поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Поэзия Г.Плиева: поиски эстетического идеала
Автор: 00mN1ck / 18 марта 2011 / Категория: Авторские статьи
Р. Я. Фидарова, д.ф.н.

      В военной лирике народного поэта Осетии Г.Плиева личность человека, участника Великой Отечественной войны, показывалась в двойном освещении; во-первых, со стороны среды и автора, во-вторых, с точки зрения коллектива и индивидуума. Среда в стихах Г.Плиева того времени – не только военная обстановка, окопы и боевые товарищи по оружию, отступления и победы, бои и короткие передышки между сражениями, но и те социально-исторические и нравственно-политические факторы, которые определяли поступки и действия солдат и тружеников, ковавших победу в тылу. Поэт конкретизировал свои представления об эстетическом идеале, связав их с основными этапами жизни своего народа, с теми изменениями, которые произошли в социально-экономической и культурно-политической жизни народов нашей многонациональной страны. А произошло многое: кончилась сталинская эпоха, началась иная, с быстрой сменой руководителей Советского государства; на духовную жизнь людей стали влиять многие объективные и субъективные факторы. Поэт итожил виденное и переосмысленное в своих поэтических произведениях. Во многих стихах поэта сила духа представала как основной критерий оценки личности.
      Человек и малая родина – тема многогранная, и она тоже прошла через творческое сознание поэта. Для него родной очаг – это святыня, как и мать, которая дала ему жизнь и воспитала его. «Огонь очага» – о любви поэта, о том, что все дороги в мир ведут из родного дома, он опора в нелегком пути каждого человека и его надежда!
      Сложная диалектика жизненного опыта по разному преломлялась в лирических стихах поэта – от грустно-трагических нот до жизнеутверждающего пафоса. Так в стихотворении «Льются песни» поэт замечал:
      Полон песен весь наш край,
      И куда от песни деться!
      Как ее не отгоняй, все равно вернется в сердце.
      Без нее не жить никак, без нее – как день без света,
      Кто без песни – тот бедняк,
      Но таких и близко нету ...
                   (Пер. М.Максимова).
      Проникая в сложный мир человеческих переживаний, поэт успешно осваивал глубины духовности личности, показывая ее мужество и слабость. Поэт заново показал человека на войне, в мирной жизни, в плену трагических обстоятельств, в выборе ложного и истинного пути, в борьбе со стихийными силами природы. Духовные возможности, ответственность и стойкость людей – вот что воспевал поэт и утверждал художественным словом. Самое ценное в поэтическом творчестве, на наш взгляд, то, что диалектическое единство общечеловеческих начал художественно обобщено и воплощено поэтом в действиях и поступках, чувствах и мыслях героя, ровесника Г.Плиева, носителя гуманистических идей и нравственных ценностей, накопленных человечеством.
      В творчестве поэта большое место занимает тема войны и мира. Она обретает в его антивоенных стихах глубокое гуманистическое звучание. В стихах этой тематики с особой силой подчеркивалась мысль об антигуманности войн, их противоестественности человеческой природе. Пережитое и переосмысленное наполняли стихи Плиева конкретными мыслями о судьбах людей, для которых раны войны были незатухающей болью и раздумьями о будущем. В этом смысле показательны также стихотворения Г. Плиева «Мамаев курган» («Мамайы обау», 1951), «Слышу песню с разных мест» («Хъусын алы ранæй зарын», 1952), «Радуйся, Осетия!» («Рай мын, Ир», 1953), «Пепельница» («Æртхутæгдон», 1962), «Летняя картинка» («Сæрдыгон ныв», 1962) и др.
      В лирике Г.Плиева находят глубокое отражение многообразные связи человека с внешним миром и глубина переживаний его души. Изображение природы как объекта нравственных переживаний человека и средства раскрытия его внутреннего мира от художественного пантеизма
       Державина, романтической линии философской лирики Тютчева до поэтов-современников Н.Рыленкова, Л.Мартынова, А.Вознесенского, Б.Слуцкого, в лирике которых осмысление сущности мира и окружающей нас природы в связи с проблемами самого человека заняло ведущее место в литературе XX века. Отмечая близость к природе, этой естественной сфере человеческого бытия, необходимо отметить и тот факт, что корни этого отношения к природе у Плиева берут начало в отношении поэта к жизни и своему месту в ней.
      В пейзажной лирике Г.Плиева наметились в основном, по нашему мнению, следующие пути «вторжения» в жизнь общества и личности: углубление в психологический мир современного человека с его понятием добра и зла, счастья и трагического начала; философское постижение эпохи с ее волнующими проблемами и повышенный интерес к первозданному мышлению, к истокам и корням устного поэтического творчества. Человек и его духовный мир выявляются в лирике Г.Плиева через субъективное лирическое «я». Есть и такие стихи, в которых черты характера героя передаются опосредованно через внешний предметный мир. Это стихотворение «Сосна» и др.
      Рядом – восемь убитых деток,
      Восемь сосенок молодых,
      Без хвоиночки и без веток –
      Тонких, высохших, неживых.
      И стоял я, солдат бывалый,
      И глядел, как в лесу, при мне,
      Плачет дерево... Видно мало,
      Человеческих слез войне!
                   (Пер. Т.Веселовой).
      В них, воспринимая природу как живой организм, как одухотворенный и одушевленный предмет, поэт заставлял говорить проникновенным, человеческим голосом камень, чинару, колос, ветер, дерево.
      Тема природы и гуманистическая сущность человеческих деяний занимала в творчестве Г.Плиева видное место. В нем своеобразно раскрывались вопросы мировоззрения и нравственности людей, их способность к познанию, их жизненные идеалы и цели. Конечно, для поэта окружающий мир – это родная земля, которая его согревает и утешает. Так, показательно стихотворение «Льются песни»:
      Вот колхозное село
      После сбора урожая
      Песню счастья запело,
      Сердце вторит, подражая.
      Под обрывом – крутизна,
      Овцы сгрудились у края,
      На свирели чабана
      Эхо горное играет.
      Лес – шумливый богатырь –
      Песнь поет под ветром свежим;
      И как будто взял фандыр
      Заяц лапой лапу чешет.
                   (Пер. М. Максимова).
      Безусловно, в пейзажных стихах поэта, прежде всего, живет и сверкает всеми красками радуги отчий край. Он воспел его многократно, потому что любил с самого детства и воспринимал таким, каким видел его в своем поэтическом воображении.
      Поэзия Г.Плиева имеет огромное этнопсихологическое и этнопедагогическое значение. В условиях национального возрождения его творчество играет особую роль в изменении менталитета народа, в формировании национального самосознания и интеллектуального мира личности. Ведь истоки его поэзии – в народной мудрости, в народном мироощущении, в родном фольклоре и народной педагогике. Его этническая колыбель – Осетия, где он родился и рос, где восхищался окружающим его миром сурового горного края, его людьми; где он впитывал с молоком матери духовно-нравственные начала своего народа, своей этносреды. К ним он относился с глубочайшим уважением и почтением. Культуру мышления, этику, отношение к женщине, старшему в роде, к труду и к ценностям прошлого Г.Плиев перенял у народа. Духовно-культурные процессы, которые происходили на Северном Кавказе, не могли не повлиять на поэта и его земляков.
      В его стихах и поэмах всесторонне отражаются глубинные пласты народного духа, нравственные черты горца: трудолюбие, уважение к старшим, мужество, чувство любви к родному краю, высокое чувство собственного достоинства, которые передаются из поколения в поколение. Вот поэтому в поэтических произведениях Г.Плиева были нравственно-философские раздумья о смысле жизни, человеческого бытия, о всепобеждающей женской любви, о своих ушедших друзьях и других тяжелых потерях.
      Итак, в послевоенной поэзии Г. Плиева главными лейтмотивами были его любовь к родному краю, доброта, гуманизм, идея мира и согласия между народами, гармония в семье и в человеческих взаимоотношениях. Поэт руководствовался народной этикой. Г. Плиев всегда осуждал жестокость. Он, гуманист XX в., был против войн и человеческой вражды, так как был уверен, что зло только зло родит и ничего другое. Простым труженикам нужен мир, нужна земля, чтобы на ней работать, выращивать хлеб, и дружба людей, их поддержка, когда приходят горести и беды. Поэт задается вопросом: способен ли человек ответить на вызов истории, на возникшую угрозу уничтожения человечества плодами его собственного общественного развития? Поэты-мыслители по-своему отвечают на этот вопрос века. Г. Плиев в числе их, как гуманист XX в., в своей философской лирике пытался художественно осмыслить проблему человека, и, прежде всего, его социальную активность.
      Для Г. Плиева человек – это царь земной и Бог, сошедший с неба. Вспомним изречение поэта XVIII в. Г.Р. Державина: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог!» из его оды «Бог». Для поэта не приемлемо рабское начало в человеке, тем более уничижение, свойственное аскетическому образу жизни, отшельничеству. В поэзии Г. Плиева человек – это созидатель мира. И он воспевал трудового человека. Только так поэт представлял себе жизнь и деяния людей, поскольку между миром и человеком существует неразрывная органическая связь. Решающая роль в этом мире принадлежит трудовому, созидающему началу. А потому человек для него был антропологическим существом и высшей ценностью во Вселенной: он – Бог и царь! По утверждению поэта, исходным началом и главным предметом всякого философствования является Человек и окружающий его мир, который он призван изменять и преобразовывать, подчиняя его своему разуму и воле. Человек покоряет Космос. Это его восхищало и тревожило.
      В других стихотворениях поэта беспокоило то, что должно беспокоить всех людей Земли: бессмысленные, жестокие локальные и мировые войны (две мировых войны народы уже пережили!). Для него были важны мир и труд. Они источник богатства и радости матерей и отцов, живущих счастьем своих детей. Нет ничего весомее для хорошего хозяина, как осенью вовремя накосить сена для скота, а для женщины -накормить детей и присмотреть за ними, подоить корову.
      Проблемы войны и мира, стабильности и взаимопонимания между народами сегодня особенно злободневны, как пятьдесят и больше лет тому назад. Поэты верили и верят, что можно все конфликты и недоразумения разрешить мирным путем. Доброе, извечное начало должно торжествовать. За внешней поэтической простотой в поэзии Г. Плиева всегда стоял Человек, его душа, чувства, восприятие мира. Поэт как поэт-философ, своим поэтическим творчеством помогал человеку оценить прошлое и настоящее, глубже понять себя и окружающий мир.
      Вопросы жизни и смерти, преемственности и новизны, счастья и печали, взлета и падения человеческих судеб поэт в своем поэтическом слове поднял на самый высокий уровень художественного и социально-философского обобщения. В его поэзии можно проследить умелое вторжение в жизнь общества и личности: углубление в психологический мир современного человека с его пониманием добра и зла, радостного и трагического начала; философское постижение эпохи с ее волнующими проблемами и углубленный интерес к чувствам и мыслям трудового человека – горца-чабана, хлебопашца, строителя, каменотеса, столяра и т.д.
      Г.Плиев как бывший фронтовик, познавший все тяготы военной жизни, видевший смерть товарищей по окопу, проливший свою кровь в боях за Отчизну, считал себя в ответе за все: за мир на земле, за плач ребенка и горе матерей, потерявших сыновей на полях сражения. Человек и война, человек и его выбор, человек и феноменальность его духа – все это волновало Г.Плиева и он решал их с гуманистических позиций.
      В поэтической антропологии поэта отражены мечты людей о социальной справедливости, спокойной мирной жизни, любимом труде, о семейном счастье – эти извечные думы и желания простых тружеников. Во все времена люди надеялись на лучшее в своей судьбе и мечтали о счастье своих детей.
      Касаясь материальных и духовных ценностей человеческого бытия, Г.Плиев подлинно философским чутьем смог художественно выразить, что могло волновать человека независимо от его общественного положения, национальности, вероисповедания. Поэтому-то его поэзия носит общечеловеческий характер. Конечно, Плиев – это поэт-мыслитель, духовный феномен своего народа, и его философия опиралась, как мы уже говорили, на народное миропонимание.
      Корни его поэзии зиждутся на национальной основе и национальной идее. Обращение поэта ко многим философским вопросам связано с его особым пониманием назначения человека и постижением им окружающего мира и природы в целом. Отличаясь национальной спецификой художественного мировосприятия действительности, он был духовным феноменом своей нации. Пассионарность генотипа и этнокультурный потенциал народа нашли духовное воплощение в его личности и поэтическом творчестве. Опираясь на национальные и общечеловеческие символы, Г. Плиев отразил в своем художественном слове любовь ко всему живому и сущему на земле, идеи гуманизма, дружбы и братства людей.
      Специфика художественного мировосприятия действительности у Г.Плиева своя: он опирался на свой большой жизненный опыт, на то, что пережил, на родные корни, опыт русской и мировой классики.
      Мировосприятие поэта всегда отличалось чем-то особым. Так, человека он рассматривал как космопланетарное явление, а его мировидение носит вселенский характер. Его поэзия гармонична, как небесные светила, а мелодия звука и слова непрестанно изменяются в энергетике. «В царстве мысли живется светло», – сказал Д. Писарев. В царстве мысли Г.Плиева все мироздание. Он мог легко воспевать небесные светила, грозные явления природы и обращаться к ним, как к равным.
      Говоря о специфике художественного восприятия действительности поэтом, следует отметить еще одну особенность его творчества: он через национальное пришел к общечеловеческому. Он затрагивал глобальные мировоззренческие проблемы, вопросы мироздания, а мог и воспевать муравья, ласточку, скошенную траву на склоне гор, восторгаться народными пословицами.
      Мир детства и родной земли – это целая философская система поэта, через которую он устанавливает связь своих постоянных, полюбившихся образов с конкретным проявлением поэтических раздумий и миром разнообразных чувств. Потому так свежи и прекрасны, неповторимо оригинальны поэтические произведения Г.Плиева.
      В них отразилось отношение к родной природе, которая помогала молодому поэту выразить непосредственные впечатления, душевное состояние и переживания юношеских лет. Радость общения с зарей, утренним солнцем, зелеными деревьями, горной речкой переполняла душу поэта радостью бытия, чувством восторга и непосредственно выливалась в строки лирических стихов, таких как «Май счастья» («Фарны май», 1952), «Весна» («Уалдзæг», 1954), «Летняя ночь» («Сæрдыгон æхсæв», 1956), «Май радостных цветов» («Цины дидинджыты май», 1961), «Плакучая ива» («Кæуæг бæрз», 1965).
      Категория времени выступает у Г.Плиева в системе художественных образов не как отвлеченное философское понятие, а как реальный процесс жизни и изменяемости мира. В стихотворении «Стар стал» поэт писал:
      Окончен путь. Обратно нету хода.
      Так что ж ты смотришь в сторону восхода?
      Не возвратится молодость, не жди.
      Довольно ты на белом свете пожил,
      Уж все, наверно, взвесил, подытожил,
      И все твои рассветы – позади...
                   (Пер. Т.Веселовой).
      Формула времени в художественном бытовании поэта не исчерпывается только временной протяженностью; в большинстве стихотворений поэта речь идет о нравственно-философском восприятии времени, как у Шекспира в его строке «И дольше века длится день». Время у Г.Плиева связующая нить между прошлым и настоящим, когда ясно ощущается причастность самого поэта к всеобщей судьбе людей; поэтому радостный взгляд на преображающийся светлый мир вскоре сменяется горькими раздумьями о быстротечности человеческой жизни. В том же стихотворении поэт подмечал:
      ...Вздохнул старик, согласный и покорный, -
      Мол, жизнь прошла – чего о ней тужить!
      Потом сказал с улыбкою спокойной:
      И все-таки, жить лучше, чем не жить...
      Властное вмешательство времени в человеческую жизнь не вызывало у поэта чувства обреченности. Драматический аспект в общем контексте стиха всегда почти неразрывно связан с верой в то, что не все на свете преходяще. Есть нравственные ценности, которые остаются всегда, есть величие человеческого познания мира, постижение его, есть одухотворенность в работе.
      Во многих произведениях Г.Плиева литературный психологизм выступает как художественная форма. В нем воплощены идейно-нравственные искания самого поэта и его лирических героев и героинь, мировоззренческие позиции горцев Кавказа.
      Задача подлинного искусства в том и состоит, чтобы нести ответственность за все происходящее и откликаться на события большой общественной важности или сопереживать тем, кто пострадал, на кого неожиданно обрушилась беда, и нет выхода из этого болевого тупика.
      Пытаясь понять волю объективного бытия прежде всего для отдельного человека, а потом уже для человечества (смертный срок, личную драму, стихийные бедствия и т.д.), поэт старался выразить дух, волю, мужество личности.
      Психологизм в лирике Г.Плиева – это не только средство эмоционально-образного воздействия на читателя, но и способ показать поиски своего места в мире, как поэта, его назначение в жизни. В стихотворении «Жизнь и смерть» поэт подчеркивал:
      С той поры вошла в судьбу мою
      Эта память-боль ... Не оттого ли
      Я веселых песен не пою,
      Помня ту могилу в чистом поле?
      Эту память должен я воспеть
      Каждой песней, каждою поэмой.
      Что поделать, если жизнь и смерть
      Остаются самой главной темой.
                   (Пер.Т. Веселовой).
      Так понимал поэт, что такое поэзия: она должна быть духовной поддержкой и опорой для людей. Сам поэт не раз подчеркивал многообразие жизни и способность поэзии совмещать различные явления и факты человеческой жизни.
      Творчество Г.Плиева – это песнь мужественному трудолюбивому народу, рожденному, чтобы выращивать сады и хлеб, воспитывать детей, встречать рассветы в горах, радоваться весеннему цветению, стойко переносить горе и, если понадобится, умирать, как подобает героям. Умение раскрыть целые судьбы горцев в кратком поэтическом слове психологически достоверно и убедительно, суметь при этом крайне ограниченными средствами вовлечь читателя в сферу собственных мыслей и чувств – это еще одно свидетельство верности народной традиции, психологизму русской классической литературы.
      Мысли поэта о своих земляках и родине неотделимы от ущелий и ревущих внизу горных речек после ливня, от сверкающих на солнце вершин белоснежных гор, вьючных троп и горных перевалов. Эти мысли о родине и своем народе рождались в его сердце и разуме естественно.
      Влюбленный с детства в шумливые воды рек, в синеватые туманы узких ущелий, в воздух, напоенный ароматом субальпийских трав и вечнозеленой хвои, поэт создал свою неповторимую свежесть красок, трепетное движение горской жизни, этноприроды.
      Вся поэзия Г.Плиева говорит о его глубоких и искренних чувствах к отчему краю и родной природе. Так через сокровенное, близкое, через «слезы первой любви» поэт осмысливал свой путь, как неотъемлемую часть существования своей нации. Поэтому естественная привязанность к привычному, национальному – немалый фактор развития и национального чувства, и национального сознания. Национальная гордость – важная сторона национального самосознания, выступающего как один из элементов общественного сознания, и берет она начало с земли отцов.
      В своей поэзии Г.Плиев выразил внутреннюю суть единства особенного, национального с общечеловеческим, позволил познать внутренний мир человека, особенности его жизни.
      Бесспорно и то, что, осмысливая по-иному некоторые обычаи и традиции своих предков, поэт прежде всего стоял за высокую нравственность и ценил то, что гуманно.
      Магическая сила воздействия стихов поэта на читателей разных возрастов не только в психологизме, не только в том, что он писал о своем народе и малой родине, о морально-этических проблемах прошлого и современного бытия, а в своеобычном, особом миропонимании и высокой художественности слова и мысли. В условиях развития демократии важнейшими сферами народной культуры по-прежнему остаются религия и искусство. Из них наиболее значимым в формировании нравственного сознания и национального самосознания является художественная литература. Осмысливая происходящее в общественной и духовной жизни, писатели и поэты художественно раскрывают нравственно-психологическую подоплеку тех или иных поступков людей, соответствующие или нет общим моральным принципам, нормам и понятиям добра или зла. В философской литературе добро и зло – нормативно оценочные категории морального сознания, которые в предельно обобщенной форме обозначают: нравственное качество как положительное и низкую нравственность, осуждаемую в действиях, и мотивах поведения людей. Эти понятия всегда существовали в жизни, и в истории этики, в исследовании этнических процессов, в искусстве они занимают значительное место.
      В осетинской литературе эти нормативно оценочные категории морального сознания наиболее ярко проявились в поэзии Г.Плиева, в понимании которого «добро» воспринимается как «истина», «красота», «справедливость», «гуманизм» и т.д., то есть как нравственное качество, положительное и должное. В своей жизненной позиции и в творческом восприятии мира он руководствовался народным представлением добра и зла.

Вопросы литературы и фольклора. Сборник научных статей. Выпуск IV. Владикавказ 2010.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru