Сегодня здесь готовятся к новым премьерам – и ждут, когда начнут поэтапно решаться «ремонтные» проблемы В минувшую пятницу, 21 ноября, Северо-Осетинский государственный академический театр им. В. Тхапсаева открыл свой новый, 74-й сезон спектаклем «Ревизор» в постановке заслуженного артиста России Тамерлана Сабанова. Открыл с вынужденной задержкой почти на два месяца, произошедшей, как уже писала «СО», по техническим причинам: руководство театра, где сегодня признана полностью непригодной к эксплуатации износившаяся за сорок с лишним лет бессменной службы до аварийного состояния механика сцены, еще в конце августа начало во Владикавказе поиск подмостков, готовых труппу на время приютить. Но, перебрав целый ряд вариантов и убедившись, что иного выхода попросту не найти, приняло решение все-таки открыть сезон на своей же собственной стационарной сцене, полностью демонтировав предварительно ее аварийное оборудование. И в день открытия сезона в зале Осетинского театра, где давали бессмертную гоголевскую комедию, почти не было свободных мест – да и 22-го, и 23 ноября, когда здесь шли спектакли «Две свадьбы» и «Жених Гаци», он был заполнен, по словам художественного руководителя театра Валерия Цариева, «практически как на премьере». И коллектив театра искренне и тепло благодарен всем своим зрителям, друзьям и поклонникам, «плечо» чьей поддержки оказалось для него таким нелишним в этот непростой момент его творческой истории. – На недавней встрече с коллективом театра, состоявшейся накануне открытия сезона, новый глава республиканского Минкульта Фатима Хабалова подчеркнула: место, которое занимает Осетинский театр на культурном поле нашей республики, всегда было особым. Что предполагает и особое отношение к его проблемам и заботам со стороны руководства Северной Осетии – но и на него, на его творческий состав налагает, в свою очередь, соответствующие обязательства… Ремонтные и технические проблемы театра будут решаться поэтапно, по мере имеющихся у республики возможностей и сил – другого выхода на сегодняшний день нет. Но в то же время ни в коем случае нельзя было, чтобы театр и дальше простаивал, ожидая, когда же начнутся здесь какие-то первые подвижки – ведь такой длительный простой в итоге может очень пагубно сказаться на «творческой форме» коллектива, – отметил в беседе с корреспондентом «СО» Валерий Заурбекович. – А новых творческих планов и проектов у нас, между тем, немало. 5 декабря приглашаем зрителей на премьеру «Доходного места» А. Островского в постановке московского режиссера Петра Попова. «На выходе» – еще два новых спектакля, которые, как мы намечаем, наша публика увидит в ближайшие полтора-два месяца: это «Черная бурка» Геора Хугаева, ставящаяся сейчас в театре нашим земляком, режиссером из Кабардино-Балкарии Казбеком Дзудтаговым, и комедия Асахмата Айларова «Бомж» в постановке Тамерлана Сабанова. К Новому году ждет подарок и юных зрителей – сказка «Новые приключения Аладдина», которую ставит сейчас наш актер Александр Битаров. Начал театр уже и подготовку к грядущему 150-летию Коста – думаю, к этой дате мы поставим «Фатиму». Летом планируем гастроли в Абхазии, осенью – в Москве… …А впереди, в 2010 году, у Осетинского театра – целых два знаковых юбилея: его собственное 75-летие и 100-летие со дня рождения великого Владимира Тхапсаева. Встретить эти юбилейные даты он намечает, во-первых, новыми, такими же знаковыми постановками: в их число войдет и национальная классика, и русская (скорее всего, как приоткрыл для «СО» «завесу секретности» над этим проектом Валерий Цариев, это будет Достоевский), и, безусловно, Шекспир. А во-вторых, совместно с коллегами из Юго-Осетинского госдрамтеатра здесь собираются выступить с инициативой о проведении к 100-летию Тхапсаева в Северной и Южной Осетиях международного Шекспировского театрального фестиваля. И на фоне всех этих грядущих «круглых дат» и ярких событий в культурной жизни республики «ремонтные» и материально-технические проблемы и боли Осетинского театра обретают особую остроту… А финансовая ситуация сейчас в стране и республике, увы, непростая. Так что вновь встает вопрос о том, что без привлечения к решению этих проблем внебюджетных источников здесь, видимо, будет просто не обойтись… |