И все же наши архивы бесценны. Чего стоит одна только газета «Терские ведомости»! Давайте же вместе полистаем некоторые ее номера, особенно интересные для всех в только что начавшийся Год кино. Сколько необычного можно узнать о том, как стремительно и смело кинематограф буквально ворвался в наш Владикавказ! Пришел сюда, чтобы остаться навсегда, покорив наших земляков зрелищностью, масштабом открывшихся возможностей. А все начиналось так.
Вначале жители в прямом смысле ломились в городской театр Владикавказа. Дело было в том, что там появились «туманные картинки» физика К. О. Краузе. Незадолго до этого в Тифлисе открылась так называемая выставка народов Кавказа. Ее-то и показывали теперь людям. Они смотрели определенные «движения и перемещения», буквально замирая от восторга и любопытства. Корреспонденты «Терских ведомостей» пытались по-своему раскрыть, объяснить секреты «живой фотографии», ссылаясь на электротахископ. Этот прибор мог воспроизводить натуральные движения сфотографированных субъектов.
А потом пришел 1895 год. Это и был год рождения кино. Наверное, имена Луи-Жана и Огюста Люмьеров навсегда войдут в список гениальных творцов. Братья, французские экспериментаторы, придумали аппарат для проецирования «движущихся фотографий». Прибор получил название «синематограф», и его создатели оказались, соответственно, изобретателями «кинематографа». Кино ворвалось в мир и уверенно двинулось по нему семимильными шагами. Вот уже покорены обе российские столицы, очередь подходила к провинции, то есть и к нашему Владикавказу. Шестнадцатого июня 1897 года городской театр был поистине атакован. Там впервые показали киноролик. Правда, затрачено на все действо было всего-то двадцать минут, но публика ревела от избытка чувств, настойчиво требуя повтора. Не исполнить ее желания было просто невозможно. Вот что рассказали на следующий день «Терские ведомости»: «Глядя на экран, люди вскакивали со своих мест. Все, что они видели, было для них впервые, а потому так волновало, тревожило, приводило в дикий восторг. Это было настоящим потрясением». И еще одна интересная подробность, сообщаемая газетой. Тогда в российских городах еще не существовало специальных кинотеатров. Просто приезжали владельцы киноаппаратуры, проездом давая киносеансы. В любом месте их очень ждали и горячо встречали. Впечатления от увиденного у первых зрителей оставались неизгладимые. Вот как устами одного из своих героев рассказывал о первых встречах с кинематографом молодой Максим Горький: «И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экранах появляется поезд. Он мчится стрелой прямо в вас – берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание». Примерно то же испытывали тогда и наши земляки.
Во Владикавказе в то время кинематографические аппараты были у ряда лиц, например, у горожанина Гашелина, в 5-м приходском училище, получившем его в Рождество в качестве подарка.
Первый электробиограф (так в то время называли кинотеатр) во Владикавказе появился в 1907 году. Где? В самом центре Александровского проспекта. В июне того года газета «Терек» писала: «Приехали инженеры – братья Пате – из Парижа с целью синематографическим способом снять «Жизнь Кавказа». Покорнейше просим живущих у подножья гор, в деревнях, станицах и аулах оказать содействие при снимках как местностей, так и картин туземной жизни. Адрес: Владикавказ, гостиница «Европа». Вот и назвали первый наш кинотеатр «Пате». И было это не просто данью моде на продукцию кинокомпании «Братья Пате».
Однако наш «Пате» тогда долго не продержался. Его закрыли, так как в тот момент он не соответствовал нормам, разработанным российским Министерством внутренних дел. В помещении не было вентиляции, водопровода, электрическое освещение было слабым, да и аппарат не имел права находиться в зрительном зале. А такие вещи, как отопление, гардероб, вначале вообще отсутствовали. Одним словом, все следовало делать заново. И ведь сделали! Конечно, не сразу. Однако в долгий ящик никто ничего не откладывал. Одним из первых в «Пате» показали фильм «Бездна». «Терские ведомости» дали небольшую рецензию на эту ленту, сюжет которой был удивительно прост, но «вызывал массовый интерес». Героиня убежала от своего жениха с кавалеристом. Зрители смеялись и плакали, многие покупали новые билеты, чтобы посмотреть фильм повторно. А Самуил Шихман, Насон Захаров, Иосиф Антокман и Самуил Позин – владельцы «Пате» – ликовали: они смогли довести начатое до конца. Это были очень обеспеченные, предприимчивые люди. Ведь приобрести такую дорогостоящую аппаратуру, достать киноленты, отдать крупные суммы за оборудование кинозала, предусмотреть все мелочи, вплоть до возможных включателей, наконец, договориться со строительным комитетом – это было совсем непросто и требовало не только больших расходов, но и терпения, настоящей коммерческой жилки. Кстати, чего-чего, а последнего им как раз было не занимать: друзья владели и одноименной гостиницей, расположенной на втором этаже кинотеатра, и использовали здание и для других зрелищных выступлений. Представьте, что, например, в 1913 году здесь даже выступала группа велосипедистов-акробатов «Бретон». И в зале был настоящий аншлаг. Даже из окрестных сел специально приезжали, чтобы только увидеть это чудо-действо. Да и сама пристройка к дому Александры Аксеновой, у которой они перекупили кинотеатр, была исключительно дорогим удовольствием. Но, как мы видим, это того стоило. И компаньоны понимали, что занимаются вовсе не проигрышным делом.
Однако вскоре у владельцев «Пате» появились конкуренты. Приказом № 100 от 5 февраля 1913 года было подготовлено специальное удостоверение, выданное владикавказской городской управой, на строительство здания нового кинотеатра. Оно гласило: «Дано сие Евдокии Ивановне Первиль, проживающей в г. Владикавказе по Александровскому проспекту, дом 57, и Александре Евдокимовне Медведевой, проживающей в собственном доме на углу Московской и Гимназической улиц, в том, что на основании постановления Владикавказской городской управы им разрешена постройка здания для устройства синематографа на собственно им принадлежащих участках… Со стороны городской управы препятствий не встречается». Документ был подписан градоначальником Гаппо Баевым. Над проектом здания трудились инженеры-архитекторы Ф. Ф. Гут, П. П. Шмидт, А. А. Навроцкий. Первым содержателем кинотеатра был М. А. Первиль. Стиль «модерн» придавал зданию, как указывали все те же «Терские ведомости», особенный шарм.
Михаил Александрович ни на что не поскупился. Ложи, партер, амфитеатр – все было выдержано в определенных тонах. Был даже приглашен румынский оркестр скрипача Харкоти, который играл в фойе, а после сеансов предлагались и другие дополнительные представления. Кроме того, у Первиля был выход на столичный кинотеатр, поэтому фильмы в его детище показывали всегда самые свежие.
И еще одним из любимых мест для владикавказцев был электробиограф «Риччи». Здание построили здесь же, на Александровском проспекте, тоже специально под кинотеатр. Оно отличалось своеобразной красотой, удобством. А в подвальном помещении «Риччи» расположился очень уютный ресторан. Интересно то, что кабинки его уходили вплоть до центральной аллеи проспекта. Посетители (а их тут всегда было множество) ресторана слышали, как над их головами грохочут пробегающие трамваи. Но это, кажется, нисколько никому не мешало, а только производило особое впечатление и подогревало эмоции.
Нужно сказать, что все хозяева кинотеатров старались держать марку, пытались перещеголять один другого. А фильмы шли самые разные. Например, к 100-летию Бородинского сражения (оно очень широко отмечалось в России) показывали «Смоленскую битву» и «Пожар в Москве». Были даже подготовлены специальные выставочные декорации, приглашен военный оркестр. Одним словом, блеска было очень много. А если называть другие ленты, пользовавшиеся особенным успехом, газеты упоминают «В огне искушений», «Фантомас», «Черный призрак», кстати, показывали и целый ряд документальных фильмов. Некоторые из них были непосредственно связаны с нашим краем. Например, «Горы Кавказа». Зарубежные картины сюда попадали реже, но все-таки такое случалось. «Шахматист», комедии Макса Линдера. И не только это. Особенным успехом пользовалось обычно итальянское и французское кино. А когда в Ерофеевском парке построили дешевый летний кинотеатр, горожане вообще ожили. Появился более широкий выбор зрелищ, было куда пойти, было что посмотреть. Устраивались, кроме того, и благотворительные сеансы, особенно почитаемые во Владикавказе.
И вообще, если говорить обо всем горском крае, наш город по количеству электробиографов (кинотеатров) заметно опережал все другие места. Владикавказский полицмейстер держал эту сторону жизни под личным контролем. Здания должны были отгораживаться от других помещений капитальными стенами, лестницы могли быть только из несгораемого материала. Иначе – закрытие. И никаких деревянных сооружений! Никакой самодеятельности! Вот и старались владельцы кинотеатров, опережая один другого, привлечь горожан всеми возможными способами.
Газеты постоянно держали руку на пульсе – на страницах своих изданий помещали отклики на фильмы, увлеченно рассказывали об интересных актерах. Так, владикавказцы хорошо знали, например, имена таких корифеев, как Витольд Полонский, Вера Холодная. И зрителей нисколько не смущало то, что кино было «немым», показ обычно сопровождался игрой тапера (аккомпанемент рояля). Да, собственно, о другом кино тогда никто и не слыхивал…
Интересно и то, как со временем переименовали наши первые кинотеатры. Вот, к примеру, все тот же «Пате». В 1923 году ему дали название «Гос. кинотеатр № 2», а в 1931-м – «Сов. кино № 2». Потом пришло название «Горец». И только с апреля 1935 года появилась вывеска «Комсомолец».
А «Риччи» в советское время переименовали в «Юнг-Штурм», затем – в «Пионер». В пятидесятые годы было решено расширить Театральную площадь. Кинотеатр загораживал новый памятник Ленину. Его снесли. Теперь же на этом месте находится фонтан – украшение нашего проспекта Мира. А «Грант» стал называться «Родиной».
Наши ученые-краеведы – З. В. Канукова, Ф. С. Киреев, М. Д. Бетоева – в своих трудах тоже упоминали о тогдашнем кинематографе. Но в Год кино, наверное, появится чья-нибудь специальная, основательная работа о кинопросвещении в Северной Осетии, об истории здешнего кинематографа. Уверена, это будет непременно интересное издание, которое, безусловно, поможет нам представить жизнь любимого города, исстари являвшегося культурной столицей всего Северного Кавказа. И это бесспорно.
Автор статьи: В. Бязырова, заслуженный учитель РФ. |