"Якорь для "Национального колорита". Так назывался материал, опубликованный в "СО" 23 июня нынешнего года, в котором наша газета вновь "озвучила" перед читателями давно наболевшие проблемы журнала "Национальный колорит", с 2006 года издающегося Союзом художников РСО–А.
Журнала, аналогов на Северном Кавказе сегодня фактически не имеющего. Это не только официальный печатный орган нашего СХ. Но и единственный в республике специализированный журнал, знакомящий читателя с тем, как живет и развивается изобразительное искусство Севера и Юга Осетии.
Всегда получают его свежие номера высокую и очень теплую оценку в Москве, у руководства Союза художников РФ и Российской академии художеств. А сам журнал, дизайнером и верстальщиком которого является "по совместительству" его бессменный главный редактор, заслуженный художник РСО–А Вадим Пухаев, просто, что называется, в руки взять – одно наслаждение. Цветной, красочный, глянцевый, роскошно иллюстрированный, сверстанный современно и со вкусом, он сплотил вокруг себя очень яркую команду ведущих республиканских дипломированных специалистов-искусствоведов, входящих в состав редакционного совета "Национального колорита" и сотрудничающих с журналом на правах постоянных авторов. "Потянуть такой издательский проект способен сегодня в стране, поверьте, далеко не каждый регион. Для этого нужны кадры. Нужны талантливые "перья". Нужно, чтобы в таком журнале было о чем писать – ярко и интересно. И вот чего-чего, а материала для того чтобы издавать его четыре раза в год у нас в республике, где в рядах Союза художников сегодня – 204 человека, больше чем достаточно", – подчеркивает председатель СХ РСО–А, заслуженный художник РФ Таймураз Маргиев.
Однако в 2016-м, юбилейном для журнала году, республиканскому Союзу художников вновь удалось выпустить всего один-единственный номер "Национального колорита". Причина – острые, ставшие за последние годы уже хроническими проблемы с финансированием его издания. В свое время, десять лет назад, журнал выходил раз в квартал тиражом в тысячу экземпляров, а обходилось издание каждого его номера Союзу художников, как рассказывает его руководство, примерно в 100 тысяч рублей. Сегодня эта сумма осталась на прежнем уровне, но планку тиража "Национального колорита" СХ РСО–А был вынужден снизить до 300 экземпляров. А сам журнал, и то с огромным трудом, удается выпускать хорошо если раз в год…
Союз художников Северной Осетии – организация общественная, а потому Министерство культуры РСО–А этот проект поддержать рублем тоже юридически не может. Не может журнал зарабатывать и на рекламе: он с самого начала задумывался как издание сугубо некоммерческое, и сохранение этого статуса – принципиальная позиция его редакционного коллектива. А ведь "Национальный колорит", помимо всего прочего, мог бы стать еще и отличной медиаплощадкой для того чтобы ярче "раскручивать", позиционировать и пиарить творчество наших современных художников и наше классическое национальное художественное наследие в России и за рубежом… И в номере за 23 июня "СО" поделилась с читателями хорошей новостью: после публикаций, в которых газета поднимала в 2017 году эту тему, нашлись первые неравнодушные, готовые журналу помочь. В лице фамилии Мисиковых.
– С Союзом художников республики связалась наша землячка Зарема Мисикова, проживающая сегодня в Испании. Предложила редколлегии журнала несколько очень интересных материалов об истории своей фамилии. И заверила, что готова оказать нам финансовую помощь в издании очередного номера "Национального колорита", если мы их под его обложкой опубликуем, – рассказывает Таймураз Маргиев. – Редакции журнала в свою очередь эта идея тоже показалась очень перспективной и многообещающей. Так и завязалось наше творческое сотрудничество с представителями фамилии Мисиковых, которые полностью оплатили Союзу художников верстку и печать первого в 2017 году номера "Национального колорита". А увидел он свет в конце ноября тиражом в 300 экземпляров. И получился действительно необычным: думаю, познакомиться с его материалами будет весьма интересно на сей раз не только ценителям изобразительного искусства, но и тем читателям, кто увлечен историей Осетии и ее фамилий, осетинским национальным фольклором, нартоведением, этнографией и краеведением.
…"О происхождении фамилии Мисиковых" – так называется материал директора Института истории и археологии РСО–А, доктора исторических наук Руслана Бзарова, которым открывается этот номер "Национального колорита". Журналист Оксана Хетагурова в своих очерках "Мысыккаты Темболат Тепсарыхъойы фырт" и "Мысыккаты Ахберд Темболаты фырт", богато иллюстрированных уникальными фотографиями из семейного архива Мисиковых, рассказывает читателям о том, как сложились судьбы двух очень ярких и достойных представителей этой фамилии: отца и сына, Темболата и Ахберда Мисиковых, выходцев из селения Брут. Первый, прошедший офицером-кавалеристом Русско-японскую войну, остался в памяти современников как талантливый народный сказитель, исполнявший осетинские нартские сказания и героические песни на хъисын-фандыре. Второй, ветеран Великой Отечественной, орденоносец, чей боевой путь пролег от Карельского фронта до озера Балатон, получил известность в Осетии как писатель-фольклорист. А с их литературным наследием на страницах журнала можно познакомиться в переводах Заремы Мисиковой: это записанная от Темболата Мисикова "Сказка о добром молодце и дочери Солнца", оригинал записи которой хранится сегодня в фондах СОИГСИ им. В. Абаева, и рассказ Ахберда Мисикова "Гæналы сæфт" ("Исчезновение селения Ганал").
А вошедшая под обложку журнала статья Бориса Мисикова "Осетинский фразеологизм sag færætmæ ærcyd как ключ к этимологии скифского топора сагарис", автор которой, внук Ахберда Мисикова, выразил на страницах "Национального колорита" отдельную благодарность за ценные замечания и помощь в работе над ней старшему научному сотруднику Владикавказского научного центра РАН Тамиру Салбиеву, наверняка привлечет к себе внимание не только "широкой читающей публики", но и дипломированных историков. Что такое таинственный "хатиагский язык", на котором говорили герои осетинской Нартиады, когда им требовалось обменяться какой-то секретной информацией, не предназначенной для чужих ушей – и какими "ниточками" он может быть связан с Геродотом, "Махабхаратой" и древними ритуальными практиками скифов и других индо-иранских племен? Гипотезу на этот счет автор выдвигает в статье очень оригинальную, и читается его статья просто как хороший детектив.
А еще знакомит этот номер журнала читателей с материалами искусствоведов Татьяны Остаевой и Зары Газдановой, посвященными памяти безвременно ушедшего три года назад из жизни осетинского скульптора Станислава Тавасиева и творчеству заслуженного художника РСО–А, лауреата Госпремии Правительства РФ Виктора Цаллагова. С рассказом их коллеги Мадины Каряевой об открывшейся в 2015 году во Владикавказе Галерее искусств, которую создал для своих земляков заслуженный художник России, живописец Юрий Абисалов. С интереснейшими материалами Агунды Тандуевой, Эльвиры Тибиловой и той же Мадины Каряевой об осетинских мастерах кисти, графиках, скульпторах, художниках-прикладниках, с успехом работающих сегодня в Москве, Петербурге, Канаде, Италии, Германии, Бельгии, Франции, чьи имена в массе своей мало известны, к сожалению, на родине, в Осетии… А украшает обложку журнала, приобрести который можно в офисе Союза художников РСО–А на проспекте Коста, фрагмент картины Юрия Абисалова "Веселый волшебник".
– Для редакции "Национального колорита", которая очень благодарна фамилии Мисиковых, такой необычный опыт – это пока первая ласточка. Но было бы просто замечательно, если бы он получил продолжение. Мы широко открыты сотрудничеству в этом направлении со всеми фамилиями Осетии и готовы публиковать в журнале материалы и об их истории тоже – за авторством известных в республике ученых, журналистов, краеведов, – подчеркивает Таймураз Маргиев. – Круг читателей "Национального колорита" это, думаем, только расширит. А самому журналу, очень хотелось бы на это надеяться, поможет выходить чаще…
Автор: Елена Толоконникова |