10 лет назад ушел из жизни художник, скульптор и поэт Ефим БУТАЕВ. Ушел на 67-м году жизни, не успев осуществить многое из того, что ему было отпущено свыше.
Уроженец Алагира рос в бедной семье горца. Его отец Михаил Бутаев работал по металлу, изготовлял клинки к кинжалам, знал также кузнечное дело. Видимо, его волшебная работа, пламя и летевшие искры из-под молота заронили в душу будущего творческого деятеля любовь к искусству.
Отец, увы, погиб на фронте, а парень после службы в армии должен был выбрать дорогу в жизни. Серьезные занятия спортом явно могли дать результат, но искусство все же перетянуло к себе.
И вот окончено отделение скульптуры Ростовского художественного училища им. Грекова. Сразу же – заказ. Предстояло оформить въезд на территорию конезавода им. Кирова, что в 110 км от Ростова-на-Дону. «Два года жизни отдал он этой работе, даже жил в конюшне. Надо было изваять не просто коня, а знаменитого скакуна по кличке Пепел, на котором прославленная наездница Петушкова завоевала на международных соревнованиях высшие награды. С задачей молодой скульптор справился, хотя и сказалось отсутствие опыта. Изваяние отлито в бетоне и установлено на трехметровой платформе недалеко от трассы. Скульптура хорошо просматривается на расстоянии: конь стоит в легкой, танцующей позе, согнув левую переднюю ногу; мастер любуется скакуном, изгибом его шеи, узкой головой, маленькими ушками. Е. Бутаев уравновесил переднюю часть изваяния массивным хвостом коня, благодаря чему скульптура приобрела устойчивость», – пишет о том периоде жизни мастера кисти и резца член Союза художников России, заслуженный художник республики Валентина Третьякова, много сделавшая для пропаганды творчества коллеги.
Затем художник творил в скульптурной мастерской в подвальном помещении Дома культуры г. Алагира, работал в с. Бирагзанге, где в созданной им же керамической мастерской учил детей работать на гончарном круге. Ученики его понимали и любили, многие из них поступили в высшие художественные учебные заведения.
«Одной из последних крупных работ Ефима Бутаева стала конная статуя со святым Георгием в с. Эльхотове. Вблизи она впечатляет масштабом, но на расстоянии неожиданно принимает камерную величину: как бы растворяется в нерукотворной красоте неба, гор, лесов, лугов, воздуха и еще чего-то, неподвластного слову. Это умаление размеров на фоне пейзажа – свойство многих скульптур и архитектурных комплексов, созданных как древними мастерами, так и современниками. Даже египетские пирамиды на фоне бескрайней пустыни смотрятся издалека как небольшие кучи песка… Всадник привстал, и тут тоже три точки опоры – стремена и копье. Вся передняя часть скульптуры словно висит в воздухе. Легкость придают также полированные алюминиевые листы, которыми статуя облицована, их блеск и швы между ними, пересекающие и дробящие форму», – профессионально характеризует работу В. Третьякова.
И все же истинным призванием творца стала работа над темой нартского эпоса, ей он отдал более 30 лет жизни. Рисунки Бутаева стали маленькими шедеврами, в которых превалирует несколько основополагающих для автора тем: Уархаг и его сыновья, Урызмаг и Шатана, Сослан, амазонки и волки. До конца своих дней художник неустанно воплощал в рисунке и образ наиболее любимого героя – Батрадза…
Популяризатор многогранного таланта творца Тамерлан Цомаев вспоминает одну из встреч в мастерской: «Ефим вдруг говорит: «Я тебе покажу одну вещь и ты поймешь вклад гончаров в цивилизацию. Между прочим, первый суп сварил гончар еще несколько сот тысяч лет назад. Вот, посмотри!» И протянул мне кубик обожженной глины размерами примерно 3 х 3 х 3 см. Тут же взял напильник и полоснул им по кубику. Странно, но на кирпичике не осталось даже следа! «А секрет знаешь, в чем? Я этот кубик вырезал кухонным ножом в карьере, не нарушив его структуру, и так обжег в печи. Я его не мял и не тискал. Нужно всего-то ничего – построить машину, которая бы в карьере вырезала брикеты по требуемым размерам. Никакого боя, никаких отходов, а из такого кирпича строй хоть небоскребы! Но и это ерунда. Я вот ночью придумал керамический утюг. Такой утюг не сожжет и не повредит даже шелка!» Так пытливый разум осетинского Леонардо да Винчи искал применения своим открытиям в земной цивилизации».
Признание, к сожалению, приходит слишком медленными шагами. Теплых отзывов об этом необычайно скромном человеке и мастере своего дела достаточно много, но книга воспоминаний, так же как альбом его работ, ждет своего издателя. А еще Ефим втайне мечтал о том, что когда-нибудь «нартские сказания» будут изданы с его иллюстрациями…
«Работы скульптора и художника Ефима Бутаева являются исключительно художественными произведениями, выражающими истинный национальный дух осетинского народа, его историю и будущий долг молодежи», – заметила участница Великой Отечественной войны Зоя Тахохова после посещения выставки работ земляка в Москве. Сказано верно, точно, доходчиво. Пусть же творчество мастера находит путь к нашим сердцам…
Автор статьи: Тамерлан Техов |