Как неумолим, стремителен бег времени! Уже год, как с нами нет Даурбека Цораева, человека с большой и щедрой душой. Помнится, мы повстречались с ним незадолго до его кончины. Даурбек, как обычно, говорил негромким и в то же время твердым, мужественным голосом. За неторопливым разговором вспомнили добрым словом тех художников, которых уже много лет нет рядом, которые навсегда ушли в вечность: Махарбек, Александр, Азанбек, Батыр… Эти имена святы, и сегодня они составляют гордость и славу искусства Осетии. Можно ли было тогда предположить, что вскоре и сам Даурбек примкнет к этой славной когорте бессмертных? В тот день Даурбек Цораев был очень озабочен проблемой сохранности своих скульптур, которых за долгие годы у него набралось немало. Не в том смысле, что в тот момент им грозила какая-то опасность. А в том, что ему, мастеру, очень хотелось передать творения своих рук в другие, бережливые и надежные руки, которые сохранили бы их для будущего. В какой-то момент Даурбек неожиданно вспомнил о Беслане, о той невероятной беде, которая вдруг обрушилась на этот маленький городок. Беда, безжалостно унесшая с собой сотни красивых юных душ… «Как жить после такой трагедии – уму непостижимо!» – взволнованно говорил Даурбек. И вдруг высказал такое предположение: «Теперь, после этой трагедии, в Беслане обязательно появятся свои музеи изящных искусств. Пережившие горе и беду люди всегда стремятся сердцем к прекрасному. Другого не дано, так устроен мир, так устроен человек. Я хотел бы свои скульптуры преподнести в дар такому музею. Хотел бы, чтобы жители Беслана, глядя на них, на время забывали о своем горе…» Творчество Даурбека Цораева – плоть от плоти его родного народа. Оно вполне адекватно тому смыслу, который мы вкладываем в слова «народный художник», «народный скульптор»… Работал он в основном в дереве – материале, требующем от ваятеля большой сосредоточенности и точности, но в то же время предельно выразительном, благородном, теплом, способном отразить все движения авторской души. Он любил создавать образы, подмеченные в осетинском патриархальном сельском быту: «Сказитель», «Доярка», «У бабушки»… Или – те, что связаны с миром кавказской природы: «Поединок», «Туры», «Лежащие зубры»… А душа у этого художника была, точно у малого дитяти, – бесхитростной, легко ранимой и, одновременно, кристально чистой, доброй, отзывчивой, способной лишь на благие, светлые дела. Таким навсегда ОСТАЛСЯ Даурбек Цораев в памяти знавших его людей – знакомых, коллег, друзей. И еще, конечно, останется он в памяти современников и потомков как автор памятника павшим героям в Куртатинском ущелье Осетии, запечатлевшего боевого друга воина – коня, сиротливо оставшегося без седока. Памятника, заслуженно получившего всемирное признание…
Автор: Анатолий Дзантиев, заслуженный деятель искусств РСО–А |