И, все-таки, на своей собственной сцене. Но Ремонтные проблемы здесь с повестки дня не снимаются
Еще летом, уходя в отпуск, коллектив Северо-Осетинского государственного академического театра готовился к тому, что новый, 74-й сезон будет складываться для него, скорее всего, непросто. Напомним: в июне здесь случилось прогремевшее на всю республику ЧП, о котором писала и «СО» – обрушился на сцену тяжелый софит, бессменно служивший театру больше сорока лет, и только по счастливому стечению обстоятельств никто при этом не пострадал. После чего решено было не просто провести за лето тщательную, профессиональную техническую экспертизу самих механизмов сцены Осетинского театра, но и, заодно, так же детально обследовать «на предмет» наличия ремонтных проблем все его здание.
Занимались этим приглашенные в республику специалисты театрально-художественного объединения «Эра» из Ростова-на-Дону. Их вердикт был окончательно готов в начале сентября. И оказался малоутешительным: экспертиза признала механику сцены театра, изношенную за 41 год работы, что называется, до предела, категорически не пригодной к эксплуатации. А кроме того, выяснилось: требуется основательный ремонт и самому театральному зданию, где серьезно нарушены вентиляция, акустика, не соответствуют современным санитарно-гигиеническим нормам актерские гримуборные… И перед труппой Осетинского театра «ребром» встала острая проблема: где играть в новом сезоне? Варианты рассматривались разные. Сначала планировалось открыть сезон в конце сентября на сцене владикавказского Дворца молодежи, потом – на сцене ардонского районного Дворца культуры… А время, между тем, шло. И в редакции «СО» все чаще начали раздаваться телефонные звонки читателей, обеспокоенных одним и тем же вопросом: когда же, наконец, и где именно театр, послеотпускной сбор труппы в котором состоялся еще в конце августа, поднимет занавес? И не грозит ли в нынешнем году ему срыв сезона из-за возникших проблем с поиском сценических площадок, готовых его на время приютить? Чтобы все это выяснить, «СО» связалась с директором Осетинского театра Виталием Боциевым. – Новый сезон мы открываем 21 ноября – спектаклем «Ревизор» в постановке заслуженного артиста России, режиссера Тамерлана Сабанова, – сразу же сообщил наш собеседник. – И сделать это решили все-таки на нашей же, стационарной сцене, на которой и будем по-прежнему работать – другого выхода, как мы убедились, на сегодняшний день у театра нет. А для этого сейчас полностью демонтируем все наше аварийное сценическое оборудование, в том числе световое, чтобы исключить возможность повторения июньского ЧП. Да, конечно, это несколько скажется на «художественной составляющей» наших спектаклей. Но что поделать: техника безопасности – важнее. Сейчас в Осетинском театре готовятся к премьере два новых спектакля: лирико-социальная комедия Асахмата Айларова «Бомж», работу над постановкой которой ведет Тамерлан Сабанов, и философская драма-притча Георгия Хугаева «Черная бурка» – ее ставит наш земляк из Кабардино-Балкарии, известный на Северном Кавказе театральный режиссер Казбек Дзудтагов. В планах театра – и новые постановки русской и зарубежной драматургической классики. Как обычно, будет давать он в течение сезона и выездные спектакли в районах республики… Словом, острые и серьезные материально-технические проблемы, с которыми пришлось столкнуться в нынешнем году этому нашему «очагу культуры», из рабочего настроя его труппу, как подчеркивает руководство театра, не выбили. И тем не менее, их все-таки надо решать. Ведь работать в таких, фактически экстремальных творческих условиях, в которые поставлен сегодня театр, вынужденный демонтировать у себя всю аварийную механику сцены, – это тоже далеко не самый лучший выход из создавшейся ситуации… Но беда в том, что на проблемы театра требуется солидное финансовое подкрепление. Его сразу не отыскать. И хотя эти вопросы театра сегодня «на карандаше» и у Правительства Северной Осетии, и у нашего Министерства культуры, надо смотреть правде в глаза: вряд ли в ближайшие год – два республиканский бюджет сможет выделить Осетинскому театру в полном объеме необходимые для капремонта средства. Ведь только на то, чтобы заменить здесь так называемый планшет сцены и ее световое и звуковое оборудование, нужно несколько десятков миллионов рублей! Как теперь, в условиях затронувшего уже и Россию мирового финансового кризиса, будет обстоять дело с выделением регионам из федеральной казны новых крупных целевых траншей на нужды культуры – тоже пока неизвестно… Так что остается, похоже, лишь одно: вновь воззвать к чувству патриотизма наших состоятельных земляков – тех, кто называет себя друзьями и поклонниками Осетинского театра. Впереди у которого, кстати, – 100-летний юбилей великого Владимира Тхапсаева… |