поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Осетинское историко-филологическое общество
Автор: 00mN1ck / 4 мая 2011 / Категория: Авторские статьи
3.В. Канукова,
доктор исторических наук,
директор СОИГСИ

Осетинское Историко-филологическое общество было основано в 1919 году. Задолго до его появления представители осетинской интеллигенции пытались объединить усилия по изучению и популяризации своей истории и культуры. Были созданы издательское общество «Ир», кружки и общества просветительской и образовательной направленности. Этот активно развивающийся культурный процесс был прерван циркуляром Министерства внутренних дел России (1910 г.), который ограничивал деятельность национальных обществ как «угрожающих общественному спокойствию и безопасности». В 1911 году С. Такоев, А. Кануков, К. Дигуров и А. Джанаев-Хетагуров пытались создать осетинское литературно-драматическое общество, но местные власти решили, что оно «послужит усугублению национальной розни между осетинами и другим населением» (1).

Представители осетинской интеллигенции включались в работу различных общероссийских культурно-просветительских обществ, где накапливали опыт организационной деятельности. В 1918 году был поставлен вопрос о создании «Общества любителей осетинской народной словесности». В процессе обсуждения устава, составленного Г.А. Дзагуровым, появилась идея включить в предметную сферу деятельности Общества изучение истории, этнографии, языкознания и искусства осетинского народа, а также совершенствование методики преподавания в национальной школе.

Так появилось Осетинское Историко-филологическое общество при Осетинской учительской семинарии в г. Владикавказ. В перечне научных учреждений нового советского государства оно зафиксировано под восьмым номером как «первое научное учреждение горских народностей для собирания и изучения исторических памятников» (2).

Устав был подготовлен Б.А. Алборовым и утвержден 5 октября 1919 года. Учредителями Общества выступили Александра Григорьевна Карсанова, Григорий Алексеевич Дзагуров, Афанасий Кузьмич Цогоев, Борис Андреевич Алборов, Христина Алексеевна Дзагурова, Константин Соломонович Гарданов, св. Харлампий Дмитриевич Цомаев, Татьяна Ивановна Дзантиева, Анна Андреевна Парастаева.

В 1923 году Общество было зарегистрировано как научное учреждение, подведомственное Главнауке РСФСР.

Отчеты о деятельности Общества за 1919-1925 годы и выписки из протоколов его заседаний были опубликованы в 1925 году в первом выпуске «Известий Осетинского института краеведения», когда Общество вошло в состав этого института. Протоколы заседаний вел первый председатель, а затем секретарь Общества Г.А. Дзагуров, отчеты были подготовлены Б. А. Алборовым.

Правление придавало особое значение публикации этих материалов как «свидетельству о появлении среди горских народностей Северного Кавказа первого научного общества». Для нас они представляют интерес как источник по изучению становления и развития научного осетиноведения.

Общество уделяло большое внимание проблемам осетинского языкознания. Тезисы докладов «Эволюция осетинских письмен и примерная осетинская графика» (Б. Алборов), «Ударение в осетинском языке» (В.И. Абаев), «О графике», «Буквари на осетинском языке», «Единый литературный язык для всех трех ветвей осетинского языка» (А.А. Тибилов), «Новая осетинская графика на латинской основе», «О 125-летии осетинской письменности» (Г.А. Дзагуров) и их обсуждение показывают высокий уровень анализа обозначенных вопросов.

Важным направлением деятельности Общества был сбор полевого фольклорного и этнографического материала. Разработанная «Программа и способы собирания памятников осетинского народного творчества», проведение консультаций по работе с информаторами, сказителями и исполнителями песен, дискуссия о недопустимости влияния на информанта и корректирования полученных сведений свидетельствуют о разработке грамотной и профессиональной методики сбора полевого материала. Ставился вопрос о необходимости изданий памятников народного творчества, их перевода на русский язык.

Общество занималось изучением осетинского театрального искусства, анализом осетинской народной музыки, произведений осетинской художественной литературы. Усилиями членов Общества был внесен существенный вклад в развитие научного нартоведения.

Предметом особого внимания была осетинская народная школа, преподавание осетиноведения. Общество объявляло конкурсы на учебные пособия, разрабатывало программы, активно добивалось открытия Горского Института Народного Образования для подготовки квалифицированных кадров.

Документы показывают, что члены Общества понимали необходимость развития осетиноведения в широком контексте российской и кавказской истории, а также в тесном взаимодействии с Российской Академией наук, Кавказским Отделом Русского Географического Общества, с научными обществами Грузии, а также с «могущими возникнуть подобными же обществами Кабарды, Балкарии, Чечни и Ингушетии» (3).

По публикуемым ниже материалам прослеживается тесное сотрудничество с Юго-Осетинским научным обществом: совместное обсуждение научных вопросов, методики преподавания осетинского языка, сбор фольклорно-этнографического материала в обеих частях Осетии и др.

В отчетах Общества содержится информация, позволяющая проследить процесс комплектования архивных и библиотечных фондов института. Публикуемые материалы содержат интересные сведения об ученых, писателях, общественных деятелях.

Анализ документов позволяет утверждать, что научно-исследовательская, просветительская и организационная деятельность Общества сформировала фундамент научного осетиноведения.


Примечания:

1 ЦГА РСО-А. Ф.199. Оп.1. Д. 179. Л. 1,2,4.

2 50 лет советской исторической науки. М., 1971. С. 26.

3 Устав Осетинского Историко-филологического Общества при Осетинской учительской семинарии в г. Владикавказе. Владикавказ, 1919. С.З.


Источник: Научный журнал "Известия СОИГСИ", Вып. 1 (40), Владикавказ, 2007. Стр. 143 – 145.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru