поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
От Кавказа до Волги
Автор: 00mN1ck / 9 августа 2010 / Категория: Авторские статьи
Отрывок из книги
Фритьёфа Нансена
«От Кавказа до Волги»
стр. 33-40.
Перевод Николая Кесаева

От Кавказа до ВолгиОсы или осетины – народ численностью около 225 000 жителей, живущих в Осетии, к западу от нашего пути к северному склону Кавказа. Многое было сказано и написано о них со стороны ученых. Основная идея состоит в том, что они являются потомками индоевропейских аланов и, возможно, даже массагетов и сарматов упомянутых Геродотом. Они были названы Ossilians Птолемеем (2 век до н.э.), и асами и аланами арабскими и средневековыми автороми. В русских летописях с начала 12 века они были названы Яс или Jossi. Осетины называют себя именем Ироны, которое, как считается то же, что Aryon, исходная форма для этнонима Аланы, но некоторые считают, что Ирон просто другое слово для иранцев. Язык их индоевропейский индо-иранской ветви, и полностью отличается от языков Северного и Южного Кавказа. Они должно быть прибыли на Кавказ с севера, и были широко распространены на юге России в течение первых веков нашей эры, где они обитали в нижней части реки Дон. Это имя действительно осетинское слово для воды, который и является составной частью многих речных имен на Северной стороне Кавказе, как и Aр-Дон (= яростные воды) и другие. Азовское-море, на чьём восточном побережья осетины жили, скорее всего, также получил свое название от них.

В начале периода Великого переселения народов большая часть Алан или Оссов ушли на запад вместе с готами и гуннами, и поселились на реке Дунай, чье имя также может вытекать из их языка. Они вероятно также основали город Яссы (произносится Jasj) в Молдавии. С 7 по 13 века Оссы были отброшены к югу от Дона хазарами и монголоами, к рекам Кубань и Терек. Первоначально они были могучие конные кочевники, но в конце концов, в 14 веке, крымчаки и кабардинцы напали на их землю и оттеснили их к своим нынешнем горным терриориям. Но то что они уже на раннем этапе были знакомы с горами, пожалуй явствует из их слова Хох для гор, которое, как представляется, идентичны первому слогу в греческом Kaukh-asos( Кавказ).

В сравнении с другими народами, особенно в Восточной части Кавказа, череп Оссов довольно длинен (средний показатель может быть, около 81). Глаза в основном голубые или серые, волосы и борода основном светлые, светло-коричневый или рыжеватые. Лицо часто широкое, нос большой, губы тонкие. Цвет лица светлый, чаще всего румяный. Они в основном среднего роста и крепкого телосложения, как мужчин, так и женщин. Значительная часть Oссов первоначально имели нордическую внешность, и то можно было бы объяснить иммиграции с севера, но их язык ясно показывает, что большая часть Oссов были связаны с иранскими народами, на Востоке. Различной формы черепа, а также присутствие темных волос и карих глаз, может указывать на сильное влияние соседних племен в более поздние времена. Для нас скандинавов этот народ имеет определенный интерес, поскольку его название связано с древнескандинавским словом для богов: Snorre Sturlason говорит в Сага Инглинга, что «страна на восток от Taнаиса (Дона) в Азии называлась Asaland или Asaheim, а главный город в этой земле назывался Асгард», и что вождём этой страны был сам Один. Хотя, вероятно, Снорре имя Аss связывает с именем Азии, не замечая, что само это название несомненно, приведет к Oссам-Ассам которые жили именно к востоку от реки Taнаис или Дон; а Asaland и есть земля Oссов. Удивительно но Снорре утверждает, что Один имел очень богатые владения к югу от «этого горного хребта», то есть Кавказа (именно там, где часть Oссов живут и сегодня), и что «в те времена римляне пошли покорять всё вокруг в мире, покорив себе всех людей, и тогда многие вожди бежали из своих областей». Поэтому-то видим Один ушел «со всеми богами (= Diar) и многими другими людьми», на запад, сперва Gardarike (Гардприка Россия), затем на юг к Saksland (Германия) и затем повернули на север.

Лингвисты выводят слово Ass или Aser, от древне-германского Ansu, = дыхание или ветер, и Ass могло бы почти быть истолковано как ветром бога или духа. Но это не исключает возможности связать имя Ass с Оссами- на более позднем этапе, другим вариантом имени которых было Асы (см. Азово-море).

Большинство Oссов сейчас христиане по имени, греко-православной церкви, и около 1/4 являются мусульманами, но, как хевсуры все они более или менее по-прежнему живут в язычество и поклонения древним богам и духам. некоторые из них получили имена святых, но это не делает их менее исконно народными. Бога молнии и грома, таким образом, называют AsElia, и, кажется, он имеет много общего с норвежским громовым богом «Тор». Когда кто-то получает удар молнии, говорят, он был поражен AsElia, потому что этот человек опозорился. Мертвых либо захоранивали на месте, где он был поражен, или в случайным месте, где сама собой остановиться 2-колесная повозка с телом запряжённая двумя козами. На месте захоронения черного козла забивают и меха вешают на шесте. Двух коз в обряде захоронения, вероятно, можно рассматривать как коз AsElia, и это заставляет меня задуматься, не могут ли они и двухколесная повозка иметь нечто общее с перевозкой бога Тора? Святой AsElia также освободил людей на Земле от слепого дракона Ruimon, который живет в духовном мире, и который приносит болезни и смерть людям, издавая страшный грохот. AsElia заковывает его в цепи и тянет его к поверхности, где небесные духи режут его плоть на куски, которые смертные съедают отчего молодеют . Кажется, это какая-то связь с Тором и Мидгард-змеем, который оцепил Землю, и которого Тор поймал во время рыбалки по пути в Jotunheim, а затем вытащил на поверхность.

У Oссов также есть много других богов, которые регулируют различные аспекты жизни: высший бог повелевающий Всем – как добром так и злом, которого должны всегда призывать и поклоняться люди; бог суда, рая и ада, сын солнца, луна; бог полей, осеннего урожая, крупного рогатого скота, игры, воды, рыбы и здоровья; бог, который защищает от разбойников и многое другое. Для бога зла или злого духа сельчанин убивает ягненка в среду ночью между Рождество и Новым годом, и ставит его перед дверью. Злому духу предлагают еду и питье чтобы он не вредил людям и скоту. Затем проводится большой праздник всю ночь, но во время мероприятия имя Высшего Бога не должно быть произнесено. Это то же, как наши соотечественники говорили: если кто-нибудь ищет дружбы дьявола, имя Бога нельзя произносить, иначе дьявол исчезнет сразу.

Большое значение имеют домовые или духи предков и домашнего очага – Сафа, к которым должны относиться с большим уважением. Ему жертвуют козла в определенное время; кровь хоронят, а для выздоровления больных приносят еду в определенные места в лесу. Эти понятия из старейших бытовавших во времёна до появления современных великих религий мира, и очевидно, во многих культурах. Они имеют много общего с нашей собственной концепции Хауге-Бонде (Тафт-Колл или garsvord), даже и с Tomte-gubbe (Nisse). Хауге-Бонде фактически является родоначальником семьи, народным предком, в целом, и к нему люди приносили в жертву еду и пиво рядом с деревом, которое было освящено его именем. Пиво может быть также вылито для него в камин. Как и в грузинских горных племенах, хевсуров, пшавов, тушинцев, сванов и других, Oссы также имеют священные рощи, где люди собираются для поклонения святым и празднуют. Рощи состоят из разных типов лиственных деревьев, и часто в местах за пределами леса. Очевидно, что они являются древними языческими жертвенниками, а зачастую и алтари церквей построены в этих местах. На праздники люди приносят в жертву животных, а кровь размазывается на алтаре и на людях, и пиво также варится, и пьёться вместе с самогоном в большом количестве а жертвенных животных едят. Женщины не должны, даже во время праздников, входить в эти рощи или прикасаться к святым деревьям. В некоторых местах существуют также большие группы деревьев, где отмечаются свадьбы.

Только священники могут входить в эти священные рощи для сбора дров, необходимых для варения пива. Если кто-то еще смеет рубить дерево или даже сломает ветку, бог рощи будет проклинать и нарушитель заболеет и умрёт . В святой роще в селении Абана в Труссовском ущелье это святой AsElia – Илья , который поражает нарушителя слепотой, и, если бедняга хочет прозреть, он должен принести в жертву быка.

Священные рощи деревьев существует во многих культурах по всему миру: они были также распространены в Скандинавии (см. Упсала). На Birte в Мо в Телемарк роща была настолько священной, что даже траву нельзя было косить или использовать под пастбища, иначе кто-то пострадал бы от несчастного случая.

Характерны в священных рощах Oссов большие кучи веток под определенными деревьями: каждый, проходящий эту рощу обязан положить ветку или кусок дерева в жертву богу роще. В Норвегии мы имели такой же обычай, и все еще можно увидеть большие кучи веток на дорогах, где прохожие кидают ветку по старой привычке, не зная почему. В других местах также жертвовали подобным образом.

На Осские могилы раньше ставили необработанные камни, около 3 метров, и это могло бы иметь некоторое сходство со скандинавскими стоящими камнями (Баута-камни).

У Oссов есть очень удачный способ добиться своего, достойный зависти. Когда человек не может получить обратно свое имущество от другого человека, и какое-то средство не представляется возможным, он угрожает убить собаку или кошку над могилой предков соперника. Душам в могиле угрожает бесчестие от этих животных в загробной жизни. Поскольку ни один Осс не мог и думать об этом, дело скорее приводилось в порядок. Когда Осс принимает присягу, он держит собаку за хвост или осла за его ухо, и если он делает себя виновным в лжесвидетельстве, души его близких и праотцы должны есть животных, в загробной жизни. Подобные концепции существуют также и среди хевсуров и, скорее всего, осталось от общего культа поклонения предкам.

Осские деревни здесь, в горах не очень большие, охватывающих от 20-30 хозяйств до 50 или 60, расположены на террасах на склонах гор. Выше в горах фермы могут быть разбросаны по одиночке, но они укреплены. Дома здесь, на склонах гор сделаны из камня, как у хевсуров, ниже по долине они также построены из бревен, как норвежские дома. В деревнях есть всегда высокие башни для обороны, и нередко один на каждой отдельной ферме. Во все времена эти люди должны были быть готовы к войне. Кроме того, характерной чертой между Оссами является то, что кража и грабеж людей из другого племени не считается преступлением, поэтому они всегда готовы к войне.

Каждая деревня формирует сообщество во главе со старейшиной. Это сообщество в свою очередь подразделяется на большие семьи возглавляющиеся также старейшиной каждой семьи, но эти большие семьи уже не так сильно сплочены, и имущество уже перестаёт быть совместной собственности. Когда человек умирает, его наследство делится поровну между его сыновьями, но старший сын наследует один дом и немного рогатого скота, младшие же наследует оружие и крупный рогатый скота. Дочери ничего не получают, и в момент вступления в брак некоторая сумма выплачивается женихом отцу или братьям, это как будто они собственность, которая может быть продана. Среди большей часть Осских племен не существует различия между социальными классами.

Oссы живут за счет сельского хозяйства, но еще более животноводства, особенно в горах, в прошлые времена кражи являлись также важной профессией. В нижней части долин различные типы культур выращивается: в первый год удобряли поля пшеницы или выращивали кукурузу, ячмень во второй год, и на третий год поле лежит под паром. Овес и просо, горох, фасоль, картофель, огурцы и т.д. также выращивают. В верхней части долины в основном рожь и ячмень выращивают, но земля, имеющиеся в этих склонах бедна, и, следовательно, животноводства более выгодно. По большей части они разводят овец, коз, коров и лошадей. Крупный рогатый скот пасётся на поле рядом с домом в течение лета, окруженный каменными стенами и деревянными заборами, как наши "kveer", – зимой они находятся в помещении, часто в подвале дома, как хевсуры делают. Навоз собираеться и используеться, как и у нас, для удобрения полей. Это так же обычай и других кавказских народов, которые в отличие от русских используют сушеный навоз и на топливо. В горах, где нет лесов иначе трудно получить топливо. Навоз месят на куски и размазывают против стены дома, где остается сушиться на солнце.

В лесистых долинах лесное хозяйства также практикуется, и древесина сплавляется таким же образом, как это практикуется в Норвегии. Реки быстрые и неуправляемыми, и лес поэтому часто застревает и должен заготовляться по-новому.

Мужчины выполняют тяжелую работу за пределами дома: вспашка, покос, молотьба, лесопиление, плавление леса, плотничество и т.д. Женщины работают в помещениях, доят молоко и, как следят за коровами, овцам и козами, вяжут и ткут, но также делают и некоторые работы на поле, косят зерновые серпами, собирают дрова из лесу т.д. Смерть человека, конечно, большое событие в этих небольших общинах, и отмечается среди Oссов и хевсуров с большими церемониями, которые вовлекают всю деревню – плакальщицы женщины с причитаниями и лошадиные скачки, и поминки с пищей обильной, пивом и самогоном – аракой. Захоронения и переход в Иной Мир вытекает из старой, языческой практики. На следующий год отмечается до 12 памятных годовщин, и даже люди из соседних деревень получают приглашение. Это необходимо для того, чтобы доставить умершему для питания священный хлеб, пиво и араку, чтобы он не питался травой в загробной жизни. Но вдова, должна поститься весь год в черном платье, и каждую пятницу посещать могилу, приносить еду и напитки её покойникам.

Их чаши и сосуды и кухонная утварь во многих отношениях напоминают аналогичные предметы германских народов, это верно и в отношении их обычай пивоварения из ячменя. Это также обычай и хевсуров, тогда как другие кавказские племена варят сорта пива из проса.

Многие черты Оссов, образ жизни и обычаи, и инструменты, показывают большое сходство с северогерманскими народами, может в большей части это связано с общим индоевропейским происхождением, но, конечно, их можно также объясненить похожим образом жизни и поиском средств к существованию. Стоит заметить, что многие аналогичные обычаи можно найти не только у их соседей и хевсуров и пшавов, но и среди других племен и народов, совершенно различного происхождения и говорящих на различных языках.
#1 написал: kola (19 августа 2010 17:35)
Правильнее было бы употребить не слова Бог говоря об низших духовных силах -а божество. Вообще Бог в русском-всегда Творец.а в др.языках есть иные термины для Бога-Творца и подчинённых ему духовных сущностей.А когда всегда говорим Бог-то получается что кто-то верит в наличие многих Творцов,чего нигде на Земле никогда не было!Сами понятие многобожие-искуственное и никогда не существовавшее.Придумано кое-кем для создания искуственного противопостовления т.н. единобожия.

#2 написал: Дзицц (30 августа 2010 15:18)
Мнение о приходе осетин с Севера, косвенно указывает на движение Атлант с Севера, на Юг, Восток и Запад. Атланты приносили с собой культуру, архитектуру, религиии, государственную организацию. Поэтому во всех мифах, у всех народов Земли, включая Америку, обнаруживаются паралли с осетинскими ритуалами, в том числе и в названиях. Атланты перименовывыали всех эносы. на свой лад. Как политически господствующий этнос, эти имена остались в истории в неизменном виде. Хотя, многие племена не забыли и свое самоназвание.
На Север, на остров Исландия. отборанная часть осетин (будущих Атлант) была пермещена из Каказа, своей исторической колыбели. Об этом говорить все, и архелогия и топнимика. Этоносы с дефективными манерами Атланьты ассимилировали. Само слово "асс+и+ми" то же говорить об этом. Мощной ассимилияции подверглись Иранцы, турки и еще некоторые. Очень мало, почти не трогали этнический строй русских, китайцев, армян. Евреи вообще были созданы с нуля - по отцовской линии все они иронцы и дигорцы. Поэжтому и назвали их "уираг"- "у+ир+аг" - выходец из страны Ир. Женьская ветв были дзутты. Говорливая племя - поэтому их прозвали дзутт, от слова "цъутта" - намордник.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru