поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Вкус поцелуя амазонки
Автор: 00mN1ck / 7 июня 2016 / Категория: Газета СО
Вкус поцелуя амазонки


…Одну из деревянных резных чаш его работы Президент Республики Южная Осетия Леонид Тибилов преподнес в подарок Президенту России Владимиру Путину, когда впервые встретился с ним в Кремле, и глава российского государства остался этим подарком, как потом передали мастеру, по-настоящему впечатлен. Его резьба по дереву не раз выставлялась в Цхинвале и Владикавказе, в столицах соседних республик СКФО, в Санкт-Петербурге и в Москве. А сам он, художник-прикладник и скульптор Андрей Касабиев, профессионально занимающийся ею вот уже около двадцати лет, твердо убежден: «Дерево – материал очень теплый. И холодных рук оно не любит. Чтобы оно под твоими руками ожило, задышало, отозвалось тебе, в работу надо вложить душу. Иначе – никак…»

Сам Андрей – выпускник Цхинвалского художественного училища имени Махарбека Туганова. Год проучился в свое время на факультете искусств СОГУ, на кафедре изобразительного искусства у профессора Шалвы Бедоева. Но доучиться не получилось: на дворе стояло начало «лихих» 1990-х. Грянули трагические события в Южной Осетии. «Усидеть во Владикавказе, когда дома шла война, я не смог. И вернулся на родину», – вспоминает мой собеседник.

А творчество не отпускало. И чем дальше, тем больше Андрей осознавал: сильнее всего его тянет не к карандашу, краскам и мольберту, а именно к резцу.

– Нет, резчиков по дереву у нас в роду, насколько я знаю, не было. Правда, отец у меня рисовать любил, хотя и «баловался» этим чисто для себя, для души, – улыбается мастер. – От него, наверное, и мне эта жилка по наследству передалась…

А в эти дни во Владикавказе, в залах Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова проходит большая персональная выставка Андрея Касабиева. Событие для мастера этапное: она у него – первая. А представлены на ней около 50 его работ: скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства. Не только резьба по дереву, но и бронзовое литье, в котором он пробует себя вот уже около двух лет. И пробует тоже интересно, стильно и необычно.

– Стремиться найти в творчестве себя, свой почерк и голос. И в то же время, не забывать, где твои корни – даже если ты прикасаешься к каким-то вечным, насквозь общечеловеческим темам... Если говорить о моем творческом кредо, то, наверное, это оно и есть. Всегда должны быть некая основа, некий духовный фундамент, от которого художник так или иначе отталкивается. То, что для него дорого, то, что он пропускает сквозь сердце… Для меня это в первую очередь – язык традиции, – делится Андрей.

И в то же время его работы – отнюдь не стилизация «под архаику». Оставаясь в чем-то стержневом и самом главном по-хорошему очень традиционными, они, что называется, до мозга костей при этом современны. Изысканные чаши для пива, в которых корневые, древние мотивы осетинского прикладного искусства крепко и завораживающе органично «спаяны» со «свободной стихией» авангарда… Деревянная и бронзовая скульптура малых форм – тоже смелая, философски заостренная, пристально и пытливо вглядывающаяся в мир и Человека… И даже сами названия выставленных в «Тугановском» музее работ Андрея Касабиева тоже цепляют сразу: «У забытого источника», «Возношение», «Дзуар», «Ночь», «Поединок», «Спящий клинок», «Танго», «Крик», «Предчувствие», «Пленник», «Поцелуй амазонки»… Мир этих работ – это мир вихря, огня, движения. Хаоса, переплавляющегося в Космос. Человеческие и звериные лики, несущиеся в беге кони, текучая вязь древних солярных знаков на боках ритуальных чаш, оленьи рога, которые возносятся в небо ветвями Древа Жизни, упрямо и дерзко прорастающего сквозь «этажи» вечной и бесконечной Вселенной – по этой выставке просто невозможно совершать пробежку бодрой трусцой. И во все эти работы хочется всматриваться долго.

А ювелирные украшения из дерева от Андрея Касабиева, которые тоже здесь представлены, тут же, немедленно, хочется примерить. И уже не снимать. В этом необычном для Осетии жанре декоративно-прикладного искусства мастер тоже работает много – и потрясающе интересно. Его великолепные деревянные колье, серьги, кулоны, подвески – не просто эксклюзивные аксессуары, которые украсят любую модницу. Смотришь на них – и не отпускает ощущение: перед тобой – вовсе не резьба по дереву. А самое настоящее кружево. Ажурное, узорчатое, с богатейшей гаммой оттенков: от цвета темного меда – до цвета слоновой кости…

Одну из изюминок этого раздела выставки – колье из самшитовой древесины под названием «Воспоминание о скифах», которое создано Андреем по мотивам знаменитого золотого нагрудного украшения-пекторали из скифского кургана Толстая Могила, – мастер резал, к примеру, ровно три месяца. По пять-шесть часов кряду над ним просиживая… А вообще, как он признается, работа в мастерской отнимает у него по 12–14 часов в сутки. Но себя без нее он уже не мыслит.

– Больше всего я люблю работать с орехом и самшитом, – делится профессиональными секретами мой собеседник. – Орех, например – очень интересное дерево. Пластичное, легко режется, но при этом – крепкое и плотное. В нем нет той обманчиво-податливой мягкости, которая заставляет древесину под резцом «идти» сколами…

…Продлится персональная выставка Андрея Касабиева в «Тугановском» музее до конца июня. А в июле он планирует принять участие в выставке творчества современных художников Осетии, которая намечается к открытию в Крыму, в Симферополе. «Ну, а новые творческие задумки… Их много, – улыбается мастер. – Что такое выходные и праздники, я уже давно успел забыть. И все равно времени в сутках мне катастрофически не хватает…»

Автор статьи: Елена Толоконникова
Автор фото: Татьяна Шеходанова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru