…Он уже успел полюбиться владикавказской публике – совместный творческий проект Национальной научной библиотеки РСО–А, Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова и Республиканского музея театрального искусства, который получил название «Выставка одной картины». И 17 апреля в экспозиционном зале ННБ его продолжила выставка «Портрета народного артиста СССР В. В. Тхапсаева», принадлежащего кисти народного художника СССР Виктора Орешникова. Это полотно – гордость Художественного музея имени Туганова – временно экспонируется в Театральном музее и является настоящим украшением его главного, «тхапсаевского», зала. Ведущая мероприятия, заслуженный деятель искусств РСО–А, искусствовед Зара Газданова рассказала гостям вечера о художнике Викторе Михайловиче Орешникове – одном из лучших мастеров русской и советской живописи. В течение почти четверти века он возглавлял Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, выпускниками которого являются и многие ведущие художники Осетии. Благодаря его усилиям в этом вузе была создана особенная творческая аура добра, благорасположения к студентам, даже некой семейности… Зара Темболатовна отметила, что при всем явном предпочтении исторической живописи (а этим художником создано большое количество картин на историческую и революционную тематику), при том что он писал и пейзажи, и натюрморты, и жанровые картины, Виктор Михайлович был прирожденным портретистом. И за свою долгую творческую жизнь успел создать множество прекрасных портретов, в том числе и нашего великого земляка Владимира Васильевича Тхапсаева (1959). Эта картина, по мнению З. Газдановой, выполнена скорее в жанровом, бытовом характере, нежели в возвышенно-романтическом, как принято изображать и воспринимать В. Тхапсаева: «Великий, огромного таланта артист, один из лучших исполнителей роли Отелло, Бало Тхапсаев был удивительно простым, мягким, интеллигентным человеком без намека на «звездность». Что же интересовало Орешникова? Наверное, все-таки великий артист и человек вместе. Черкеска, в которую одет Тхапсаев, подчеркивает национальную принадлежность артиста и в то же время является атрибутом его профессии: в ней он играл в кино Коста Хетагурова». Картина написана в традиционной манере 50–60-х годов прошлого столетия, но в более свободной и подвижной живописной манере, с присущим Орешникову повышенным интересом к «натуре» (а натуру для своих портретов он выбирал только среди интересных и близких ему людей). И – с умением глубоко проникнуть в образ, отметить наиболее характерные и индивидуальные его качества. Ведь Виктору Михайловичу была близка, интересна и сама Осетия, ее люди, природа. В его творчестве есть еще ряд портретов видных представителей осетинской интеллигенции – живописца Батра Калманова (родного брата жены художника), врача Н. Г. Колиевой, инженера Г. А. Хестанова. Очень эмоциональным и познавательным стало выступление заместителя директора Музея театрального искусства Валерии Еналдиевой (на фото), которая рассказала об актерском даровании Бало Тхапсаева, сумевшего сыграть, по мнению компетентных критиков, «не простоту величия, а величие простоты». Она напомнила, что в Британском национальном музее хранится портрет Отелло-Тхапсаева, которого англичане признали одним из лучших исполнителей этой роли. Рассказала об огромном количестве званий и наград, которых было удостоено творчество нашего земляка, отметила масштаб личности человека, изображенного на этом замечательном портрете. Два своих стихотворения-посвящения В. Тхапсаеву прочитала народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова. А заведующая залом электронных ресурсов ННБ Залина Татрова подготовила к выставке электронную презентацию «Роли Тхапсаева».
Автор: Подготовила Наталья Куличенко |