… Крупнейший на сегодняшний день в России музейный форум, каждый год вовлекающий в свою «орбиту» сотни музеев-участников из самых разных городов и весей не только нашего Отечества – «от Москвы до самых до окраин», но и ближнего и дальнего зарубежья. Представители которых съезжаются на него, чтобы обменяться опытом и идеями, обсудить животрепещущие проблемы развития современного музейного дела, завязать между собой новые рабочие и дружеские контакты… Все это – международный фестиваль «Интермузей», состоявшийся в Москве в начале июня нынешнего года уже в пятнадцатый по счету, юбилейный раз. Проходил он в течение пяти дней в Центральном Доме художника – под патронатом Минкульта России и при поддержке Администрации Президента РФ, Минобразования, Союза музеев РФ, Российского комитета Международного совета музеев и еще целого внушительного списка очень авторитетных ведомств и организаций – правительственных, общественных и спонсорских. А о размахе и масштабности фестиваля «Интермузей-2013» красноречиво говорит уже хотя бы то, что участие в нем приняли более 250 музеев и около 50 фирм и компаний, разрабатывающих современное музейное оборудование. Был в их числе и Национальный музей РСО–А – один из немногих участников, представлявших на этом престижном и солидном международном фестивале Северо-Кавказский федеральный округ. И «прозвучала» наша республика там, в Москве, по-настоящему достойно и красиво. А делегация Национального музея (в составе его генерального директора Ларисы Сохиевой, заведующей отделом Марины Габуевой и сотрудника технического отдела Азамата Туаева) вернулась с фестиваля во Владикавказ с целым ворохом ярких, как радуга, впечатлений и идей – и им теперь предстоит «переплавиться» дома, в Осетии, в новые творческие проекты, которые будут воплощены в жизнь на базе этого нашего очага культуры. И о каждом из этих проектов смело можно сказать: такого у нас в республике еще не было. – «Интермузей» – это уникальная площадка, где можно познакомиться с самыми последними достижениями в области музейной деятельности, с самыми интересными проектами, которые были реализованы музеями России в течение года, с различными образовательными программами, которые осуществляются сегодня в стране в сфере музейного дела, – рассказывает Лариса Сохиева – Кстати, темой фестиваля в этом году как раз и стало: «Музеи – образовательный ресурс общества». Возможность увидеть все эти новинки и новшества своими глазами, потрогать руками, пообщаться с коллегами из разных регионов, принять участие в работе интереснейших мастер-классов, которые проводят в рамках фестиваля ведущие музеи России – это, конечно, для нас просто неоценимо. Тем более, что на протяжении последних четырех лет у Национального музея, к сожалению, не было возможностей выезжать на этот форум. И мы искренне признательны руководству республиканского Министерства культуры и массовых коммуникаций, благодаря чьей поддержке такая возможность в нынешнем году у нас вновь появилась. А интерес к нашей республике и нашему музею на фестивале, открывал который министр культуры России Владимир Мединский, был очень большой. Мы, опять-таки к превеликому сожалению, не смогли на сей раз принять участия в фестивальных номинациях – хотя и подавали такую заявку. Но стенд Национального музея, очень яркий и красивый, привлекал к себе на фестивале всеобщее внимание – и вызвал множество восторгов и лестных отзывов. Мы представили на нем свой выставочный проект, который экспонировался в Национальном музее в течение двух последних лет и был посвящен творчеству корифея осетинской живописи Махарбека Туганова и этнографии Осетии. Повезла наша делегация в Москву также буклеты, рассказывающие о работе нашего музея, сувениры и книги, которыми мы обменялись с коллегами из других городов и регионов – в том числе, из Государственного Эрмитажа. С ним у нас теперь, надеюсь, возобновятся и снова окрепнут деловые и дружеские контакты: мы приняли участие в мастер-классах, которые давали на фестивале специалисты Эрмитажа, получили на них очень полезные для нас консультации по хранению фондов, по новейшему музейному оборудованию… Думаю, побываем в Эрмитаже в ближайшем обозримом будущем и на научно-практических семинарах: в свое время такие командировки у нас практиковались, и возрождать эти связи тоже необходимо. … Интерьер осетинского хадзара, очаг с надочажной цепью, старинный резной фынг с тремя пирогами (к которому тут же выстроилась длинная очередь гурманов – с просьбами: «Ой, какая прелесть – а можно кусочек?»), украшавшая стенд владикавказцев красочная репродукция тугановского «Пира нартов» – в натуральную величину – и кружившаяся над всем этим в воздухе осетинская двенадцатиструнная арфа-фандыр…. Национальный музей Северной Осетии не просто не стушевался и не «потерялся» на фоне того пестрого эксклюзива, который был на сей раз представлен музеями России в Москве (а посмотреть там было на что! От реконструкций ослепительно роскошных парадных платьев российских императриц и от военных мундиров и боевого оружия эпохи Великой Отечественной – до выставленной на обозрение любопытных под микроскопом головы комара из Дарвиновского музея и до сверкавшего титаном и пластиком робота из Музея космонавтики, который деловито разъезжал на колесиках по коридорам ЦДХ и вежливо здоровался с посетителями). Участники и гости «Интермузея-2013», что называется, воочию убедились, как богат и интересен мир традиций, обычаев, духовной и материальной культуры осетинского народа. И далекая, экзотическая и незнакомая Осетия стала теперь для многих из них хоть на чуточку, но ближе… А еще уезжал из Москвы «десант» сотрудников Национального музея с чувством хорошей и по-настоящему белой зависти к очень многому из того, что удалось там, на фестивале, увидеть… «Интермузей-2013», помимо всего прочего, стал наглядной демонстрацией: без использования новых, современных технологий и форм работы с посетителями сегодня в музейном деле – просто никуда. Это уже не роскошь. Не прихоть. Это требование времени. И специальные витрины для экспонатов, оснащенные установками компьютерного контроля за искусственным микроклиматом и освещением. И различного рода новинки в области систем охранной сигнализации, пропуска на территорию музея и контроля за безопасностью посетителей. И системы электронных билетов, которые взяты на вооружение уже многими музеями Москвы, Петербурга и других крупных городов России. И широкое внедрение в работу музеев 3D-технологий. И многое, многое другое… – Все это было более чем щедро представлено на фестивале отечественными и зарубежными фирмами – производителями современного, высокотехнологичного музейного оборудования. И, конечно, всего этого очень остро недостает сегодня в музеях нашей республики, ни в одном из которых ничего подобного пока нет. Почему – вряд ли нужно пояснять: стоит такое специальное оборудование немало. Но, мне кажется, уже просто назрела необходимость ставить перед нашим правительством вопрос о том, чтобы все-таки изыскивались они – возможности оказывать финансовую поддержку Национальному музею в его приобретении, – убеждена Лариса Сохиева. – Тем более, что музей наш реконструируется, идет работа над созданием его новой постоянной экспозиции… И все эти новинки должны стать той силой, которая поможет привлечь в его залы «технически продвинутую» современную молодежь – да и посетителей старшего поколения. Кстати, кое-какие интересные задумки в этом направлении у нас уже есть. Например, мы предполагаем оснастить один из наших филиалов – Музей истории города Владикавказа – так называемой системой аудиогидов. И эта услуга будет там, к слову, предоставляться посетителям бесплатно. Впервые был представлен в этом году на «Интермузее» проект под названием «Музейный магазин». Тоже очень любопытный. Это была своего рода ярмарка, на которой музеи – участники фестиваля, предлагали посетителям свою «фирменную» сувенирную продукцию. Самую разнообразную. И знакомство с этой ярмаркой тоже подтолкнуло нас к целому «букету» идей, которые мы обязательно постараемся вскоре воплотить на базе нашего музея. Ведь, я думаю, мало кто из гостей, да и из жителей республики, откажется приобрести на память о его посещении какой-нибудь сувенир с его логотипом – красивый и недорогой. Не говоря уже о том, что такая сувенирная продукция тоже могла бы стать, в определенном смысле, альтернативой тому не всегда, к сожалению, качественному, а иногда просто китчевому ассортименту, который предлагают сегодня покупателям иные наши сувенирные «торговые точки»… А идеи здесь могут быть необыкновенно интересные. Взять, например, тот же Эрмитаж: он очень ярко «раскрутил» в качестве такого вот сувенирного бренда даже своих знаменитых кошек, которые при этом музее живут. Тут вам – и магниты в виде кошек, и сумки с принтами, на которых красуются все те же кошки, и майки, и календарики, и блокноты… … «Обязательно приезжайте в Москву на «Интермузей-2014» – и пусть ваше участие в фестивале станет ежегодным! Ведь вам есть что здесь показать – и о чем рассказать»… Это приглашение тоже прозвучало в Белокаменной в адрес североосетинской делегации. А руководство Национального музея, в свою очередь, убеждено: укреплять такие контакты с коллегами из других регионов страны музейной отрасли Осетии сегодня необходимо. Чтобы профессионально расти. «Заряжаться» новыми творческими замыслами. И чтобы прочнее «цементировалось» энергетикой дружбы культурное пространство большой многонациональной России, неотъемлемая часть которого – Северный Кавказ…
Автор: Е. Толоконникова |