Один из самых «звездных» хоровых коллективов Северного Кавказа отмечает 30-летие Когда-то дирижер Дмитрий Китаенко сравнил путь артиста с восхождением на высочайшие горные пики, подобные Эвересту. «Сколько людей стремится покорить эти высоты, а ведь достигают цели лишь единицы… В искусстве чем выше поднимаетесь – тем труднее приходится». Творческий путь хорового дирижера Агунды Татаркановны Кокойти-Ходовой – тоже настоящая «олимпийско-альпинистская» эпопея. Достижения, украшающие ее профессиональную биографию, сродни покоренным шести-восьмитысячникам. Быть может, среди этих вершин уже есть свой Эверест, а может, его еще только предстоит взять... Но то, что уже сегодня в творческом активе Агунды Татаркановны и возглавляемого ею камерного хора «Алания», который отмечает в эти дни свой 30-летний юбилей – более чем впечатляет. Многочисленные блистательные победы коллектива на престижных хоровых фестивалях и конкурсах, успешные гастроли по России и миру… Впечатляет и сам перечень регалий Агунды Кокойти-Ходовой: народная артистка РСО-А, заслуженная артистка России, лауреат Государственной премии РФ и Госпремии имени К. Хетагурова, обладательница медали «Во славу Осетии»... Причем, поражает даже не сам ее талант, а редкое умение талантливого музыканта-хормейстера распоряжаться своим даром, быть всегда в форме и «на высоте», отвечать на запросы времени, созидать, несмотря на царящие в отечественном искусстве разрушительные процессы. ... Он «попал в точку», когда назвал свою дочь Агундой – известный осетинский композитор и музыкально-общественный деятель Татаркан Кокойти, автор первой осетинской симфонии, фортепианной фантазии «Азау», оперы «Нарт Сослан». Ведь Агунда, героиня осетинского нартского эпоса – это созданное народной фантазией живое воплощение красоты, женственности и музыкальности. И волшебный ореол этого пришедшего из глубины веков имени словно осветил собой весь дальнейший жизненный путь девочки. Грацию и женственность Агунда унаследовала от матери, бывшей танцовщицы ансамбля «Алан» Клавдии Дзускаевой. И, выросшая в дружной талантливой семье, уже с детства точно знала, что тоже будет музыкантом. Ведь и родной дядя Агунды, Аслан Кокойти, также был известным в Осетии композитором, скрипачом, автором песен, хоров, симфонических миниатюр, двух симфоний. С легкостью девушка окончила теоретическое и фортепианное отделения Орджоникидзевского (ныне Владикавказского) училища искусств, отделение хорового дирижирования Ереванской консерватории, прошла стажировку в Московском институте им. Гнесиных. Потом работала преподавателем и дирижером хора в Орджоникидзевском училище искусств, директором музыкальной школы № 1 им. П.И. Чайковского, много лет являлась председателем хорового общества Северной Осетии. И вынашивала мечту о создании своего хорового коллектива. Мечта сбылась в 1981 году, когда камерный хор под управлением Агунды Кокойти дал свой первый концерт в зале Республиканской филармонии. Уже с этого памятного меломанам Осетии выступления возглавляемый ею хоровой коллектив завоевал репутацию вдумчивого интерпретатора мировой музыкальной классики и современной хоровой музыки, хора высокопрофессионального, эмоционально яркого и стилистически чуткого. Фирменные знаки его исполнительской манеры – это красивые, выразительные голоса с яркими вкраплениями солирующих тембров, широчайшая амплитуда динамики звучания (от едва слышимого пианиссимо до сочного, монументального фортиссимо), а еще – выравненность его и слаженность, напоминающие о первостепенности таких хоровых понятий, как лад сотворчества, гармония многоголосия, чистота строя, кантилена. Тогда же, уже в первые годы своей концертной практики, камерный хор под управлением Агунды Кокойти четко обозначил и другое свое кредо – вдохновенного пропагандиста осетинской (как профессиональной, так и народной) и русской духовной музыки. Блистательно исполняет он произведения X. Плиева, Р. Цорионти, Л. Кануковой, Б. Газданова, Л. Ефимцовой, Ж. Плиевой и других осетинских авторов. Беспроигрышными хитами всех концертных программ хора «Алания» давно стали «Куплеты Сырдона» Т. Кокойти, «Круговой танец» Д. Хаханова, «Дума жениха» А. Кокойти, «Колыбельная» И. Габараева, «Балсагово колесо» Т. Хосроева, обработки осетинских народных песен «Косари» и «Фсати»… Художественный авторитет его дирижера и худрука столь высок, что к сотрудничеству с коллективом активно стремятся композиторы из соседних северокавказских республик. В репертуаре «Алании» – песни, музыкальные поэмы и миниатюры авторов из Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии. А два года назад хор успешно записал на чеченском языке гимн Чеченской Республики – плод творчества композитора Умара Бексултанова. Одним из первых в регионе камерный хор «Алания» стал исполнять в своих концертах русскую духовную музыку. Проникновенность и тонкость прочтения им произведений А. Архангельского, Д. Бортнянского, М. Березовского, С. Рахманинова, П.Чайковского, Н. Черепнина не только особо отмечаются слушателями и критиками, но и высоко оцениваются организаторами и членами жюри как международных, так и российских фестивалей и конкурсов духовной музыки. С неизменным успехом «Алания» выступает на Московском Пасхальном фестивале (2002, 2007, 2010, 2011 годы), на фестивале «Под куполами Екатеринодара» (Краснодар), в пасхальных концертах в Свято-Георгиевском кафедральном соборе Владикавказа, на Славянском музыкальном форуме искусств «Золотой Витязь». Исполнение русской литургической музыки хором «Алания» обладает такой искренностью и степенью проникновения в идею служения Богу и ближним, что «забирает» души и сердца слушателей в любой аудитории и в любой ситуации. Будь то концерты в православных соборах России, Сербии или в католических храмах Западной Европы, будь то конкурсы или фестивали. С исполнением русской духовной музыки связаны многие незабываемые эпизоды творческой биографии хора «Алания» и его дирижера А. Кокойти-Ходовой. Такие, как, например, выступления коллектива в 1992 году в воюющей Югославии – в сербских храмах святого Георгия (г. Боговаджа) и святого Дмитрия (г. Лазорева), когда слушатели на концертах внимали музыке в молитвенной тишине, как на церковной службе, а потом со слезами радости благодарили музыкантов. Или эпизоды участия «Алании» в хоровом конкурсе-фестивале «Гармония» в греческом городе Превеза (2002), когда после исполнения «Милости мира» Н. Черепнина хористам и дирижеру зааплодировали, не сдержавшись, даже члены жюри. А на закрытии фестиваля двухтысячная аудитория греческого амфитеатра после исполнения «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова встала и устроила осетинам настоящую овацию. Кстати, на этом музыкальном форуме «Алания» завоевала золото, а Агунда Кокойти стала его лучшим дирижером-хормейстером. Запомнилось многим и выступление хора в дни Московского Пасхального фестиваля-2007 в Никольском кафедральном соборе г. Серпухова, где местное духовенство в знак особой благодарности и восхищения передало коллективу из Северной Осетии иконы святого Николая и Серпуховских Новомучеников. Успех любого творческого коллектива связан, в первую очередь, с тем, насколько успешен (в профессиональном и человеческом смыслах) его руководитель. Агунда Татаркановна состоялась как разносторонне одаренная личность, воспитала вместе с мужем, успешным предпринимателем и талантливым скульптором Николаем Ходовым двух дочерей - музыковеда Эльду и художницу Виолу, лауреата премии «Золотая маска». А как музыкант, Агунда Кокойти-Ходова уверенно и точно формирует репертуар хора, внимательно продумывает его концертную, гастрольную, конкурсно-фестивальную политику. И впечатляющий репертуар «Алании» свидетельствует, с одной стороны, о богатой палитре вокально-технических возможностей коллектива, а с другой – о зрелости, мастерстве и неутомимом творческом поиске его художественного руководителя. За тридцать лет своей яркой истории камерный хор «Алания» объездил практически всю Россию и Европу. И везде, где бы ни выступали осетинские хористы под управлением своей путеводной звезды-дирижера – на родине или в странах СНГ, в Германии или Австрии, Болгарии или Италии, Великобритании или Швеции, Франции или Португалии, Испании или Израиле, на Мальте или в Швейцарии, – публика принимает коллектив не просто благосклонно – восторженно, с овациями и возгласами «браво!». Под руководством Агунды Кокойти-Ходовой камерный хор Северной Осетии обрел свое неповторимое лицо, стиль и традиции. Сегодняшний состав хора – это около 30 человек, подвижников-энтузиастов, молодых и зрелых, каждому из которых дано главное – любовь к хоровому пению, к своему дирижеру, друг к другу. И – умение трудиться, не отставая от руководителя. Это то, без чего невозможен успех любого хора. Это то, чем может сегодня гордиться его создатель – замечательный дирижер и музыкально-общественный деятель Агунда Татаркановна Кокойти-Ходова. |