Жили-были бедняк со своей женой. Вот каким-то образом раздобыл бедняк десять туманов. Дошли об этом слухи до богатея, и он решил, что бедняк не сумеет ими воспользоваться, поэтому надо его обмануть и забрать у него эти десять туманов. Он пошел к бедняку домой, вызвал его на улицу и сказал: — Отдай мне свои деньги. Бедняк отвечает ему: — У тебя и так много денег. — На свои деньги я приобрел скотину,—говорит богатей,— | у меня ничего не осталось, поэтому прошу тебя, дай мне свои Г десять туманов. Долго вели они разговор. Наконец богатей стал угрожать бедняку. Тот испугался и сказал: — Ладно, посоветуюсь с хозяйкой. Жена сказала ему: — Бедная жизнь нам привычна, а он может убить тебя или нанести тебе какой-либо другой ущерб. Лучше отдай ему свои деньги. Вынес бедняк свои деньги богатею и сказал ему: Отдаю тебе свои деньги, только хорошо бы иметь свидетеля. Нет, свидетель совершенно не нужен,— сказал богатей. Нужен,— настаивал бедняк. — Какой тебе нужен свидетель? — прикрикнул богатей на Оедняка. — Возможно, ты не хочешь, чтобы нашим свидетелем был житель земли, но ты ведь знаешь, кто тебя создал? — спросил бедняк. — Знаю,— ответил богатей. — В таком случае пусть он будет первым свидетелем нашим! Затем, знаешь ли ты, что, когда ты умрешь, тебе предстоит уйти в землю? — Знаю,— сказал богатей. — В таком случае пусть она будет нашим вторым свидетелем. — Согласен,— сказал богатей, довольный, что свидетелем не будет никто из людей земли. Бедняк отдал свои деньги богатею и спросил его: — Когда же вернешь их мне обратно? — Через неделю, к тому времени я продам свою скотину и вручу тебе в руки твои десять туманов. Взял богатей деньги и ушел. Прошла неделя, прошла другая, а богатей все не возвращает бедняку его денег. Бедняк посовещался с женой, и они решили, нужно пойти к нему, узнать, что он скажет. Вот отправился бедняк к богатею. Вызвал его из дому; богатей вышел рассерженный и стал кричать: — Что тебе надо? Какое у тебя тут дело? Стал он угрожать бедняку, наседать на него, тот все пя тится от него назад, а богатей поднимает крик, чтобы слышали люди: — Вот этот бедняк обвиняет меня в том, что я ему долже десять туманов. Но кто и когда видел у бедняка десять туманов За такое обвинение надо его убить! Вернулся бедняк домой, стали они с женой плакать. — Пропали наши десять туманов да вдобавок он нанес нам оскорбление! Стали они раздумывать, что же делать, что им предпринять. До бедняка дошел слух, что в далекой стране заседают судьи; он велел своей жене испечь ему на дорогу кардзын и отправился в эту страну. Много лишений перенес он в дороге, но все-таки достиг этой страны. Явился к судьям и изложил им свою жалобу. Услышав, что он и богатей призвали в свидетели бога и землю, судьи решили между собой, что бедняк совер-шенно прав. — Мы принимаем твою жалобу,— сказали они бедняку,— но, чтобы богатей не причинил тебе какого-либо зла, отойди! пока в сторону, чтобы тебя не видно было. Мы призовем его к себе и поговорим с ним. Вызвали они богатея. Явился он на их вызов. — Бедняк пришел к нам с жалобой,— сказали судьи богатею. - Но если бы он и не явился к нам, мы и без того знаем, что ты занял у него десять туманов и истратил их. Такие дела не должны иметь места между людьми. Ты должен вернуть бедняку его десять туманов. Богатей возразил на это судьям: — Откуда у этого бедняка могли взяться десять туманов? Я так богат, неужели вы верите, что я мог у него занять десять туманов? Долго убеждали пять членов суда богатея, но он стоял на своем. Наконец, они сказали ему: — Вот в этом саду есть дорога, иди по ней вперед и вперед и не возвращайся обратно, пока не дойдешь до самого конца дороги. Пошел богатей по дороге и видит: на одной перекладине висят три котла, под ними горят одинаковые костры; два крайних котла полны воды до краев и кипят, средний котел висит пустой и разогрелся от огня докрасна. Из двух крайних котлов вылетают большие брызги воды и падают из одного в другой, пролетая поверх среднего котла. Смотрит богатей и удивляется: что за чудо, почему брызги кипящей воды не попадают в средний котел? Он вспомнил, что ему приказано дойти до конца дороги, и пошел дальше, все время оглядываясь на три котла. Идет он дальше и видит: на обочине дороги, растянувшись, спит сука. Она не проснулась, но щенята из ее утробы принялись громко лаять на богатея. Он еще больше удивился. — Вот это совсем чудо! Почему сама сука не просыпается и как узнали меня щенята из утробы своей матери и подняли такой лай?.. Но надо идти дальше,— вспомнил он. Идет он дальше и видит новое чудо: на одном дереве сидят все пернатые мира, а самая большая из птиц ощипывает их. От пуха под деревом не было уже прохода. Сильно удивился богатей и говорит сам себе: Их ведь больше, почему же они позволяют мучить себя, почему совместно не уничтожат эту птицу? Да, много на свете чудес, ничего подобного я не видел! Для чего мне еще идти до другого края сада? Не буду больше ни на что смотреть, пойду обратно! Он прикрыл рукой свои глаза и повернул обратно. Идет обратно с закрытыми глазами. Наконец открыл глаза, чтобы узнать, идет ли он по дороге или сошел с нее, и видит: прямо перед его ртом висит очень красивое краснобокое яблоко. Богатей откусил его, а там внутри оказался конский навоз; он по-плевался-поплевался, прикрыл глаза свои и боязливо пошел по дороге обратно, не желая уже видеть ничего больше. Подошел он к тем судьям, и, не дав им ничего сказать, сам говорит: — Вы должны объяснить мне, что означают все эти чудеса! — Какие ты видел чудеса? — спрашивают судьи богатея.— Расскажн-ка нам. Богатей сказал: — Три котла висят на одной перекладине; два крайних котла до краев наполнены водой, средний между ними висит пустой. Из одного крайнего котла большие брызги кипящей воды падают в другой поверх среднего котла, который остается раскаленным докрасна. А между тем под тремя котлами разведены костры, и они горят одинаково. Что это за чудо? — спрашивает, богатей у судей. Они отвечают: — Три дома будут жить рядом. Оба крайних дома — бога тые, будут приглашать к себе друг друга, а средний дом бедняц-кий, они его не будут приглашать к себе, и бедняк будет охва чен ненавистью к ним... Ну, а каковы другие чудеса? — спрашивают судьи. — Как сама сука не проснулась и не почуяла меня,— гово-рит богатей,— а щенята у нее в утробе почуяли и подняли лай? Что это за диво такое? Судьи отвечают: — Наступит такое время, когда старики будут лишены права говорить и будут сидеть спокойно, а дела будут вершить молодые. Ну, какое чудо ты видел еще? — спрашивают они бо- гатея. Богатей говорит: — Все пернатые сидели на одном дереве, а одна болыпа птица выщипывала их, и пух под деревом загородил проход. Чт же это за чудо? — Некий царь назовет себя более могущественным,— гово- рят судьи,— и наступит время, когда он будет изводить бедный народ всякими мучениями. Судьи знали, что богатей не дошел до самого конца сада, но все-таки спросили его: — Дошел ли ты до конца или нет? — Нет, не дошел,—сказал богатей.— Сердце мое было напугано этими чудесами, и я повернул обратно. Я прикрыл глаза, чтобы больше ничего не увидеть. Но через некоторое время я открыл глаза, чтобы узнать, не сошел ли я с дороги, и увидел прямо перед моим ртом яблоко. Я откусил его, но внутри яблока оказался конский навоз, и я, отплевываясь, пошел по дороге дальше. Что это еще за чудо? — спрашивает он судей. Они отвечают: — Наступит такое время и будут такие люди, которые будут блистать своей внешностью, но в сердцах своих они будут питать друг к другу скверные чувства. А теперь,— сказали они ему,— верни добровольно бедняку долг. Если же не вернешь, мы заставим тебя жить с подобными людьми. Богатей перепугался и стал просить судей: — Вы угодные великому богу судьи, прошу вас, велите привести сюда бедняка! Привели бедняка, богатей ему говорит: — Я возвращаю тебе вместо десяти твоих туманов двадцать туманов и называю тебя братом, ибо благодаря тебе я удостоился видеть этих угодных великому богу судей. Бедняк получил свои деньги и радостный возвратился домой. — Ну как, муженек, чем кончилось твое дело? — спрашивает его жена. Бедняк отвечает весело: Благодаря мудрости судей я получил обратно свои деньги, и он дал мне вдобавок еще десять туманов. Вот так испокон веков богатей притеснял бедняка. А вы, слушатели, благополучно живите до его возвращения! |