В выходные владикавказцев ждут сразу две знаковые театральные премьеры: «Дуня» Коста Хетагурова – в Русском театре и «Черная бурка» Геора Хугаева – в Осетинском. … Истинно высокая и талантливая классическая драматургия, будь то трагедия, драма или умная, тонкая комедия – все равно что хорошее вино: с годами ее «букет» делается только насыщеннее и богаче… Такая счастливая сценическая судьба выпала и комедии Коста Хетагурова «Дуня», написанной без малого сто двадцать лет назад, в начале 90-х годов позапрошлого века. Хотя сначала складывалась она непросто: цензура долго не разрешала к постановке эту пьесу «крамольного автора-вольнодумца», казавшуюся тогдашним кавказским властям слишком острой и слишком смело и дерзко (хотя и с изрядной долей веселой шутки и гротеска – не случайно ведь сам Коста определил жанр этой своей вещи как сценическую фантазию) «ставившую ребром» перед читателем и зрителем будоражившие российское общество социальные и духовные проблемы. Первая постановка «Дуни» была осуществлена на любительской сцене, а роль главной героини – юной дочери богатого мещанина, девушки независимых взглядов, ума и тонкого, чуткого сердца, которая сама, без оглядки на уходящие в прошлое условности своего века и своей среды, стремится выбирать свою жизненную дорогу, сыграла в ней муза поэта Анна Цаликова… Зато позднее владикавказский Русский театр, с чьей яркой историей так тесно и неразрывно была сплетена творческая судьба Коста, ставил «Дуню» не раз – и неизменно с успехом. Вновь обратиться к знаменитой комедии основоположника осетинской литературы решили здесь и в юбилейный год его 150-летия. И в грядущие выходные, 21 и 22 марта, на сцене Русского академического театра состоится премьера новой интерпретации «Дуни» – в постановке заслуженного артиста Северной Осетии Владислава Колиева. Сейчас подготовка к ней идет в театре полным ходом. А увидят зрители в этом ярком, светлом, веселом и очень современно и злободневно звучащем спектакле и признанных мастеров его сцены, и его молодое актерское поколение. Отца Дуни – мещанина Сомова – и его супругу, мачеху героини Марию Павловну играют народный артист РСО–А Юрий Хафизов и актриса Людмила Бритаева. Бывшего оперного артиста Суйкова и его колоритную «вторую половинку» Евдокию Ивановну – искрометный актерский дуэт: заслуженный артист РСО–А Владимир Карпов и заслуженная артистка России, лауреат Госпремии имени Коста Наталья Елпатова. В роли избранника Дуни, кандидата университета Светлова, зрители увидят молодого актера Русского театра, выпускника факультета искусств СОГУ Роберта Кисиева, в роли Нади Воробьевой, ее подруги – Залину Колиеву. Богемную петербургскую троицу, стремящуюся покорить сердце Дуни – художника Мазилова, литератора Перышкина и музыканта Трубадурова, воплотят в спектакле актеры Алан Тогоев, Алан Цаллаев и Никита Верзилин. А на главную женскую роль режиссером была выбрана молодая актриса Эльмира Бестаева. – Оформила спектакль художник Светлана Володина, над музыкой к нему работал заслуженный работник культуры России Владимир Лазаров. И театр готовится к этой премьере как к празднику. Но в то же время с большим волнением: ведь имя Коста – это святое для нас имя. Кстати, у автора указано: действие пьесы происходит «в провинции и в Петербурге». Но в нашем спектакле мы сочли нужным и совершенно оправданным максимально четко обозначить, что эта условная «провинция» – именно Владикавказ. Именно Осетия – родина самого Коста, – рассказала «СО», приподняв краешек «завесы секретности» над этой знаковой для Русского театра премьерой нынешнего сезона, его завлит Марина Васильева. Кстати, свою лепту в подготовку этого театрального праздника внесли и АМС г. Владикавказа, и ее управление культуры. При их поддержке были напечатаны приглашения на премьеру и юбилейные программки. А еще – подготовлена на основе редких архивных материалов выставка «Коста и его окружение», которая торжественно откроется здесь же, в Русском театре, в день премьеры «Дуни». … В «предпремьерных» хлопотах в эти дни – и Северо-Осетинский академический театр им. В. Тхапсаева. Премьера эта – так совпало – тоже намечена на 21 и 22 марта. И тоже для Осетинского театра – знаковая, к которой готовятся здесь с особым трепетом и душевным волнением. Это – философская пьеса-притча Геора Хугаева «Черная бурка». К постановке этой пронзительной и полной высокой «вечной» символики истории-аллегории о Долге и Верности, Свободе и Чести, Любви и Ненависти, Благодарности и Предательстве, в персонажах которой – животных – легко угадываются люди с человеческими «до мозга костей» и до последнего смертного вздоха страстями, идеалами, душевными метаниями и исканиями, театр шел не один год. В свое время, около 10–12 лет назад, сам автор с большим успехом поставил ее на Юге Осетии – к тому спектаклю написал замечательную музыку композитор Ацамаз Макоев. Многие в республике помнят и очень яркую интерпретацию «Черной бурки» Татарским национальным театром, показанную на владикавказском фестивале «Сцена без границ»… И вот теперь премьера этой пьесы, посвященная светлой памяти драматурга, актера, мастера национальной осетинской режиссуры Георгия Хугаева, пройдет и в Осетинском театре – в постановке нашего земляка, известного на Северном Кавказе режиссера из Кабардино-Балкарии Казбека Дзудтагова.
Автор музыки к «Черной бурке», очень интересной и необычной, – Мурат Плиев, сценограф спектакля и художник по костюмам – Эмма Вергелес. А занято в этой постановке целое созвездие маститых актеров – наравне с талантливой молодежью Осетинского театра: Пастух – заслуженный артист России Лазарь Качмазов, Ворон – народный артист Северной Осетии Лактемир Дзтиев, Волк Чобр (эту роль, кстати, мечтал сыграть в свое время и незабвенный Бибо Ватаев) – заслуженный артист РФ Сурен Хугаев, Лиса – заслуженная артистка РФ Жанна Габуева и актриса Римма Царикаева, Зайчиха – заслуженная артистка РСО–А Залина Малкарова. Обольстительную и коварную волчицу Чобру «очеловечит» в спектакле молодая (в труппе она только год) актриса Индира Бацазова. А главного героя – пастушьего пса Тузара – 23-летний актер Гиви Валиев, выпускник факультета искусств СОГУ, чье имя сегодня его старшие товарищи по сцене уверенно называют в числе самых ярких имен «молодой поросли» Осетинского театра. В состав труппы он был принят четыре года назад – после того как обратил на себя внимание руководства этого «храма Мельпомены» своей дипломной ролью Жениха в «Кровавой свадьбе» Гарсиа Лорки. И за эти четыре года Гиви Валиев успел стать лауреатом премии «Дебют», присужденной ему по итогам III владикавказского фестиваля «Сцена без границ» за роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». Ярко блеснул и в главных ролях в спектакле «Жизнь есть сон» по Кальдерону и в «Доходном месте» А. Островского. И сложная роль Тузара – тоже во многом для него этапная, в которую молодой актер вложил немало душевного горения и интересных, необычных сценических находок. Кстати, Гиви выступает в «Черной бурке» еще и как пластиограф спектакля и постановщик сценических боев. …Градус интереса к обеим премьерам у республиканских театралов уже накален. И есть все основания предполагать, что они станут заметными событиями нынешнего владикавказского театрального сезона. Так что не пропустите их, поклонники Мельпомены, – идите и смотрите!.. Е. КОВАЛЕНКО. |