…Премьера нового фильма от режиссера Султана Цориева, одного из мэтров северокавказского документального кино, для зрителей Осетии, его земляков – всегда событие. А уж тем более – когда героями его очередной картины становятся личности, знаковые для нашей национальной культуры, а сама эта премьера получает широкий резонанс за пределами республики.
С лентой «Крещендо. Большие дирижеры из маленькой Осетии», которая в нынешнем году сошла со «стапелей» возглавляемой Султаном Татаркановичем владикавказской независимой киностудии «Бонварнон», все именно так и произошло. Звезды отечественной высокой музыки, о которых она рассказывает, ни в каком дополнительном представлении зрителям, как говорится, не нуждаются: это народная артистка СССР Вероника Дударова, маэстро Валерий Гергиев, главный дирижер Большого театра Туган Сохиев и их молодой коллега, дирижер Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Тимур Зангиев, чье имя тоже уже успело обрести яркую всероссийскую известность. А презентация этого фильма состоится 10 декабря в Москве, в Белом зале Дома кино – и пройдет под знаком юбилейных торжеств, посвященных 100-летию со дня рождения Вероники Дударовой.
– Замысел снять такую картину у меня вынашивался давно. Заявку на эту тему я подавал в Министерство культуры России еще при жизни Вероники Борисовны, но «добро» она тогда не получила. И была утверждена в Москве только два года назад, причем уже не просто как рядовая заявка, а как спецпроект, профинансированный Департаментом кинематографии Минкульта РФ.
Таких спецпроектов, по-моему, в 2014 году на всю Россию федеральный центр утвердил всего десять, – рассказал «СО» Султан Цориев накануне московской премьеры «Больших дирижеров из маленькой Осетии». – Причем первоначально планировалось, что фильм «уложится» по хронометражу в 70 минут, но в итоге получился он 92-минутным. И сама тема этого потребовала, и масштаб персоналий, о которых он рассказывает.
– Где проходили съемки фильма?
– И во Владикавказе, и в Петербурге, и в Москве. Работа над ним шла почти два года. Режиссером, автором сценария и оператором картины «в одном лице» выступил я сам, но людей, которые подставили этому проекту плечо, было немало. Это, например, и мои владикавказские коллеги Андрей Кононов и Руслан Макиев. Это и генеральный директор Большого театра России Владимир Урин, оказавший мне по ходу съемок просто неоценимую помощь – человек очень доброжелательный, открытый и контактный. Словом, помогали многие. Фамилии всех этих людей, которым я очень благодарен, перечислены в титрах фильма.
А что касается организации самого съемочного процесса, то, если честно, из всех снятых мною картин эта, пожалуй, далась мне тяжелее всего. Над той частью фильма, которая посвящена Веронике Борисовне, работалось относительно просто: она полностью построена на архивных видеоматериалах. Но остальные трое его главных героев – катастрофически занятые люди, у которых творческий график расписан буквально по минутам… «Вклиниться» в этот график, чтобы записать на камеру интервью с ними, отснять какие-то рабочие моменты их репетиций было очень сложно. Ну а что в итоге получилось – судить зрителю.
– В картине звучит много классической музыки. А что было выбрано в качестве его центральной музыкальной темы – и почему?
– «Болеро» Равеля – одно из любимых произведений Вероники Борисовны. В фильм вошли кадры, где оркестром, его исполняющим, дирижируют и она, и Валерий Абисалович, и Туган Сохиев. Произведение одно, но интерпретируется оно всеми этими тремя нашими земляками-маэстро по-разному. И огненная музыка Равеля обретает каждый раз новые краски – и новые нюансы…
– А кто приглашен в московский Дом кино на премьеру «Больших дирижеров»?
– И Станислав Говорухин, и Михаил Швыдкой, и Владимир Урин, и многие другие видные российские деятели культуры. Будут на премьере, конечно же, и руководство республиканского постпредства в Москве, и актив столичной осетинской диаспоры, включая наших земляков Александра Дзасохова и Александра Тотоонова.
– Ну а когда же этот фильм увидят сами жители Осетии?
– Постараемся устроить его показ во Владикавказе как можно скорее. По возможности – еще до конца года. Планируется, что пройдет он и по республиканским телеканалам.
А помимо четырех центральных сюжетных линий, связанных с четырьмя главными героями картины, в нее вошли еще и эпизоды, рассказывающие о молодой, начинающей осетинской «дирижерской поросли» – о воспитанниках владикавказского композитора, дирижера и музыкального педагога Тамерлана Хосроева. Хетаг Тедеев, Дана Муриева, Георгий Албегов – эти имена в Осетии уже на слуху. И им, этим ребятам, тоже от всей души хочется пожелать широкой творческой дороги!
Автор статьи: Елена Толоконникова |