Э.Ш. Гутиева к.и.н., ст.н.с. СОИГСИ Осетинская интеллигенция не становилась предметом самостоятельного комплексного исследования, но отдельным ее представителям — участникам народно-демократического и революционного движения, известным поэтам, писателям, общественным деятелям — посвящено немало исследований. Изучение обозначенной проблемы требует систематизации многочисленных исследований по общим проблемам истории и культуры Осетии, а также по отдельным профессиональным группам интеллигенции.
Особую значимость для нашего исследования имеют обобщающие монографии С.А. Айларовой «Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-90-х гг. XIX века» и «Общественная мысль народов Северного Кавказа: культурно-исторические проблемы модернизации (XIX век)», в которых рассматриваются проблемы развития общественно-политической мысли, генезиса и становления горской, в том числе осетинской интеллигенции, предлагается авторская периодизация основных этапов ее развития, формирования общегражданского российского менталитета, а также ставится проблема гармонизации традиционных культур, народной ментальности и российских модернизационных реформ.1
Одной из первых групп осетинской интеллигенции была военная. Большой вклад в изучение военной службы осетин внесла Г.Т. Дзагурова. В монографии «Под российскими знаменами» введены в научный оборот архивные документы об осетинах — генералах, кавалерах Георгиевских крестов, участниках русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Кроме военной службы, в монографиях Г.Т. Дзагуровой описывается благотворительная и культурно-просветительская деятельность представителей военной интеллигенции.2
В отечественной историографии не было понятия «духовная» или «церковная» интеллигенция, поэтому многочисленная социальная группа, включавшая священнослужителей, преподавателей церковно-приходских школ и других духовных учебных заведений долгое время не становилась предметом научного исследования. В дореволюционной историографии особое место занимает сочинение А. Гатуева «Христианство в Осетии», где описывается деятельность первых осетинских священнослужителей в горных приходах, в церковно-приходских школах.3 В постсоветский период возросший интерес к конфессиональной проблематике, новые исследования выявили многочисленные сведения о представителях осетинской духовной интеллигенции. В работе Высокопреосвященного Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России» на основе многочисленных источников рассматриваются древнехристианские археологические памятники, история Кавказской и Владикавказской епархии и миссионерская деятельность среди горцев Северного Кавказа.4 Большим вкладом в изучение православия в Осетии стала монография И.А. Сланова «Ардонская духовная семинария», где рассматривается история учебного заведения и результаты его деятельности для религиозно-нравственного просвещения осетинского народа.5 В монографии В.Д. Таказова «Журналистика и литературный процесс в Осетии (2 половина XIX — начало XX)» показано влияние православных миссионеров на процесс развития журналистики, издательского дела, национальной литературы.6 Литературная деятельность священника С. Гадиева освещена в специальных исследованиях филологов.7 В современной периодической печати обозначилось движение по возвращению незаслуженно забытых имен, появились очерки об осетинских священниках Харлампии Цомаеве, Моисее Коцоеве, Николае Цопанове.8 Деятельность православных храмов и их служителей в городе Владикавказе рассматривается в работе З.В. Кануковой и С.А. Хубуловой «Религия в истории и культуре полиэтничного города»,9 в ряде статей Ф.Р. Бираговой.10 В работе игумена Андрея (Мороз) «История Владикавказской епархии» рассматривается история Моздокского викариатства Астраханской епархии, деятельность осетинской духовной комиссии в Тифлисе, управление осетинскими приходами во Владикавказском военном округе, их просветительская и переводческая деятельность.11
Наиболее изученной группой интеллигенции является педагогическая. Вопросы истории образования и педагогической мысли Осетии исследованы в работах В.Д. Магометовой, Е.Е. Хатаева, С. Р. Чеджемова, РА. Хатаевой, В.К. Кочисова, и некоторых других авторов. В работах Е.Е. Хатаева рассматривается состояние школьного дела в регионе, деятельность горских просветителей и первых учителей.12 В монографии РА Хатаевой «Харитон Уруймагов (1864— 1919 гг.)» дана общая характеристика народного образования на Северном Кавказе во второй половине XIX — начале XX века, рассматривается участие видного осетинского педагога в общественно-педагогическом движении этого края, оцениваются его педагогические воззрения и вклад в развитие просвещения кавказских народов в рассматриваемый период.13 Ряд исследований посвящен деятельности других видных педагогов.14
Вопросы, связанные с формированием и развитием творческой интеллигенции в Осетии, затрагивались во многих исследованиях по истории науки, литературы, искусства, журналистики. В монографических исследованиях, посвященных различным проблемам истории Осетии, в той или иной связи затрагиваются вопросы, связанные с деятельностью интеллигенции. М.С. Тотоев, рассматривая развитие культуры и общественной мысли, русско-осетинские культурные связи, большое внимание уделяет интеллигенции, выявляя ее роль в распространении русской культуры в Осетии15. А.Хачировым проведено исследование процесса формирования и деятельности отдельных представителей осетинской интеллигенции16. В краеведческих исследованиях Г.Е. Кусова приводятся уникальные факты из жизни осетинской интеллектуальной элиты, ее профессионалыюй и благотворительной деятельности17. Интересные сведения содержатся в исследованиях Ю.В. Хорусва по развитию местной периодической печати, в работах Р.Я. Фидаровой, посвященных истории художественной культуры осетин.18 В монографии А.А. Хадарцевой по истории осетинской драмы рассматриваются вопросы становления осетинской драмы, впервые вводятся в научный оборот новые материалы об осетинских драматургах и их творчестве19. В историко-этнологическом исследовании З.В. Кануковой «Старый Владикавказ» рассматривается городская общественно-культурная среда, участие осетинской интеллигенции в деятельности просветительских и образовательных учреждений, в развитии театрального искусства и музыкальной культуры.20 В монографии Б.В. Туаевой «Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине XIX — начале XX вв.» представлен обзор деятельности культурно-просветительских и благотворительных обществ в городах Северного Кавказа, выявлена роль провинциальной интеллигенции в процессе распространения, функционирования и приобщения народов Северного Кавказа к мировым и российским ценностям культуры.21
Медицинская интеллигенция пореформенной Осетии не становилась самостоятельным объектом исследования. В работах по истории появления и развития медицинской службы и здравоохранения, в основном написанных в советский период, часто приводятся факты деятельности бесплатных лечебниц, отдельных врачей, благотворительных организаций. В монографиях Д.Р. Тхостова, Э.Д Грибанова содержатся сведения о профессиональной деятельности некоторых осетинских врачей, их вклада в развитие медицинской службы.22 Исследование Н.А. Гиоева «На страже здоровья» представляет собой серию коротких биографических очерков о наиболее известных деятелях медицины Северной Осетии, внесших существенный вклад в развитие народного здравоохранения.23 Интересные сведения о состоянии медицинского обслуживания населения и о первых врачах осетинах содержатся и в других очерках по истории здравоохранения Осетии.24
В диссертационном исследовании А.С. Уадати «Владикавказская городская дума (1875-1917)» обстоятельно рассматривается развитие здравоохранения как одного из важных направлений социальной деятельности думы, выявляется роль городского самоуправления и отдельных врачей, в том числе и осетин, в становлении городской медицинской службы.25
Техническая интеллигенция — одна из самых неизученных групп. Историография этого вопроса включает несколько очерков по отдельным представителям этой группы.26 Особую ценность имеет работа М.К. Гатиева «Осетины — Бауманцы», где приводится материал о первых студентах и выпускниках этого учебного заведения.27
В указанных работах содержится большое число сведений об осетинской интеллектуальной элите, но он не дает целостного представления об осетинской интеллигенции как о новом социальном страте пореформенной Осетии.
Между тем имеющиеся источники позволяют ставить проблему именно таким образом. Речь идет, кроме работ самих представителей осетинской интеллигенции, о совокупности архивных документов, опубликованных источников, периодической печати.
Основная часть материала по деятельности осетинской интеллигенции хранится в фондах ЦГА РСО-А: «Терское областное правление. Канцелярия общего присутствия» (11), «Канцелярии начальника Терской области» (12), «Дирекция народных училищ Терской области» (123), «Терское областное присутствие об обществах и союзах» (199), «Баев Георгий Васильевич — городской голова г. Владикавказа» (224), «Л.П. Семенов» (781), «Владикавказская мещанская управа» (212). Большую группу источников составляет делопроизводственная документация: уставы, отчеты, протоколы заседаний различных культурно-просветительских, научных, благотворительных и других обществ, где содержится информация о профессиональной, общественной и культурно-просветительской деятельности осетинской интеллигенции, ее роли в создании театральных, драматических, издательских, благотворительных, музыкальных и других обществ. К этой же группе отнесены многочисленные постановления и протоколы заседаний Владикавказской городской Думы, которые дают возможность изучения деятельности гласных — осетин по вопросам культуры, образования, медико-социальным проблемам.
Интересные сведения содержит учетная документация, прежде всего, списки осетин — гласных городской думы, врачей, присяжных поверенных, преподавателей студентов различных учебных заведений.. В фондах «Владикавказская духовная консистория» (143), «Дирекция народных училищ Терской области» (147). «Владикавказское духовное училище» (149), «Ардонская Александровская духовная семинария» (150) содержится обширный материал о состоянии епархии, ее приходов, церквей, монастырей и школ, о деятельности представителей осетинской церковной интеллигенции — священнослужителей, учителей церковно-приходских школ. Работа православных миссий с максимальной полнотой отражена в отчетах Благочинных церквей 10, И и 12 округов, представленных во Владикавказскую духовную консисторию (ф. 143) В фонде Владикавказского духовного училища (149) нами обнаружены обширные сведения о педагогической деятельности осетинской церковной интеллигенции, содержащиеся в формулярных списках училища.
Научный архив СОИГСИ содержит ценнейший материал по деятельности отдельных представителей, благотворительных и просветительских организаций.
Среди опубликованных источников наибольшую ценность имеют материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года но Терской области, в которых содержатся сведения о профессиональном составе осетинской интеллигенции.28
Полезную информацию содержат отчеты Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1888-1913 гг., которые позволяют обстоятельно описать деятельность православных церквей в каждом осетинском приходе, определить численность церковных служителей и преподавателей из осетин.
Использование указанных источников позволяет провести анализ сословного и профессионального состава осетинской интеллигенции, изучение профессиональной деятельности военной, духовной, педагогической, художественной, медицинской и технической интеллигенции; а также культурно-просветительской и благотворительной. Это способствует определению роли интеллигенции в процессах пореформенной модернизации.
Примечания
1. Айларова С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60—90-х гг. XIX века; Айларова С.А. Общественная мысль народов Северного Кавказа: культурно-исторические проблемы модернизации (XIX век).
2. Дзагурова Г.Т. Сыны Отечества. Владикавказ, 2003; Дзагурова Г.Т. Под российскими знаменами. Владикавказ Ир. 1992; Дзагурова Г.Т. Осетины в Императорском Конвое // Дарьял №3. 1992. С.211.
3. Гатуев А. Христианство в Осетии. Владикавказ, 2007.
4. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск. 1992.
5. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария. Владикавказ: Проект-Пресс. 1999.
6. Таказов В.Д. Журналистика и литературный процесс в Осетии (2 половина XIX — начало XX). СПб: издательство СПбГУ, 1998.
7. Абаев. В.И. О Сека Гадиеве. // Советская Осетия. Альманах. 1965. № 26-27.; Салагаева З.М. От нузальской надписи к роману. Орджоникидзе, 1984.
8. Дзатцсева Н.А. Время возвращает имена... Харлампий Цомаев — просветитель, деятель культуры. // Вопросы осетинской литературы и фольклора / Ред. А.А. Хадарцева. Владикавказ, 1993; Мецаев Э.М. Поборник разума и веры из Гизели // Северная Осетия, 2003. №28.; Берозов Б.П. Подвижник. Просветитель. Педагог. Поэт. // Социалистическая Осетия, 1990. №213; Кудзоев Б. Священник Цопанов Николай из Верхнего Ущелья // Ираф. 1999. №1; Суанов Е. Кто был Бола Тлийаг? (Бола Суанов — распространитель христианской религии, церковный художник) // Заря. 2001. 3 мая.
9. Канукова З.В. Хубулова С.А. Религия в истории и культуре полютничного города. Владикавказ в XVIII — нач. XXI вв. Владикавказ, 2006.
10. Бирагова Ф Р. Культурно-просветительская деятельность осетинских священнослужителей // Ритмы истории. Вып. 1 .Владикавказ: изд-во СОГУ, 2003. С. 141-150; Бирагова Ф.Р. Осетинская церковная интеллигенция: история и современность // Религия в современном обществе. Материалы научной конференции. Владикавказ: изд-во СОГУ. 2003. С.30-35.
11. Игумен Андрей (Мороз). История Владикавказской епархии. Элиста: Джандар, 2006.
12. Хатаев Е.Е. Просветители юрских народов XIX века. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1985.
13. Хатаева Р.Л. Харитон Уруймагов (1864-1919 гг.) Владикавказ: Изд-во СОГУ. 2008.
14. Блейх Н.О., Хатаев Е.Е. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова. С. 80, 81.
15. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957; Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX века. Орджоникидзе, 1968; История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе, 1977.
16. Хачиров А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе. 1964.
17. Кусов Г.Е. Встречи со старым Владикавказом. Владикавкз, 1999.
18. Хоруев Ю.В. Печать Терека и царская цензура. Орджоникидзе, 1971; Фидарова Р.Я. Художественная культура осетинского народа. М.: Наука, 2007.
19. Хадарцева А.А. История осетинской драмы. В 2 ч. Ч. I. Орджоникидзе, 1983.
20. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Владикавказ: ИИО СОИГСИ, 2008.
21. Туаева Б.В. Города Северного Кавказа: общественно-культурная среда во второй половине XIX — начале XX вв. Владикавказ: ИГО СОИГСИ, 2008.
22. Тхостов Д.Р. К истории развития здравоохранения в Северной Осетии. Ордж.,1971; Грибанов Э.Д.К истории здравоохранения Северной Осетии в первые годы советской власти. Орджоникиздс,1958.
23. Гиоев Н.А. На страже здоровья. Орджоникидзе: Ир., 1980.
24. Аликова З.Р., Гурциев О.Н., Салбисв К.Д. Очерки истории здравоохранения. Владикавказ, 1995.
25. Уадати А.С. Владикавказская городская дума (1875-1917). Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Владикавказ, 2008. С. 18-19.
26. Доморозов Д.И. и Бадаев З.В. Кузница железнодорожных кадров. Ир. 1978; Н.Д.Кануков В.А.Гассиев — создатель фотонаборной машины. М., 1953; Медоев К.Д. Б.Д. Датиев. Владикавказ: ИП0 СОИГСИ, 2008. 226 с.
27. Гатиев М.К. Осетины — Бауманцы. М., 2005.
28. Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году. Терская область. Тифлис, 1905. Т. 68.
Источник: Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 84 - 88.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |