот. Многие, если не большинство, своими делами и помыслами приносят только вред, часто непоправимый. Если, например, взрослый человек разговаривает со своими детьми (а они и дети Осетии) исключительно на русском - это я называю предательством своего народа, лишающим его будущего. Если молодой человек забывает нормы элементарной осетинской нравствености и в обнимку с такой же "осетинкой" показывает порно вживую в парке им.Коста -это тоже предательство. Ещё большее предательство, когда подвыпивший "старший" превращает благородные осетинские традиции в половую тряпку, тем самым показывая младшим, что основы основ осетинности можно игнорировать. Сейчас в осетинском интернете развелось много юнцов, словарный запас которых наполовину состоит из мата. До лампочки, что всё написанное читают сотни и тысячи людей. И самое страшное, что это становится такой же нормой, как для американца f-k. Так чем же мы тогда отличаемся от тех же черных Гарлема? Каким будет наш язык в будущем, если конечно выживет? Очень возможно, что все диалекты объединит и упростит вновь созданный - матерно-русско-осетинский.

Я вижу нашу осетинность как большое дерево с могучими корнями. Питается это дерево живительными: ирон авзаг, ирон фарн, ирон агъдау (три в одном). И поскольку эти понятия сегодня иссякают наше дерево начало сохнуть, ветви ломаются. И при том, что мы в это время "кайфуем" от удовольствий, лицемерия и черезмерной гордыни, сущуествует большая вероятность того, что в будущем это дерево пойдёт на дрова в большом костре истории.
Прошу прощения, что немного ушёл от темы статьи. Камай цы риссы, уый кой факаны.

#8 написал: Алан Чочиев (27 декабря 2010 12:22)
Бонхорз аемае Ног Бонэ хорзаех.

чтобы действовать вовсе не нужна гениальность: действие - это ВСЕГДА ЛИЧНЫЙ ВЫБОР.

пример для оптимизма: раз случился дигор-Кабалоев главой "Ш"-мутированной обком-элиты и Владикавказ местами-местами заговорил на прекрасно-вокальном говоре.

так всегда было: элита-"пэш-пэж" на севере и элита-"шэп-жжэп" на юге ввели речевые стандарты просто в силу ПРЕСТИЖА ГОВОРА ВЛАСТИ - осетины преклоняются перед чиновниками как все туземцы: где в этом гениальность...

ввам вполне доступен ЛИЧНЫЙ ВЫБОР говорить на литературном и ПРИ ЭТОМ КОМПРЕССИРОВАТЬ "Ш"-мутации и у ссобеседников. И у вас ЕСТЬ РЕСУРС ПРЕДЛОЖИТЬ говор стандарта гениальных поэтов - зармон как раз и создается его творцами на слова гениальных Ир-Ас-поэтов.


#9 написал: Альберт (28 декабря 2010 10:58)
Вопрос конечно глубокий и интересный но простите, что я вмешиваюсь, большая часть молодёжи даже не отличит говор наших братьев из разных частей республики. Мы говорим о мраморной плитке и золотых крантелях, сидя у разбитого корыта .

#10 написал: Алан Чочиев (28 декабря 2010 12:58)
Бонхорз Альберт.

Дело как раз в том, что корыто - разбито, но обломки "мраморных плит" и "золотых крантелей" пока рядом у "корыта" общего культур-меню...

...по-вашему, хирургам не надо сшивать рваные раны тела - надо тело выбрасывать на доУмирание...

нормальная человеческая логика ЛИЧНОГО ВЫБОРА говорит прамо наоборот - Я СДЕЛАЮ ВСЁ, ЧТО СУМЕЮ, остальное НЕ ОБСУЖДАЮ...

#11 написал: Балццон (29 декабря 2010 02:59)
Я недавно ездил домой в отпуск. По родной речи конечно соскучился, особенно по детской. Дел было больше чем по горло, но машину у родных я специально не брал - получал удовольствие от пеших прогулок и езды на маршрутках. Таким образом человек получает больше информации, лучше видит всё кругом. И вот как-то в голову взбрела смешная идея. Я отложил стодолларовую бумажку в дальний карман, для зардалханан первому встреченному малышу, говорящему на родном языке.
И вот как-то в маршрутке напротив меня уселись две молодые женщины с маленькой девочкой, разговаривавшие между собой на чистейшем осетинском языке. Я слушал и радовался как ребёнок - рука уже сама тянулась к той сотке. Уже обдумывал какими словами поблагодарить этих приятных женщин. Девочка в это время ёрзала в сидении от избытка энергии то толкая маму, то запуская её руку в сумку. И тут мама не выдержала и стала отчитывать дочку... на таком же чистом русском языке. Та старалась перечить, оправдываться, но до конца поездки так и не произнесла ни одного осетинского слова.
Так и не нашла эта сотка своего соискателя.

Понимаю, что говорить о красоте языка надо бы. И касательно предмета диспута Алан несомненно прав. Но увы...
Продолжая ваши образные сравнения, мне кажется, что мы говорим о дизайне флигелей и карнизов здания, у которого фундамент трещит по швам и вот-вот развалится. Хочется бить тревогу и седлать коней, но никто не может сказать с какой стороны фадис и что предпринимать.

#12 написал: Алан Чочиев (29 декабря 2010 13:26)
Бонхорз аемае алкаемаен Ног Бонэ хорзаех!

сколько живёт Нартиада - столько жив Ир-Ас-язык... А сколько это?

Дюмезиль показал - уже тысяч семь лет будет... Но я могу ещё удревнить до 9-ти тысяч, потому что совершенно точно в Нартиаде есть сюжет, точно совпадающий с сюжетом археологически известного из седьмого-шестого тысячелетия до новой эры...

Так, всё таки, почему Ир-Ас-язык столько живёт? Одна из причин та, что Нартиада - ПЕЛАСЬ ПОД МУЗЫКУ!!! Пелась, но не рассказывалась... И кроме того ещё и ВЫТАНЦОВЫВАЛАСЬ... Спросите себя - какие языковые единицы вам легче всего приходят на память? Правильно - из песен...

Так вот, единственный жанр сегодняшней жизнеспособности Ир-Ас-языка в потребительской системе ГОРОДА тоже может быть только песенный и он родился в Цхинвале эдак лет 25-30 назад - зармон... Раньше всего лично я услышал зармон в инете тут - на iratta.com. Сегодня его уже стало много - сходите в ютуб, я слышал уже зармон на каналах usima1, valion75, sulyamif, ritatref, assais1, есть наверно и другие... Во все времена человек тянулся за удовольствиями, и в 21-ом веке это не изменится обратимо! Ноборот.
Так что надо всемерно поощрять в осетинах удовольствия красивые и умные - пока кроме зармона ничего нет...
а сто долларов - это можно лучше использовать: покупайте диски зармона! так делают во всем мире ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ГОРОДОВ...

#13 написал: Алан Чочиев (30 декабря 2010 13:30)
Бонхорз аемае Ног Бонэ хорзаех!

уже писал это на uasdan.com, здесь напомню: в европейских странах - даже в Германии и Франции - парламенты приняли законы О МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАЧИНАЮЩИХ ПОП-МУЗЫКАНТОВ как способе сохранения и развития своих языков в стремительно глобализующейся Европе.

Вы что-нибудь подобное представляете себе в Осетии??? Вор на воре - кому в Осетии нужны язык и зармон!!!

В Германии и Франции на основных телеканалах идут весь год поп-конкурсы, поют - и это удивительно - 90% на английском, на немецком говорится все остальное...

спрашивал иногда и особенно когда на Евровидении Лена Майер-Ландрут взяла первое - почему на английском, никто и ничто же не заставляет... не раз имел такой ВКУСОВОЙ ответ - "на английском поп-музыка красивее звучит"...

ТАК ВОТ, осетинские власти никогда не примут закон о поддержании ВКУСА К ЯЗЫКУ ЗАРМОНА, потому что им язык зармона так же никуда не нужен, как и язык Коста...

Потому только один ВЫБОР - ЛИЧНЫЙ ВКУСОВОЙ - может иметь какое-то "Ш"-компрессирующее действие и всё за свой счёт, за счёт граждан...
на этом тему осет-ГОРОДСКОГО-языка потребительской эпохи считаю в целом ПОСТАВЛЕННОЙ! Если ещё остались не ЗАСТОЛЬНЫЕ - И УЖЕ ПОЯВИЛИСЬ НЕ УЩЕЛЬСКО-АРВАДАЛЬСКИЕ патриоты, то продолжите без меня...

Ног Бонэ хорзаех.

#14 написал: Альберт (8 января 2011 15:53)
Если хирург сначала будет зашивать порезы, а не пришивать оторванную руку, боюсь помощь уже не понадобиться..... В городе одно два заведения где можно прийти и записаться на курсы осетинского языка, причем это будет стоить довольно дорого, ни одного интенсивного курса осетинского языка так и не разработано, в соответствии с методиками по изучению языков,Камболов всё старается но работы на сколько я знаю ещё много. Надо просто конструктивно решать эту проблему!

#15 написал: Алан Чочиев (9 января 2011 13:50)
Бонхорз аемае Ног Бонэ хорзаех!
Альберт, то, что тобой написано означает только одно - ничего не делать... При чем тут КОНКРЕТНО ДЛЯ ВАШЕГО ЛИЧНОГО ВКЛАДА В ПРИДАНИЕ Ир-Ас-языку приличного товарного вида в конкурентной языковой среде города потребительское бессилие "камболовых", или "чочиевых", или "XYZ"-ущельско-арвадальских патриотов, или "ZYX"-застольных патриотов...

уже был великий Абаев, который говорил, что на осетинском остается говорить только дома на кухнях... И я свидетель сам - он же и сокрушался в Цхивале, что на севере даже нет самой темы небрежения литературным языком Коста, о чем в Цхинвале ему надоедали...

Альберт, ты удивишься, но я утверждаю, что все те, кто постоянно долдонят из Коста "вест мир - мой храм" - они все лицемеры!!! потому что это САМЫЙ ПОЭТИЧНЫЙ образ глобализующегося мира, какой мне известен в мировой литературе - и язык этого поэта в языковой глобализации мировых храмов вы все зовёте нашим литературным - И СНОВА ЛИЦЕМЕРИТЕ...

Этим вы сами, вместе с организаторами молодёжных теле-языковых программ на ТВ-РСО-А по мультипликации "Ш"-мутаций являетесь могильщиками осет-языка... Ваше безделие - это сверхДЕЛИЕ могильщиков: кпсс-секретари вырыли могилу и удушули наш литературный, а вы уже наполовину засыпали издыхающий труп осет-языка...

...при чем тут "камболовы"-"абаевы"-"чочиевы"-"XYZ", когда мы ТУТ ГОВОРИМ О ЛИЧНОМ ВЫБОРЕ, без которого всё есть - 0000000000!!!

#16 написал: взгляд со стороны (19 января 2011 23:03)
даю всем бесплатно то что было на самом деле.
нарты говорили на двух тайных языках.
чъенты авзаг, и хетты авзаг.
якобы серетные языки некотрых нартов...
скажу что никаких секретов нет...
на самом деле...
чъенты, это от близости расположения наших предков, сарматов, скифов, алан, которые жили на территори нынешнего ТИБЕТА!!!!
так вот как вы все знаете, чъента это самоназвание китайцев.
а хеттами, китайцев называли монголы. на монгольском языке, слово китаец переводится как хет!!!!!
допустим мы же на своем языке не говорим еврей..., мы говорим дзуттаг....
с пренебрежением...
а слово дзуттаг между прочим слово то древнее
... а евреи ( которые пришли на аланские земли, где то в 3-5 веке нашей эры, под исключительно благим видом миссионеров в огромном количестве) пришли к нам с миссией, разбить империю Алан, которая по тем временам значилась как сейчас, ...допустим , россия, сша, китай, индия, вместе взятые, и с помощью культурной революции,натравить нас друг против друга...чтобы мы перестали существовать как империя, что им и удалось. в итоге. мы Аланы погрязли в междуусобных войнах, перебили друг друга...и в финале к нам пришел тимур-тамерлан...и конец фильма....
вспомните еврейскую истину...
разделяй и властвуй!!!!
кому интересно дальше и больше......пишите на е майл...


отвечу всем...
скоро еду на тибет...
специально за нашей историей...

panteon89@rambler.ru

если кому интересно....пишите...

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru