АЛАН ЧОЧИЕВ
НОВАЯ ЭПОХА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ С того времени, как в октябре 2007 года Путин в Иране обратился к Истории Религии как к объединяющему политическому ресурсу, завершается второй год.
С того времени, как бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, в марте 2008 года, обратился к религии как одному из трёх основных ресурсов глобализации, идёт второй год.
С того времени, как я опубликовал «Манифест Глобализации» в газете и отдельной брошюрой, прошло пять лет. Тогда я говорил об идеологии Нартиады и её изначальном для всех мировых религий монотеизме как идеологическом ресурсе глобализации. Теперь уже можно уверенно говорить, что идейные блоки Нартиады вполне различимы в базовых основах массы учений и мифов от Китая до Скандинавии и Британии.
И уже политики Большой Игры заговорили о вере и религии как Большом Ресурсе Интеграции современного мира. Сегодня можно подвести первые итоги этого подхода к вере и религии – подхода, с неизбежностью навязываемого новой эпохой глобализации.
РОССИЙСКИЙ ПОДХОД - ПУТИН 16-18 октября 2007 года, тогда ещё президент - Путин, в присутствии прессы и духовенства обратил внимание религиозного лидера Ирана аятоллы Хаменеи на общие древние религиозные корни России и Ирана. Главной темой беседы был тот известный научный факт, что «Иран – родина «проторелигии» зороастризма» (постоянный адрес публикации в и-нете: http://www.religare.ru/article46337.htm).
Путин сообщил аятолле и о том, что уже «есть основания полагать, что зарождение зороастризма произошло в России, на Южном Урале. В результате переселения народов носители этой религиозной культуры оказались на территории Ирана». Путин подчеркнул, что российская и иранская культуры имеют общую духовную основу.
Этот вывод Путин предлагал как основу идеологической базы для широкого сотрудничества двух стран и даже шире, поскольку Путин обозначил зороастризм как начало многих духовных систем и имел ввиду подчеркнуть, что общность духовных корней является ресурсом интеграции. Разумеется, заявления Путина основаны на российской научной базе – обоснованы результатами российской науки.
Путин подчеркнул, что зороастризм – древнейшая религия Ирана, считается частью специалистов «первоисточником иудаизма, христианства и ислама».
«История наших стран и взаимодействие культур наших народов носит гораздо более глубокий характер, имеют более глубокие корни, чем даже кажется иногда специалистам» - так он обратился и к журналистам в Тегеране.
Он отметил также, что общие духовные корни российской и иранской культур являются залогом «того, что мы всегда сможем договориться по любым проблемам, которые возникают, потому что мы понимаем друг друга».
Научная база этих утверждений Путина довольно основательная – это раскопки, которые ведутся с 1970-х на Южном Урале (от Синташты до Аркаима), давшие весьма серьёзные материалы по истории 17-16 веков до новой эры и позже. Часть специалистов считает, что здесь располагался центр – родина - «проторелигии» зороастризма.
Нет никаких оснований возражать этому, к тому же «проторелигия» зороастризма – это общее толкование того явления духовной культуры, которая, как установлено на сегодняшний день, в наибольшей полноте выражена идеологией Нартиады. В системе её идеологии вполне различима и материальная база культуры далёких предков – в ней все признаки перехода к эпохе металлов. Вне всякого сомнения – носители этой идеологии пришли на Южный Урал из черноморско-средиземноморско-каспийского междуморья.
Сегодня можно утверждать, что Южный Урал является, по существу, северо-восточной провинцией той единой духовной культуры междуморья, которая складывалась в Малой Азии с 8-7 тысячелетий до новой эры и археологически известна под названием культуры Чатал-Гююка и Хаджилара. На переходе 6-5 тыс. до новой эры она распространяется на Балканы, Дунай и Южный Кавказ, и оттуда всё шире, особенно на переходе в эпоху металлов.
В 3-м тыс. до н.э. в эпоху бронзы, освоен уже более обширный регион – почти все известные сегодня основные меднорудные провинции были освоены с концы 3-го – 2-ом тыс. до н.э. Провинциями этой культуры были также кобано-тлийские и иные кавказские культуры эпохи бронзы. К ним относятся на юго-востоке Прикаспия – Зивие, не вполне надёжный для выводов (Зивие – Иран: нет раскопанного культурно-производственного комплекса – это лишь бронза в могильниках, скорее, похоже – импортная бронза), и полноценный комплекс Гальштат в горах Центральной Европы.
Уже нет сомнения, что в начале эпохи бронзового века границы отсутствовали и открытость миграций специалистов (металлурги-каузнецы-художники, керамисты-художники) можно считать характерным признаком той - первой эпохи глобализации.
Можно уверенно говорить и о том, что в эту эпоху обозначились сильные тенденции к становлению силового контроля над усложняющейся производственной деятельностью. Происходила необратимая военизация быта и духовной культуры. Потому мы имеем в эпоху бронзы всё большее совершенствование оружия как показатель активизации усилий по отчуждению произведённых богатств, равно как по их охране.
Результатом активизации НОВЫХ УГРОЗ ЭПОХИ были новые идеи военизирующейся духовной культуры – начиналась Эпоха Героев. Пока это были одинаково почитаемые Герои-Захватчики и Герои-Защитники: захват добычи Силой вполне поощрялся и грабительские войны тогда ещё не осуждались… Эпоха переселения народов была следствием повышения производительности и связанными с этим демографическими процессами, тоже ведшими к экспансии…
Но вплоть до Крестовых походов - когда религиозная идеология в «чистой» форме впервые стала оправданием первых – по сути и форме – уже глобальных военных предприятий, религиозный фактор не был решающим в идеологии насилия. Но осуждение захватнических идеологий в современном смысле начало складываться ещё позже - в индустриальную эпоху.
Эпоха современных процессов глобализации начинает с этого – с осуждения захвата силой. Соответствующая идеология только начинает складываться – ещё сильны межгосударственные притязания, сильна память вражды между народами и религиями, ещё высока нетерпимость к «несвоим» сектам и учениям, и между ними…
Религия и политика всегда были сопряжены, но только эпоха развитых государств выработала политику, отделившую государство от религии (церкви). Но не повсюду… И теперь, в новую эпоху глобализации, политика самых развитых государств сталкивается с необходимостью снова обратиться к религии, чтобы снизить противодействие процессам глобализации на почве религии.
Но сама духовная сфера продолжает использоваться для оправдания агрессии – и у неё уже разные формы. Одна из них – терроризм с опорой на религиозные основания. Сама распространённость мировых религий и долгая практика использования их в политических целях грозят обращением их в изощрённые идеологии сетевого терроризма.
Инициатива Путина в Иране призвана способствовать сотрудничеству двух стран, выгодному для России уже по той причине, что она превосходит Иран технологически, а Иран имеет средства для закупок технологий у России, не выдерживающих конкуренции в других условиях. Совершенно понятно, что Запад, далеко превосходящий Россию в сфере технологий, должен был обратиться к мощному ресурсу религий для борьбы с сетевыми структурами терроризма и созданию устойчивых условий для рыночной реализации своего технологического отрыва от остального мира.
Летом 1991 года, в брошюре «Осетино-русская тема этноперестроечных уроков», мы заявили, что процесс в СССР придёт к терроризму, и на Кавказе он будет намного хуже ближне-восточного. В 1992 году был осетино-ингушский кризис и Осетия обрела все признаки большевицко-этно-религиозной идеологической «чёрной дыры», затягивающей и без того разрушительные настроения в лабиринт катастрофического мышления.
Поэтому в 1993 году мы усилили негативный прогноз. Тем, что агония терроризма (то есть – отказ от прежнего принципа отбора жертв, когда немощных, больных, стариков и детей не уничтожают, ибо террористы ориентированы тоже если не на одобрение, то на понимание их выбора умереть и убить) будет в Осетии, особо отметив это в брошюре «Уроки игры на Бойне»… Вторая половина 90-х и все 2000-е подтвердили этот прогноз.
Прогнозы подтвердились все - убили детей в Беслане… Потом этот идейно стойкий и уже патологический масс-психологический «сетевой синдром» анти-Права - анти-Закона был использован для совершенно искусственного ввержения Южной Осетии в кровавые жертвы августа-2008. Вся Осетия стала мировым центром этого «сетевого синдрома» и остаётся только надеяться, что она осмыслит это и из Мировой Жертвы этого синдрома станет Мировой Лабораторией Его Преодоления.
Сегодня уже ясно всем, что против сетевых структур терроризма могут быть эффективны только сетевые структуры противодействия, и обращение к ресурсу веры и религии было неизбежным. Это, за два года до Беслана, стало мотивом издания нами «Манифеста Глобализации» - вынужденным… И парадоксальность всего этого в том, что наибольший из всех ресурсов Истории Религии оказался сосредоточен в Осетии, но её он не интересовал. Всю эту страну этот ресурс не интересовал…Не интересовал до визита Путина в Иран…
Путин сделал самый первый шаг от Истории - к Ресурсу…
ЗАПАДНЫЙ ПОДХОД - БЛЭР В марте 2008 года бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр стал преподавателем Йельского университета в США и ведёт там семинар по проблемам «веры и глобализации». Вице-президент Йельского университета Ричард Левин подчеркнул, что Блэр помогает слушателям университета «изучать возможность использования религиозных ценностей для примирения, а не для разъединения» в условиях «растущей взаимозависимости мира».
Однако это не всё - бывший британский премьер создал «Фонд веры Тони Блэра», который, под названием «Фонд Веры» начал действовать весной 2008 года. В Йельском университете официальная должность Блэра называется «почетный исследователь программы имени Чарльза Хоуланда», названной в честь известного американского юриста и дипломата Чарльза Хоуланда.
Фонд Блэра является первым в истории практическим политическим предприятием, цель которого – «воплощать идею уважения и понимания между представителями основных религий в контексте глобализации. И ориентировать людей на помощь ближнему», что «является основным принципом каждой религии» - заявил Тони Блер.
Несколько принципов Блэра, которые он сформулировал на основе своего опыта в сфере благотворительности, кажутся крайне актуальными для СТРОИТЕЛЬСТВА НЕЗАВИСИМОЙ РЮО и их стоит привести и здесь.
1. Работать там, где Ваши ресурсы, навыки и интересы принесут больше всего пользы.
2. Определившись с областью применения своих талантов, осознайте, что немало людей уже делают хорошие дела в этой отрасли. Поэтому не думайте, что именно Вам будет принадлежать момент истины.
3. Следовательно, ищите партнерства и синергии – с другими благотворителями и с людьми, которым собираетесь помогать.
4. На чем бы Вы не остановились, делайте это со страстью и чувством долга. Это прибавит Вам творческий потенциал и привлечет других к делу.
5. Разработайте стратегию и четко ее придерживайтесь. В то же время будьте гибким и ищите новых возможностей. Существует мысль, что конечная цель каждого благотворительного фонда – стать ненужным. Я не уверен, что это истина. Будут всегда возникать новые потребности. Поэтому оставайтесь в авангарде.
6. Даже когда работа комплексная, пусть Ваши цели будут как можно проще.
В Yale Daily News Блэр поставил вопрос – «возможно ли представить систему ценностей для глобализации». Начальная посылка Блэра – «Проблема, с которой мы в настоящий момент сталкиваемся, не может быть решена без объединения». Но Блэр считает, что никакое «объединение не работает без общих ценностей».
При этом Блэр утверждает, что его опыт привёл к выводу, что религиозная, экономическая и социальная глобализации взаимосвязаны. На Христианском Мегапортале www.invictory.org сайт Milites Christi Imperatoris, выставлено утверждение Блэра о том, что для достижения успеха глобализации необходима «твердая база ценностей».
Блэр считает, что «вера является путем, который создает систему ценностей для глобализации, но не единственным путем». И полагает, что «многокультурные и мульти-религиозные общества являются результатом «движения людей к единству», и сейчас, как никогда «духовная столица» и «человеческая столица» должны быть объединены. «Пока мы не найдем путь к примирению веры и глобализации, мир станет еще опаснее». Блэр призвал Соединенные Штаты, Великобританию и их союзников, защищать важность социальных ценностей в борьбе с терроризмом. «Сила аргументов, а не оружия поможет нам добиться успеха».
Программа Блэра рассчитана на трехлетнее партнерство Йельского университета с Лондонским «Фондом веры» Тони Блэра, и Йель будет штаб-квартирой для американских операций его фонда. Деятельность фонда будет распространяться по всему миру.
Блэр говорит о «тихой революции в образе мыслей». По словам Блэра – «следует научиться мыслить таким образом, чтобы способность менять свои взгляды и принимать по-новому складывающиеся отношения в обществе стала бы неотъемлемой частью религиозных воззрений». На этом этапе задача Фонда Веры - установить взаимопонимание между представителями основных религий. Сам бывший премьер перешёл из англиканства в католичество после того, как покинул пост главы правительства в 2007 году. Отказ от «родного узкого» англиканства в более обширный – глобальный – католицизм сопровождается критикой Блэром Папы Римского за то, что папство не борется за современное – терпимое - приятие верующими иных порядков.
Блэр считает, что Папа Римский иногда «поддерживает вещи просто фантастические»… И считает, что если «в воскресенье зайти в какой-нибудь католический храм и провести среди прихожан опрос, касающийся проблем веры, то можно быть уверенным, что высказывания людей удивят нас своим либеральным настроем». Он уверен, что «вера рядовых католиков редко остается твердокаменной», и что «перемены произойдут в конечном счете и в исламе». И добавляет, что «люди часто забывают про то, что Иисус или Пророк Мухаммед смыслом своего учения видели возможность изменить традиционный образ мыслей».
Блэр услышан политиками мира – услышан и Папой Римским, который вторую неделю мая 2009 года провёл на Ближнем Востоке и посвятил сближения христианства и ислама. Нет сомнения, что Блэр и его единомышленники будут последовательны.
О РЕСУРСЕ ИСХОДНОГО МОНОТЕИЗМА И ИДЕОЛОГИИ НАРТИАДЫ – ЛИШЬ ОДИН СЮЖЕТ Философия МОН – в основе которой мировой разум Мон, предоставляет абсолютный ресурс для достижения основной цели, заявленной Блэром в качестве религиозной основы деятельности. Так как МОН – это и есть Бог!
Это Ресурс Бесконечный – и основание для методологий и методик! Мировой разум, который определяет порядок мира и людей – это Разумная Идея: она и есть «способность менять свои взгляды и принимать по-новому складывающиеся отношения в обществе». Но чтобы себя ассоциировать с мировым разумом – чтобы эта способность «стала бы неотъемлемой частью религиозных воззрений», нужно, чтобы человек был научен осознавать свою сопричастность к мировому разумному порядку. Не к отдельным, пусть и великим, пророкам – а через них к самому Богу!
Тогда пророками могут быть и бывшие политики, и папы, и гуру-учителя, и традиционные пророки… И люди науки светской! А «проторелигия» зороастризм – с иудаизмом, христианством и исламом – это важнейшие ступени обучающего восхождения к Мировой Идее Разума со вполне научной методологией таких методик образования и базовой идеологией Нартиады..
Но как бы там ни было, мы уже не на уровне прогноза - мы на практике ведущих политиков 21 века видим, что проблемы Веры и Глобализации неразделимы - религиозная, экономическая и социальная глобализации взаимосвязаны. И несколько раньше политиков - на базе науки Истории, по данным археологии и идеологии Нартиады, в последние годы настаиваем на том, что мы имеем дело со второй глобализацией – первая закончилась разделением мира на племенные территории и государства к Первому Тысячелетию до новой эры.
Но в чём, всё-таки, наглядность «научных технологий» перехода от Истории – к Ресурсу? Для иллюстрации пройдём пока один сюжет.
Всего один пример – из десятков и даже сотен, показывающих, что самая ранняя из известных сегодня систем монотеизма была усвоена современными мировыми религиями во всех основных сюжетах и идеях. Об идеологической преемственности их уже издано несколько книг. И теперь – самый центральный для христиан сюжет: главный праздник христианства.
Нисхождение благодатного огня в иерусалимском храме считается Рождением – или Воскресением Христа после смерти. Огонь-Свет – как Сила Рождающая! Эта идея является стержнем Элитных Рождений в идеологии Нартиады. И как в Нартиаде Свет Рождающий проникает в Склеп-Лабиринт «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг - через отверстие в потолке, так благодатный свет сходит в иерусалимский храм через отверстие в потолке и тоже символизирует Рождение (Воскресение) Христово.
Само имя «исус/иисус» является удвоением главного элитного титула идеологии Нартиады – Ас. В дописьменную эпоху он имел разные звучания и до нас дошёл в историографии и как Ус, и как Ос… В сложных словах – и как Эс, и Ис… А удвоение имени – это знак дважды-рождения: первым рождением считалось освоение самостоятельного передвижения, второе праздновали с наступлением пубертатного возраста – у мальчиков в 14-16 лет…
Отметим, что Иисус как раз до 14 лет был «неизвестно где – где-то», то ли в Индии… То ли… Где? Как часть идеологии Нартиады – её инициаций, исповедуемых на всём пространстве расселения индо-европейцев от океана до океана, элита Ас-Ус-Ос была везде - и в Индии в том числе: арии пришли в Индию не позже 2-го тыс. до н.э.
Даже благословили Первое Рождение Иисуса зороастрийские жрецы (маги). И второе имя Иисуса – «христ», которое тоже давалось на инициациях и было знаком достижения полной дееспособности, восходит к арийскому kur-ist – «испрошением обладающий» (k переходит в h). То есть, Второе Имя выражало его полномочия обращать молитвы (просьбы) к Богу и они исполнялись. И почти так же у народа Ир-Ас названы отправители культа - ist-læg – «обладающий высшей нравственностью (лæг и алæг – это ступени усечения полной формы wÆL-wAG – «высший нрав», полугласная w на первой позиции закономерно утрачивается: wacamongæ – acamongæ , wacyruhs - acyruhs).
Добавим, что у носителей идеологии Нартиады (народа Ир-Ас) нет праздника «нового года» - у них празднуется «новый свет» Ног Бон (Nog Bon), и по главному празднеству Нисхождения Благодатного Огня/Света у христиан очевидно, что это одна идея и одно её воплощение!
И нужно принять во внимание, что на Востоке эта идеология отложилась религией Бон, и во многих учениях Китая и Индии. А на Западе осмысления «света» как благонесущей силы отложились в благопожеланиях, ставших приветствиями: у французов - бонжур, у итальянцев – бонджорно. И очень много отложений идеологии Нартиады в исламе. Это пока один сюжет – мы лишь прикоснулись к одному элементу идеологии Нартиады: она от океана до океана... И на всём этом пространстве будет актуален лечебно-познавательный (образовательный) туризм – важный ресурс бизнеса в Ир-Асии.
ТАМАРЕ НИКОЛАЕВНЕ ШАВЛОХОВОЙ, РУСЛАНУ КОЧИЕВУ (АСКИДУ), АКАДЕМИИ РЕСТАВРАЦИИ (ТРЁМ ЦХИНВАЛЬСКИМ ЧЕТВЁРТЫМ ЭТАЖАМ) Все, кого я назвал в этом подзаголовке, наверняка поймут или поняли бы то – ЧТО я скажу дальше. Поймут именно так, как я ЭТО сегодня понимаю сам… Они знают и то, что с середины 1992 года в политике я оставался по инерции – «остаточно», а с января 1993 года решал вопрос своей «научной реабилитации» и был в докторантуре. В конце 1995 года должна была состояться моя докторская защита и в течении двух лет я планировал написать и издать все основные исследования идеологии Нартиады… Большая работа – но я оказался в тюрьме…
Было так – как было: только в 2003-м был издан «Методологический синопсис истории ранней мировой цивилизации», после чего – я так полагал – я вполне готов читать курс лекций по Вере и Религии в Эпоху Глобализации. И снова был в тюрьме…
Пишу я об этом вслед ещё одной мечте - ещё одной мечте, которая уже никогда не сбудется: я мечтал, чтобы такой курс впервые в мире читался в Юго-Осетинском Университете, или в Чребинском Университете, или в Синх-Уальском Университете, в котором я учился у уникальных людей и потом работал с уникальными людьми…
Да, понятно, что супер-элитный Йельский университет – это не единственный в мире университет, который превосходит Цхинвальский (Чребинский) по всем параметрам… Но всё же – Чреба (не начрепа, или чребало или чербайоло) ближе всего к тому, что в Мировой Истории оставлено эпохой Первой Глобализации в наследие Второй… И потому наш Чреба ещё и Синх-Уæл (-«высшая обитель» - Цхинвал)… Всё это нам дано беспристрастной Историей!!!
Остальное мы должны были взять сами… Но… Но!!! И теперь уже – Нет…
Но была – мечта… Разумеется, в нашем университете была бы открыта новая кафедра – «кафедра Истории Ранней Глобализации и современных глобальных вызовов» или что-то в этом роде! И возглавлял бы её, разумеется, я…
Никакого сомнения, что к концу 3-летнего контракта Блэра к 2011 году мы бы спланировали с Йелем международную конференцию по проблеме… Году в 2013 ректор Мира Цховребова и проректор Ахсар Джигкаев открыли бы международную конференцию в Цхинвале в новом конференц-доме университета «Касармон» (KAS-AR-MON – «обитель рождения разума»)… А Тамара Николаевна и Слава Джанаев знакомили гостей - учёных и политиков - с Морæгъ, Раро, Бурсамджели, Ерман (Ар-Ман – «рождающий разум», потому и конференц-дом «Кас-Ар-Мон»)… Познакомили с Чреба, Начрепа – и их продолжением Реком-Сидæн-Тар-Анджелос… Но сбылось только – Тар…
А как это было бы достойно тех выдающихся людей, которые были в этом учебном центре со дня его основания – и достойно места Чреба-Цхинвал-Асгард в Истории, в котором Провидение Истории предоставило нам и родине ИДЕОЛОГИИ цивилизации ЭТОТ ШАНС! Но она же предоставила другим осетинам – совсем другой шанс этого не позволить… И этим удалила от нас ещё и время актуального тур-бизнеса Ир-Асии…
А в марте 2007 года семинар Блэра в Йели покончил с моей мечтой сделать Цхинвал первым научным центром мира, где впервые читался курс лекций по Истории Глобализации…
Теперь, если удастся – то только личный вход в курс… Как у Тамары Николаевны – личный вход в тему ЛЮБВИ К ОСЕТИИ – без воплей и грудестучаний… Я учился у неё в школе, потом в институте… И ещё – ТАК ДАЛЕЕ… Учились у неё И ДРУГИЕ… И многие, кто шёл с Тамарой Николаевной Шавлоховой – шли в 1989-92 с нами или были недалеко… Аскид её – обожал (однажды раздражённый - «она как не из этого мира»)…
У нас с Тамарой Николаевной общее то, что мы всё делали открыто и объясняя выбор! У нас с Тамарой Николаевной общее то, что получилось сделать только то, что делали мы сами лично! Всё остальное – получилось как если бы почти не получилось… Нельзя сказать – что ничего не получилось… Но ясно, что «почти» – это немного…
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |