Чеджемов С. Р. Знакомству с С. П. Таболовым я обязан двум своим старшим товарищам — Э. К. Каргиеву и В. В. Дегоеву. Несомненно, общественно-политическая деятельность Солтанбека — Сергея Петровича — нуждается в серьезной монографической оценке. В ее основе живительные истоки семейного воспитания, тепло домашнего очага, любовь к людям и уважение людей. Это те непреходящие ценности, которые позволили выходцу из маленького осетинского селения Ставд-дурт стать достойным сыном великой России, человеком, которого во всей Осетии считают выразителем народных надежд и стремлений.
Несколько слов хочется сказать о политической деятельности С. П. Таболова. На рубеже XX и XXI столетий жители Осетии стали наблюдателями, а то и участниками политического противостояния таких видных общественных деятелей, как А. С.Дзасохов, А. X. Галазов, С. П. Хетагуров. Оно было вызвано существующей в те годы практикой прямых выборов глав субъектов федерации. Мне кажется, что если бы в сентябре 1993 г. трагически не оборвалась жизнь С. П. Таболова, политическая история Осетии развивалась бы несколько иначе. Трудно сказать однозначно, удалось бы избежать некоторых драматических моментов в Осетии или нет, но очевидно, что С. П. Таболов был не только самым молодым в этой четверке народных лидеров, но и главным фаворитом молодежи.
Да, политическая карьера Таболова феноменальна, она трудно объяснима с точки зрения правил аппаратных игр, как прошлого, так и настоящего. Сыграло определенную роль и то обстоятельство, что С. Таболов являлся сыном известного партийного работника Петра Таболова, рано ушедшего из жизни, не скопившего, как и многие советские руководители, никаких богатств, но оставившего о себе добрую память в сердцах всех тех, кто его знал. Определенную роль сыграл так называемый «социальный лифт», позволяющий выпускникам школ получить образование в престижных вузах страны. Семья Таболовых не накопила никаких капиталов. Сергей и две его сестры всего добивались сами, не чурались непрестижных работ. Его путь от старшего пионервожатого до первого секретаря Северо-Осетинского обкома ВЛКСМ занял менее десяти лет. Вряд ли мы найдем в истории советской действительности еще одну аналогичную биографию.
Однако представлять жизнь Таболова чередой сплошных везений было бы величайшей ошибкой. На его пути встречались порой досадные недоразумения и фатальные неудачи. Он по натуре был яростный боец, но при этом был лишен агрессии и злобы. Его умению найти политический компромисс позавидовал бы опытнейший дипломат. Получив высшее политическое образование в СССР и Болгарии, блестяще защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук и имея опыт работы руководства всей молодежью Осетии и заведующего отделом науки и учебных заведений Северо-Осетинского обкома КПСС, С. П. Таболов отказывается от предложенной ему должности министра просвещения Северо-Осетинской АССР. Причина этого поступка трудно объяснима логикой карьерного роста. Скорее всего, в основе этого решения лежало благоговение перед школой, желание не навредить, хотя в вопросах развития образования в Осетии он играл одну из ведущих ролей. Именно благодаря его инициативе вернувшийся из Москвы молодой историк Руслан Бзаров, ранее блестяще защитивший кандидатскую диссертацию в МГУ, приступил к написанию принципиально нового учебника по истории Осетии для младших школьников.
Творческое сотрудничество в вопросах образования да и в иных общественно значимых делах связывало С. П. Таболова с заместителем Председателя Правительства нашей республики Э. К. Каргиевым, ректором Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова, академиком А. А. Магометовым. Хочется отметить инновационные методы работы тогдашнего министерства народного образования, которые проводили в жизнь министр Э. М. Мецаев, его заместители Л. X. Цаликова, Е. П. Дмитриева, Л. В. Бигулова. Одной из ярких страниц этого явилось создание на базе средней школы № 4 г. Владикавказа Северо-Осетинского акмеологического лицея. Большую роль в этом сыграл сплоченный педагогический коллектив во главе с директором Л. М. Ахполовой, завучами И. Г. Бесединой и А. А. Черджиевой. Между СОГУ и Лицеем был заключен договор о научном сотрудничестве, согласно которому был разработан план совместных действий, а в штатное расписание лицея была введена должность заместителя директора по науке. Мне довелось работать первым представителем этой новой для школ штатной единицы, совмещая эту должность с должностью доцента СОГУ. За учительским столом в классах часто можно было увидеть профессоров и доцентов университета: Г. Н. Александрова, М. М. Блиева, Р. С. Бзарова, A. Р. Джиоеву, А. В. Исаенко, 3. К. Каргиеву, Т. Б. Кодзаева, А. В. Райцева, B. А. Станкевича, X. А. Токазова, X. X. Хадикова, В. X. Худалова и многих других.
Успех Лицея был определен во многом тем обстоятельством, что его негласным попечителем был живший неподалеку С. П. Таболов. Здесь учились его дети, и сюда направлялись все новинки научной литературы, которые выходили не только в Осетии, но и за ее пределами. Мало какая школа тогда, да и сейчас, когда существуют специальные попечительские советы, может похвастаться таким искренним и каждодневным патронажем.
Именно С. Таболову принадлежит пальма первенства в деле выведения осетинской гуманитарной науки на международный уровень. Ныне эта благодатная тема находит свое воплощение в деятельности ряда вузов Осетии. Ежегодно на базе Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева проводятся международные конференции, в том числе и в память человека, который, будучи его директором, в дождливый полдень сентября 1993 г. навсегда ушел из своего института, но которого будут помнить все те, кто знал Сергея Петровича, и те, кто профессионально занимается изучением проблем истории и культуры в Осетии.
Источник: Чеджемов С. Р. С. П. Таболов: сын народа, ученый и педагог // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 23 - 24. |