«…Но нет Востока и Запада нет – что племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?..» – эти чеканные строчки из знаменитой баллады Редъярда Киплинга цитируются очень часто и очень охотно, когда нужно доказать и проиллюстрировать тезис, который – тоже, действительно, на все времена: люди разных национальностей, культур, наречий и конфессий, увидевшие друг в друге соратников по духу и единомышленников, общий язык между собой найдут всегда. Доверительный – и полный глубокой взаимной симпатии и уважения… Организаторы и участники VIII международного художественного симпозиума «Аланика», стартовавшего 1 августа во Владикавказе под эгидой Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства в партнерстве с некоммерческим Фондом поддержки культуры «АРТ КАВКАЗ», тоже в этом убеждены твердо – и на все сто. С одной лишь корректирующей Киплинга небольшой поправкой: не только «сильный с сильным», но и талантливый, креативный, обладающий свежим взглядом на мир – с таким же креативным и талантливым. Тем более что Северная Осетия для многих мастеров современной живописи, графики, скульптуры, фото- и видеоарта, впервые приехавших на нынешний симпозиум из разных уголков зарубежья, ближнего и дальнего – действительно почти «край земли». Терра инкогнита. И, работая в эти дни в рамках «Аланики-2014» над своими тематическими авторскими проектами, тесно общаясь в процессе работы с коллегами-художниками из Владикавказа, знакомя наших ценителей современного искусства со своим творчеством, они, эти гости республики, и сами открывают для себя Осетию. Ее природу, культуру, традиции, а главное – ее людей. И укрепляются в осознании: Северный Кавказ сегодня – это территория, широко распахнутая сердцем навстречу миру, взаимопониманию и добру… «Тепло лоскутного одеяла» 20 художников из 13 стран – таков творческий состав симпозиума. Ставшего за эти восемь лет знаковым и по-настоящему крупным культурным событием в масштабах не только СКФО, но и всего Юга России, проведению которого оказывает самую деятельную помощь (в том числе, и финансовую) Минкульт РФ. Людмила Байцаева – Северная Осетия. Тимур Мусаев-Каган, Мурад Халилов, Магомед Дибиров – Дагестан. Аслан Гайсумов – Чечня. Анастасия Хорошилова – Москва. Михаил Гулин – Белоруссия. Анна Рябошенко – Грузия. Александр Угай – Казахстан. Вахрам Агасян – Армения. Джамшед Холиков – Таджикистан. Умида Ахмедова – Узбекистан. Джейхун Оджадов и Ирина Ельдарова – Азербайджан. Ешим Агаоглу – Турция. Магди Мостафа – Египет. Художник, обозначенный в списке участников под загадочно-интригующим творческим псевдонимом UВIK – гость из далекой Индии. Карен Саргсян – Нидерланды. Мария Маршалл и Мэтью Корбин Бишоп – Великобритания… 20 имен. 20 разных – и очень самобытных авторских почерков. 20 взглядов на мир – и на то, каким должно быть искусство в стремительно меняющемся современном мире, в котором все активнее обретают прозрачность культурные, экономические и даже государственные границы, и в то же время не спадает «высокоградусный» накал политических и идеологических противоречий… Острых и жгучих. Одно из горьких подтверждений чему – трагические события, которые разворачиваются сейчас на Украине. Эхо их самым прямым образом «аукнулось», увы, и симпозиуму «Аланика». Первоначально, о чем уже писала «СО», планировалось и анонсировалось, что его куратором станет маститый искусствовед и арт-критик из Лондона, госпожа Сара Раза. В итоге, и сама отказавшаяся от участия в нем, и порекомендовавшая «воздержаться сейчас от поездки в Россию» целому ряду приглашенных на него художников из дальнего зарубежья… Кое-кто из них так и поступил – «воздержался». И, как в один голос заявляют те их коллеги, кого эта рекомендация от приезда в Осетию не отпугнула, очень много потерял. А на фоне вызовов, которые нынче вот в таком формате бросает искусству большая политика, тема «Аланики-2014» звучит особенно «трендово и актуально»: «Тепло лоскутного одеяла». Каждый из проектов, реализуемых в эти дни участниками симпозиума в гостеприимных стенах Национальной научной библиотеки РСО–А (именно она вновь избрана его базовой площадкой), и есть, образно говоря, вот такой яркий, цветной «лоскуток». И, «сшитые» воедино (что произойдет, как обычно, «на традиционной заключительной выставке работ участников «Аланики»), они должны, по замыслу организаторов и кураторов этого творческого форума, зримо доказать: назло недобрым и холодным ветрам, рвущим «парус» современной художественной культуры, она, культура эта, деятельно нацелена на то, чтобы объединять сердца представителей разных народов и стран – и делать их друг другу ближе… Работа над этими проектами, знакомство с республикой и ее достопримечательностями, выезды в горы, на природу, щедро «заряжающие» гостей Осетии новыми порциями вдохновения… Программа «Аланики-2014» – разнообразная и насыщенная. А еще ежедневно, в 19.00, с 3 по 12 августа в актовом зале ННБ проводятся авторские творческие вечера участников симпозиума. Вход на них, по еще одной давней доброй традиции «Аланики», свободный. И широко открыт для всех жителей республики и ее столицы, интересующихся современным искусством. Ориентализм – как судьба Рассказать, даже бегло, в «отдельно взятом» газетном материале обо всех этих вечерах, уже состоявшихся в Национальной библиотеке, по понятным причинам, невозможно. Но один из них, который прошел здесь, к примеру, во вторник, 5 августа, стал по-своему просто идеальной иллюстрацией к тому самому звонкому киплинговскому тезису: «Нет Востока – и Запада нет…» Потому что познакомил он владикавказскую публику с двумя очень разными, очень своеобразными и при этом, как, на первый взгляд, ни удивительно, очень близкими во многом внутренне друг другу в своем творчестве художницами: узбечкой Умидой Ахмедовой из Ташкента и Марией Маршалл из Великобритании. Кстати, обе еще и представили на суд зрителей работы, созданные в одном и том же жанре – фото- и видеоарта. – Честно говоря, я себя как-то даже стесняюсь позиционировать как художника. И говорю о себе обычно так: «Я по профессии – два в одном, как шампунь-кондиционер: фотограф и кинооператор», – улыбаясь, рассказывает Умида Ахмедова. Выпускница ВГИКа, участница не одной престижной международной выставки, человек, широко известный сегодня среди «творческого бомонда» Узбекистана. – Выросла в обычной, рядовой советской семье, папа работал врачом… – А после замужества получилось так, что я долгое время занималась только домом и семьей – и думала: никогда уже не вернусь в творчество. И очень важным поворотным моментом для меня стал 2002 год, когда я попала на семинар по современному искусству, который проводился под руководством ереванского художника Рубена Багдасаряна. Этого человека уже нет, но я глубоко ему благодарна. Потому что после этого семинара у меня словно открылось второе дыхание… …Памяти этого мастера из Армении и посвящен один из проектов Умиды Ахмедовой, над которым они когда-то начинали работать вместе и возможность познакомиться с которым получили и зрители Владикавказа. «Особенности национального времяпрепровождения» – так он называется. А рассказывает о такой экзотической древней традиции, и по сей день бытующей в Узбекистане, как перепелиные бои. Во время которых среди болельщиков кипят страсти не хуже, чем на футболе, колоритные седобородые аксакалы в вышитых тюбетейках вовсю делают ставки, а окруженные кольцом зрителей перепела налетают друг на друга с азартом заправских гладиаторов… Причем ролик этот – не просто яркая этнографическая зарисовка. Посыл его гораздо серьезнее: показать, как то, что когда-то было обрядом и ритуалом, «мутирует» в развлечение, в азартную игру… А еще одна серия фотографий гостьи из Средней Азии (с успехом демонстрировавшаяся в свое время на V Московском биеннале) вызвала в зале вполне понятное оживление. После того как было «озвучено» и ее название: «Невестки и свекрови». На каждом снимке, цветном и красочном – снятые вместе свекровь и недавно вошедшая в традиционную узбекскую семью молодая сноха. А на «заднике» снимка красуется приданое молодой: узорчатые пышные матрацы и одеяла… И, опять же, как поясняет автор, это – не просто этнографические картинки «с натуры». – Для меня яркость ориентализма – не экзотика. Это та среда, из которой вышла я сама, – рассказывает Умида. – В Узбекистане свадьба – очень важный момент в жизни человека. И невесту сыну до сих пор зачастую выбирает мама... Как уживаются в одной семье эти две женщины? Часто – непросто… И это – уже проекция национального на общечеловеческое, заставляющая вспомнить и дедушку Фрейда, и Хичкока. То бессознательное, которое «закрыто» менталитетом и обрядовыми моментами… Авангард, вечные ценности и башни-близнецы А вот Мария Маршалл, художница из Лондона – настоящая «гражданка мира». Родилась она в Индии – в семье иракских евреев. Выросла в Англии, куда приехала четырехлетней девочкой, там же получила образование. И замуж вышла тоже за англичанина. У Марии и ее супруга Марка двое сыновей. И, как она рассказывает, семья для нее – не просто духовный якорь и живое, теплое воплощение того, что принято называть вечными ценностями. Но и источник вдохновения. – Я обучалась изначально на скульптора. Пространство и «взаимоотношения» пространства и предмета – это тема, которая мне всегда была очень интересна. Занимаюсь и живописью, но сегодня хотела бы познакомить вас со своими видеоработами. В них я тоже стараюсь привносить элементы скульптуры, «игры» с пластикой, с объемом, – так представила свое творчество владикавказской публике гостья из Англии. – А что для меня – основное в творческом процессе? Пожалуй, убежденность: проект, над которым ты работаешь, должен быть пропущен сквозь сердце, окрашен твоим личным, прочувствованным отношением к той или иной теме. Только тогда он получится удачным. …«Я должен быть старше, чем все вы», «Заколдованные», «Форель», «Игровая площадка», «Новое платье короля…» Центральные герои этих и других видеороликов-инсталляций Марии Маршалл со столь необычными названиями – ее сыновья. «Почему именно «детская» тема? Выразить свое отношение к миру, свой взгляд на него через отношение к собственным детям – вот что было идеей этих видео, – улыбается Мария. – А мои сыновья – замечательные ребята, я очень люблю их и горжусь ими. И мне очень нравится, что мы работаем вместе». Женщина, готовящая для мужа и детей шоколадный пудинг, мальчик в костюме Чарли Чаплина, рисующий мечеть, красная краска, которой покрывается, мазок за мазком, белая стена… Простые сюжеты – но через их подчеркнуто авангардное преломление художница «выходит» на такие вечные темы, как человек и религия, человек и политика, человек и социум… А одна из этих работ, привезенных ею во Владикавказ, посвящена теме терроризма – и пронизана яростным неприятием этого зла, несущего миру боль, горе и смерть. О чем Мария Маршалл тоже знает не понаслышке: в теракте, уничтожившем нью-йоркские башни-близнецы, она потеряла двоюродного брата… Ну а приезд в Осетию и участие в симпозиуме «Аланика» – это, как делится сама художница, для нее новый бесценный опыт. Потому что, по ее словам, это всегда удивительно интересно – вот так открывать для себя мир… Открытое сердце «Аланики» – Несмотря на те сложности, которые мы испытали, работая над подготовкой симпозиума, я счастлива, что команда на нем, по моему убеждению, сложилась замечательная, – рассказывает директор Северо-Кавказского филиала ГЦСИ Галина Тебиева. – А параллельно в рамках «Аланики» здесь же, в стенах Национальной библиотеки, проходит в эти дни форум молодых художников Северного Кавказа «ART КАВКАЗ NEXT» – уже третий по счету. Куратором его является молодой московский художник-концептуалист Ростан Тавасиев. И я думаю, что в нынешнем году этот форум тоже получится на несколько порядков интереснее и сильнее, чем в предыдущие годы, когда эта идея только набирала разбег. Состоится под знаком «Аланики-2014» также еще один форум-конференция, на котором будут обсуждаться вопросы, связанные с развитием современного искусства на Кавказе. Пройдет он в формате трех сессий – и особенно, пожалуй, интересной обещает быть третья из них: «Современное искусство в традиционном музее». Участниками ее станут очень авторитетные эксперты-музейщики из Москвы и дальнего зарубежья. В том числе, Наталья Копелянская и Екатерина Гандрабура – эксперты конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводящегося в России Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Минкульта РФ. Они проведут на базе Национального музея РСО–А образовательные программы для представителей нашего музейного сообщества. Это, я убеждена, будет и интересно, и очень полезно для «музейщиков» Осетии. А кроме того, еще одни из очень волнительных, трепетных и актуальных вопросов, в которых мы надеемся на консультативную помощь и советы этих наших гостей – вопросы, связанные с созданием в республике Музея Беслана. И еще хотелось бы напомнить: абсолютно все мероприятия симпозиума широко открыты для публики. Потому что мы позиционируем «Аланику» еще и как образовательную площадку. Как платформу для живого диалога и общения между художниками – участниками симпозиума – и жителями Владикавказа. Чтобы в формате этого диалога задавались вопросы, звучали на них ответы, наша публика узнавала для себя что-то новое. И – расширяла свой взгляд на современное искусство…
К. Фарниев (фото) Автор: Е. Толоконникова
Высокий профессионализм сотрудников и юридическая чистота сделки — основные преимущества сотрудничества с агентством недвижимости ПрофРиелт. Продажа и аренда жилой недвижимости, а также сделки с коммерческой недвижимостью являются основными направлениями деятельности агентства. Высокое качество риелторских услуг — залог успеха компании. |