Боевики, криминальные триллеры и комедии, обыгрывающие тему «ниже пояса», у владикавказских кинозрителей – уже « не в чести». Но и кино высокое, элитарно-интеллектуальное они «массово-кассовым» хитам проката предпочитать тоже не спешат…
… В непростые 90-е, когда безжалостный «скальпель» рыночных реформ «по живому» и «без наркоза» перекраивал экономику страны, рухнул и такой колосс, как государственная российская система кинопроката. Далеко, ох как далеко не все из многих тысяч отечественных кинотеатров, «отпущенных» в свободное плавание по волнам бурного рыночного моря, сумели не пойти тогда ко дну – особенно в регионах. Они закрывались, меняли хозяев, перепрофилировались, переходя из рук в руки, в мебельные салоны, магазины и казино – или просто тихо умирали под неподъемной ношей «ремонтных» и финансовых проблем. И сегодня, когда кинопроизводство в стране снова пошло на подъем, переставая быть убыточным, а россияне опять потянулись в кинозалы, статистика Министерства культуры России, тем не менее, все равно констатирует: по сравнению с былыми, «доперестроечными» временами число кинотеатров на просторах нашего Отечества сократилось в разы. Северная Осетия – не исключение. В столице республики, Владикавказе, в телефонном справочнике которой когда-то, в середине 80-х - начале 90-х, значились семь кинотеатров (и это – не считая сети кинозалов городских клубов и дворцов культуры), сейчас их действует четыре: «Терек», «Дружба-XXI век», Дом кино и «Комсомолец» – в котором при этом вот уже не один год закрыт на замок «большой» зрительный зал, остро нуждающийся в капитальном ремонте. В районах же у нас, как проинформировал «СО» главный инженер Киновидеофонда Министерства культуры Северной Осетии Алан Тебиев, сегодня работают всего два кинотеатра. И оба – в городе Моздоке: это кинотеатр имени Кирова, где установлено DVD-проекционное оборудование для кинопоказов, и «Юность», где демонстрируются фильмы на кинопленке. В остальных же районах республики государственная киносеть за сложные годы реформ оказалась разрушенной практически начисто. В помещении бывшего кинотеатра «Осетия» в Октябрьском, например, сейчас «прописана» детская музыкальная школа. Бесланский кинотеатр «Спутник» новый владелец-предприниматель переделал под борцовский зал, больше десяти лет уже не работает по своему «прямому назначению» кинотеатр в Дигоре – и этот перечень можно продолжать еще долго. А частные инвесторы в районах вкладывать деньги в этот бизнес не рискуют, совершенно оправданно опасаясь прогореть: ведь не так много у нас на селе зрителей, чтобы работа кинотеатров там сегодня окупалась. Не говоря уже о том, что далеко не каждому сельчанину или жителю районного центра по карману выложить за билет на киносеанс даже 80-120 рублей (а именно такова нынче средняя «планка» его стоимости в кассах владикавказских кинотеатров). А каковы же на этом фоне сами вкусы и предпочтения наших зрителей? Какие фильмы и какие киножанры у них – «в фаворе»? И сколько правды в прочно устоявшемся среди представителей нашего старшего поколения стереотипе, утверждающем, что молодежь нынче (а основной «контингент» тех, кто предпочитает смотреть новинки кинопроката на «большом» экране, сегодня у нас в республике, как и по всей России – это зрители в возрасте примерно до 40 лет) увлечена исключительно одними кровавыми боевиками, триллерами да низкопробными комедиями – причем, главным образом, голливудского «розлива»?... Корреспондент «СО» побеседовал на эту тему с менеджерами и администраторами трех владикавказских «храмов десятой музы»: Дома кино, «Дружбы-XXI век» и «Терека». И факты, в итоге, выяснились весьма любопытные. Прежде всего, такой: реклама сегодня и на этом «поле» – мощнейший рычаг и «движитель» спроса. Чем массированнее и напористее кампания по «раскрутке» выходящего в прокат фильма, чем чаще мелькают по телевизору посвященные ему рекламные ролики, чем больше о нем говорят, спорят и пишут – тем пристальнее бывает к нему и зрительский интерес (по крайней мере, первоначальный). Стало это уже правилом и во Владикавказе. Так получилось у нас в свое время, например, и с такими хитами отечественного кинопроката последних лет, как «Турецкий гамбит», после премьеры которого на российском «кинонебосклоне» ярко вспыхнула звезда нашего земляка Егора Бероева, как «Ночной» и «Дневной» «Дозоры», снятые Тимуром Бекмамбетовым по романам популярного отечественного фантаста Сергея Лукьяненко, как его же «Ирония судьбы-2»… Совсем недавно то же самое, по большому счету, повторилось и с нашумевшим «Адмираломъ» Андрея Кравчука. А сейчас во владикавказских кинотеатрах делают серьезные ставки еще на три громко рекламируемые отечественные ленты, которые должны выйти на экраны России в январе: это комедия Максима Пежемского «Любовь-морковь-2» с Гошей Куценко и Кристиной Орбакайте, «Стиляги» Валерия Тодоровского – «жестокий романс» о Москве эпохи 50-х, молодости и любви, и блокбастер Федора Бондарчука «Обитаемый остров» по одноименному роману братьев Стругацких – одному из классических шедевров отечественной фантастики. Не пропускает, как правило, наш зритель и продолжений-сиквелов картин, уже снискавших успех в прокате. И еще одно очень важное условие этого успеха – актерская команда. Чем больше в ней «звезд» – тем выше у публики и интерес к фильму (это одинаково справедливо и для российских, и для зарубежных лент). Кроме того, как поделились с «СО» в отделе рекламы и репертуарного планирования кинотеатра «Терек», зачастую здесь играет немалую роль и так называемый «фактор сарафанного радио»: если человеку фильм по-настоящему понравился, то он наверняка «сагитирует» сходить на него и своих близких и знакомых. Кстати, у зрителей того же «Терека» (среди которых преобладает, по большей части, молодежь) один из самых популярных киножанров сегодня – фантастический и фэнтезийный экшен. Успехом пользуются всегда и зрелищные историко-эпические драмы, особенно если в них занят «звездный» актерский состав. – Исторические драмы, приключения, фантастика – все это привлекает нашего зрителя, – подтверждает и администратор кинотеатра «Дружба-XXI век» Анжела Абаева. – Хорошо прошли у нас, к примеру, в этом сезоне голливудский фантастико-комедийный экшен «Хэнкок» с Уиллом Смитом, «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа», «Мумия-3: Гробница Императора драконов», «Особо опасен» Тимура Бекмамбетова… Успехом пользовался и «Адмиралъ» – хотя, если честно, после такой масштабной рекламной «раскрутки» этого фильма мы ожидали, что зрителей на сеансах будет еще больше. А вот боевики, криминальные триллеры и прочие «стрелялки», столь популярные в 90-е годы, публике, наоборот, уже сильно приелись – и идут на них люди неохотно. Так и объясняют: «Надоело». … Лирические комедии, любовно-романтические драмы и мелодрамы, зрелищные приключенческие ленты – именно такие фильмы, а отнюдь не триллеры и не боевики, сегодня «собирают кассу» и во владикавказском Доме кино. Как рассказала его менеджер по кинопрокату Адолят Коцоева, безоговорочным лидером нынешнего сезона по популярности у зрителя здесь (как, кстати, и в «Дружбе», и в «Тереке») стала «Ирония судьбы-2» Тимура Бекмамбетова. А абсолютную, пожалуй, «пальму первенства» как киножанр во Владикавказе нынче прочно держат… приготовься к сюрпризу, читатель: мультфильмы! Причем, не только среди детской, но и среди взрослой аудитории – например, просто с громовым успехом прошел совсем недавно по экранам всех без исключения кинотеатров столицы республики американский полнометражный сказочный мультфильм «Мадагаскар-2». В той же «Дружбе» «мультики» сегодня ставят не только на утренние и дневные, но и на вечерние «взрослые» сеансы – и зал практически всегда бывает полон… И это тоже, думается, подтверждает: наш зритель, уставший от пресловутой «чернухи», истосковался по светлому и доброму кино, на которое можно смело пойти всей семьей… А вот что касается интереса к кино интеллектуальному, «высокому», в лучшем смысле этого слова элитарному, берущему призы на престижных международных кинофестивалях, просмотр которого требует от зрителя напряженного и вдумчивого «труда души», – то он, как с сожалением констатировали собеседники «СО», в последние годы у нас оставляет желать много лучшего. Круг его поклонников, по сравнению с кино «массово-кассовым», коммерческим, увы, ограничен. Но тем не менее, и оно находит все-таки своего зрителя. – Шли у нас люди в свое время и на «Остров» Павла Лунгина, и на «Возвращение» Андрея Звягинцева, и на «Эйфорию» Ивана Вырыпаева, о которой столько спорила российская критика – то вознося ее «на щит», то ругая. А с просмотров драмы Никиты Михалкова «Двенадцать» наши зрители уходили потрясенные, со слезами на глазах. И многие тепло благодарили нас за возможность увидеть эти фильмы – глубокие, тонкие, рассказывающие о Вечном, о смысле жизни, обращенные, в отличие от легковесных коммерческих картин-пустышек, к душе и сердцу зрителя, – подчеркивает Адолят Коцоева. – Только вот очень хочется, чтобы ценителей такого кино у нас во Владикавказе было больше – особенно среди молодежи… … Кстати. Одним из лидеров российского кинопроката в нынешнем сезоне (и, одновременно, одной из самых скандальных отечественных кинопремьер уходящего года) стала, как известно, эксцентрическая комедия Марюса Вайсберга «Гитлер капут!», в которой «засветился» весь «цвет» не менее скандального телепроекта «Комеди Клаб» и «отметились» такие, мягко говоря, неоднозначные фигуры столичной «гламурной тусовки» и шоу-бизнеса, как Анфиса Чехова, рэппер Тимати и Ксения Собчак (сыгравшая в этом фильме супругу Гитлера Еву Браун). Картина, снятая в «отвязанной» стилистике анекдотов «про Штирлица», вызвала настоящую волну акций протеста со стороны российских ветеранских организаций, активисты которых с тревогой и возмущением пытались напомнить общественности: тема Великой Отечественной – это, все-таки, совсем не подходящая «мишень» для пошловатых шуток, направленных «ниже пояса»… В большинстве регионов России билеты на «Гитлер капут!» молодежь расхватывала в кинотеатрах, как горячие пирожки. И потому столичных кинопрокатчиков, сотрудничающих с нашей республикой, изрядно удивил тот факт, что во Владикавказе этот «хит сезона», что называется, практически провалился – и «сделал» очень низкие сборы… Думается, можно этому только радоваться. Как живому доказательству: хорошее кино от плохого наш зритель отличать не разучился. И по-прежнему убежден: языком «десятой музы», какой бы акцент на «зрелищную» составляющую, на яркие краски и спецэффекты она сегодня в «битве» за коммерческий успех не делала, по-прежнему в диалоге со зрителем должен оставаться язык вечных ценностей. Вот только общаемся мы на таком языке все меньше… |