поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Амулеты и талисманы из «египетского фаянса» с территории Осетии
Автор: 00mN1ck / 4 июня 2015 / Категория: Авторские статьи
Бурков С. Б., г. Владикавказ

Амулеты и талисманы из т.н. «египетского фаянса»[1] в эпоху раннего железного века были повсеместно распространены на территории всего Кавказа. В том числе, они найдены как в Северной, так и в Южной Осетии.

Целью настоящего исследования является составление полной сводки подобных находок на вышеотмеченной территории. Ранее подобная работа была уже проделана автором для территории Чечни [2].

Материалы ранних коллекций их публикаторами приводятся без указания на конкретные формы или их число, что создает дополнительные сложности при установлении действительного числа находок, места и условий их обнаружения. В ряде комплексов интересующие нас находки даны описательно, без указания их конкретного числа (например — «львы», «скарабеи»). В таких случаях, при статистических подсчетах, нами условно учитывались минимально два экземпляра. В некоторых публикациях сведения об интересующих нас предметах представлены без необходимой детализации, а их изображения — прежде всего, «скарабеи», демонстрирует лишь тыльную сторону этих изделий, что не позволяет точно определить их типологию. В части работ описание предметов дается без ссылок на их конкретные изображения, а общее количество представляемых находок не соответствует числу рисунков. Описание амулетов крайне скудны, не указаны их размеры, в основном приводятся лишь сведения о цвете. Рисунки многих из них излишне схематичны, что не позволяет с уверенностью относить найденные предметы к тому или иному типу. Перечень находок дается с учетом времени их обнаружения. Обратимся теперь к источниковой базе наших исследований.

В коллекции А. А. Бобринского, собранной им в юго-западной, горной части республики, имеется ряд интересующих нас находок. В тексте отчета им конкретно названа и описана лишь плакетка из голубой пасты с лежащим львом, происходящего из верхних слоев раскопа, заложенного им на земле Х. Канукова, на территории Верхнекобанского могильника. Ниже, на глубине около 2 м., им были найдены 10 костяков, располагавшихся, в том числе, на спине с С, В и З ориентацией, с руками вдоль туловища. Остальные предметы им лишь упомянуты, с указанием на номера несохранившихся рисунков. По их числу можно лишь сделать вывод об общем количестве находок — 7 экземпляров, включая упомянутого выше льва [3].

В фотоархиве ЛОИА АН РАН хранятся негативы с изображением предметов собранных А. А. Бобринским на Кавказе Среди них — 7 предметов из «египетского фаянса»: 3 плакетки с лежащими львами, 1 подвеска в виде амфориска, 1 голова Беса,1 скарабей,1 пронизь неясной формы [4].

В 1888 г. В. И. Долбежев в районе с. Беахни — Куп нашёл плакетку из пасты голубого цвета с лежащим львом. Им же в ходе разведок у с. Кумбулта были найдены «подвески из голубой пасты». Формы предметов описаны не были. В работе Е. П. Алексеевой 1949 г. сказано, что во 2 м нижнем слое, на глубине от 2 до 4 аршин, под брёвнами, он нашёл «подвески из голубой египетской пасты (в виде лежащего льва и другие)» [5].

В материалах ОАК за 1895 г. помещена информация о том, что Н. С. Семёновым была приобретена коллекция археологических предметов из Терской области. В перечне территорий, откуда происходили эти находки — территория современной Чечни (Ичкерия, Ялхой-Мохк), а также Комунта, Кумбулта, Долагкау, Саниба, Донифарс, Корца. Среди прочих, был упомянут скарабей из зелёной пасты [6]. При сравнении цвета предмета с подобными же находками из Чечни оказалось, что ни одна из них не имела такой расцветки. В. Ф. Миллер отмечал, что амулеты из египетской пасты в огромных количествах присутствуют в могильниках Чегема, Балкарии, Осетии и даже Чечни [7]. По количеству этих находок территория Чечни значительно уступает Осетии. Из дореволюционных находок и сборов с её территории нами установлено происхождение 5 фигурных предметов, тогда как в Осетии их было найдено более 60. В этой связи отношение вышеуказанной находки к представляемой нами территории вполне обосновано.

П. С. Уварова отмечает, что среди четырехугольных пронизок, купленных Историческим музеем у Дзелихова и происходящих, вероятно, из Кумбултинского могильника, имеются плакетки с лежащими львами голубого и серого цвета, 8 скарабеев такой же расцветки, 4 сдвоенные цилиндрика, указанные в тексте как «корзиночки, состоящие из 2 х полых столбиков, тесно соединенных между собой», привески фаллического типа и 2 привески в виде «шишечки» [8].

В могильнике Камунта найдены: несколько львов синего цвета и из желтоватой смальты, скарабеи таких же цветов, лягушки, амулеты в виде виноградных кистей, 1 подвеска — «гениталий», фигурка «Силена». Там же обнаружена фигурка из халцедона. Кроме того, отметим и предмет, названный «изделием из глины в виде головки» [9]. Из с. Далагкау известен скарабей голубого цвета [10]. Кроме того, в данном томе размещены еще несколько изображений предметов, напоминающие т.н. «алтарики» и черепаху [11].

По данным В. Б. Виноградова, в кавказских археологических собраниях XIX — начала XX вв. имеются и другие подобные находки с территории Северной Осетии: из могильников Цорца и Фаскау. Они до сих пор не привлекали внимания исследователей. Кроме того, В. Б. Виноградов упоминает о том, что находки подобного рода встречены и на могильнике В. Рутха [12].

Е. П. Алексеева указала на то, что «подвески из голубой египетской пасты в виде лежащего льва и другие, подобные же» были найдены В. И. Долбежевым «во 2 м нижнем слое на глубине от 2 до 4 аршин», другие подробности неизвестны. Относительно других упомянутых В. Б. Виноградовым коллекций отметим, что в нашем распоряжении данных по ним нет. У Е. П. Алексеевой в перечне прочего вещевого материала эпохи раннего железного века из могильников Царцы — Беахни — Куп, Кобани, Корца, Балты, Галиат, Фаскау, Кумбулта присутствует только один подобный предмет из раскопок В. И. Долбежева (лев из голубой пасты). Остальные неназванные ею предметы из Царцы, скрывающиеся под формулировкой «и другие», установлены не были [13].

Б. Б. Пиотровский отмечает, что в собрании Л. Я. Самоквасова, с указанием «из окрестностей Камунты и Галиаты» происходит скарабей, хранящийся в ГИМ под № 2159 [14]. Он же упоминает, что в коллекции К. И. Ольшевского, хранящейся в Эрмитаже, имеется 19 предметов из «египетского фаянса»: 7 скарабеев, 8 плакеток с изображениями львов, подвески в виде лягушки, гениталий, «Беса» и соединенных цилиндриков. Место их находки не указано, однако автор уточнил, что данные предметы входят в число подобных же находок, указанных П. С. Уваровой в ее работе 1900 г. [15]. Определить, какие именно предметы имеются в виду, по работе Б. Б. Пиотровского 1931 г., описаниям и рисункам, приведенным у П. С. Уваровой, на данный момент проблематично. В работе 1958 г. им упомянуты только 7 скарабеев, фигурка «Беса», 8 плакеток с изображением лежащего льва и фаллическая подвеска [16]. Благодаря усилиям Ю. Ю. Пиотровского удалось установить, что коллекция К. И. Ольшевского состоит из 202 номеров и собрана из материалов, происходящих как из его собственных раскопок (1880 г. — сс. Каллахта и Хамаз, 1882 г. — сс. Лизгор, Камбулта и Камунта, 1883 г. — сс. Зивгис и Лац), так и приобретенных у местных жителей в Северной Осетии (Кобан, Суаргом, Моздок), а также в Кабарде (Баксан) и Грузии (Казбек). Собрание поступило в Государственный Эрмитаж из Императорской Археологической Комиссии в 1889 г. [17].

Со ссылкой на Е. Шантра Б. Б. Пиотровский упоминает о находке в Кобанском могильнике скарабея из голубой пасты с изображением змеи [18]. Согласно данным, помещённым в ОАК за 1882 1888 гг., на территории, принадлежащей Х. Канукову (территория Кобанского могильника) была найдена плакетка со львом. Вероятно, скарабей — это более поздняя находка, не связанная с работамиА. А. Бобринского.

На станции Казбек у местного жителя Д. Я. Самоквасовым был приобретен скарабей [19].

В 1957 г. в разрушенном катакомбном погребении I в. н. э. у с. Брут была найдена плакетка из голубой «египетской пасты» с изображением лежащего льва [20].

При доисследовании Заманкульского кургана-кладбища № 2 в 1994 г. в двух погребениях была найдена серия египетских амулетов из голубого фаянса: 2 фигурки «Гарпократа», выполненные в различных стилях, фигурка «Беса», «кукиш», «сдвоенные цилиндры», «амфориск» и «гениталии». В. Л. Ростунов и Е. И. Березин, публикуя эти материалы, указали, что «находки египетских амулетов связаны с детскими захоронениями»: № 51 кургана 2 2 фигурки «Гарпократа» «кукиш», «сдвоенные цилиндры» и «гениталии», и № 70 того же кургана — «Бес» и «амфориск» В то же время, исходя из описания и чертежа погребения № 51, в катакомбе ребенка сопровождал костяк молодой женщины в возрасте 16 18 лет со связанными за спиной руками, которое авторы публикации интерпретировали как «захоронение ребенка с принесением ему в жертву женщины»[21]. Из отчёта В. Л. Ростунова за 1994 г. следует, что «Бес» и «амфориск» происходят из погребения № 50, а прочие амулеты из египетского фаянса синего и зеленоватого цвета («Гарпократ», «Гарпократ-маска», гениталии, «колонны», кукиш) были найдены в погребении № 70 того же кургана [22].

В ходе многолетних работ на Бесланском курганном катакомбном могильнике, производимых Ф. С. Дзуцевым, были найдены ряд интересующих нас предметов. Так, в 1997 г. в отвале грунта из катакомбы № 101 была обнаружена плакетка неправильно — подпрямоугольной в плане формы, с лежащим львом, бирюзового цвета, с первичным продольным и вторичным поперечным отверстием. Основание плакетки частично повреждено [23].

В 2005 г., в ограбленной катакомбе № 318, в тайнике, была найдена связка бус, куда входили и 2 скарабея из смальты синего и зеленого цветов, с иероглифическими значками на тыльной стороне [24].

В 2008 г. в катакомбе № 8 Эльхотовского катакомбного могильника I IV вв. н.э. была найдена фаллическая подвеска — «гениталии» из фаянса бирюзового цвета и «амфориск» с рифленой поверхностью, голубоватого цвета [25].

В 2010 г., в Бесланском курганном катакомбном могильнике, в катакомбе № 463 была найдена плакетка овальной в плане формы, с лежащим львом, грязно-белого цвета.

В 2011 г., в катакомбе № 514 обнаружена фрагментированная привеска-«кукиш» серовато-голубого цвета, а в катакомбе № 567 — привеска в виде сдвоенных цилиндриков, бурого цвета [26].

В том же году, там же, экспедицией ИА АН РАН под руководством В. Ю. Малашева, в катакомбном захоронении № 744 был найден амфориск бирюзового цвета [27]. Амулеты и талисманы в составе других форм из «египетского фаянса» были обнаружены и на территории Южной Осетии. Так, из Аркнетского могильника происходят: подвеска в виде виноградной грозди, фигурки Гарпократа, «амфориски». В Монастерском могильнике найден «амфориск» в сочетании со скарабеями [28].

Таким образом, в настоящее время для территории Северной Осетии установлено происхождение более 77 амулетов и талисманов из «египетского фаянса». При подсчётах нами не учитывались неустановленные формы, по внешним признакам напоминающие интересующие нас предметы. Основное их количество было найдено исключительно в горной зоне в конце XIX начале — XX в. (60), тогда как за период с 1957 г. и по настоящее время — только 17, все — в курганных некрополях. Для 1 го этапа установлено наличие 10 различных видов, для последующего времени — 8, при полном отсутствии растительных мотивов, присутствовавших в дореволюционных находках. Цветовая гамма находок разнообразна: серый, синий, голубой, бирюзовый, желтоватый, грязно — белый. Более всего найдено: скарабеев — 25, львов — 19, сдвоенные цилиндры — 7, фаллические подвески — 6, амфорисков и лягушек — по 4, фигурки «Беса» — 3, кукиш, «Гарпократ», виноградные грозди и «шишечки» — по 2 экземпляра, алтарик, «Силен» — по 1. По сравнению с соседними территориями (Чечня) для Северной Осетии характерно наличие антропоморфных изображений и предметов в виде шишечек и виноградных гроздей.

В связи с тем, что все дореволюционные находки были найдены вне закрытых комплексов, данные для их предметной датировки у нас отсутствуют. Материалы Бесланского катакомбного и Заманкульского курганного могильника с интересующими нас комплексами пока не опубликованы, поэтому в настоящее время мы можем лишь указать на общую дату первого из них — от конца II в. до конца VI — начала VII вв. н. э. По мнению В. Ю. Малашева и Т. А. Габуева, данный памятник синхронен Брутскому могильнику № 2, для которого авторы выделяют т.н. первую группу, датированную ими второй половиной — концом II — серединой III вв. н. э.; наиболее ранние комплексы — вторая половинаII в. н. э. При публикации находок 1957 г. у с. Брут комплекс со львом на плакетке был датирован I в. н. э. Комплексы позднего II в. н. э. и первой половиныIII в. н. э. имеются и на Бесланском могильнике.Заманкульский могильник в целом датирован Я. Б. Березиным и В. Л. РостуновымIII в. до н. э. — 2 й половиной I в. н. э., В. Ю. Малашевым III / II I — началомII в., не позднее конца I — первой половины II в. н. э. Согласно данным отчёта В. Л. Ростунова за 1994 г. погребение № 50 датировано I в. до н. э — I в. н. э., погребение № 70 — I в. до н.э. Материалы катакомбы № 744 Бесланского могильника (исследования 2011 г.) автором работ был предварительно отнесены ко времени от конца II до середины III вв. н. э. [29]. Последующие уточнения датировок представляемых здесь предметов будут возможны после полной публикации указанных комплексов.


Примечания

1. Название «египетский фаянс» условно, т. к. у предметов этой группы нет глинистой основы, характерной для фаянса — см.: Алексеева Е. М. Предметы из египетского фаянса VI в. до н. э. — IV в. н. э. в Северном Причерноморье // Краткие сообщения института археологии. — Вып.130. — М., 1972. — С.3.

2. Бурков С.Б. Амулеты и талисманы из»египетского фаянса» с территории Чечни // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование в Чеченской Республике: состояние и перспективы развития». –Грозный,2011. — С.543 545.

3. Бобринский А. А. Отчет археологической комиссии. Рукопись // Архив ЛОИА АН РАН. — Д. № 64 / 1888; ОАК за 1882 1888 гг., С. CCL; там же, С. CCXXVI, CCL, CCLII.

4. Собрание древностей А. А. Бобринского, происходящих из Кавказа // Фотоархив ЛОИА АН РАН, № п. 42511 534, 153 / 605.

5. ОАК за 1882 1888 гг. СПб,1891, С. CCLXXXIV,CCCII.

6. ОАК за 1895 г., раздел «Приобретение отдельных коллекций и случайных находок, Терская область». — С.79.

7. Миллер В. Ф. Археологические экскурсии // Материалы по археологии Кавказа. — Вып. I. — М., 1888. — С.98.

8. Уварова П. С. Могильники Северного Кавказа. Материалы по археологии Кавказа. — Вып. VIII. –М.,1900 — С.233. Рис.195.

9. Уварова П. С. Могильники Северного Кавказа. — С.322. Рис.261, 262, 264, 265.

10. Там же, табл. LXXII.

11. Уварова П. С. Могильники Северного Кавказа. — С.138. Рис.116 118.

12. Алексеева Е. П. Позднекобанская культура Центрального Кавказа // Ученые записки ЛГУ. Серия историческая. — Вып. 13. — Л., 1949. — С.214; Виноградов В. Б. Тайны минувших времен. — М., 1966. — С.109; ГИМ, № 65 / 48б; Виноградов В. Б. Место египетских амулетов в религиозной символике кавказцев // Археолого-этнографический сборник. — Т. II — Грозный, 1968. — С.40.

13. Алексеева Е. П. Позднекобанская культура Центрального Кавказа. — С.214.

14. Пиотровский Б. Б. Египетские предметы в Северо-Кавказском крае // Сообщения ГАИМК. — М.,1931. — № 6. — С.30.

15. Пиотровский Б. Б. Египетские предметы в Северо-Кавказском крае. — С.29.

16. Пиотровский Б. Б. Древнеегипетские предметы, найденные на территории СССР. — С.27.

17. Автор глубоко признателен Ю. Ю. Пиотровскому за помощь в получении необходимых данных по коллекциям К. И. Ольшевского и Ш. Борщикова; Императорская археологическая комиссия (1859-1917). К 150 летию основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия. — СПб., 2009. — С.19 20, С.756 757; инв. № 1731. Инвентарь бывшего Средневекового Отделения, коллекция № 7110.

18. Пиотровский Б. Б. Египетские предметы. — С.30; Chatre E. Recherches anthropologiques dans le Caucase, II. Atlsa, pl. XXVIII. 1 et 2; Morgan. La prehistoire orientale, III, p.320. fig. 326.

19. Самоквасов Д. Я. Могилы русской земли. — М.,1908. — С.188, № 2159.

20. Инвентарь погребения хранится в Национальном музее РСО-Алания, инв. № 4263; Куссаева С. С. Археологические находки последних лет в Северной Осетии // Известия СОНИИ. — Орджоникидзе, 1957. — Т.19. — С.184 и сл.; Виноградов В. Б. Сарматы Северо-Восточного Кавказа. — Грозный, 1963. — С.74 75, рис. 30; Прокопенко Ю. А. История северокавказских торговых путей IV в. до н. э. — XI в. н. э. — Ставрополь, 1999. — С.45; С.185, рис.18,5.

21. Ростунов В. Л., Березин Я. Б. Скифо-сарматский период на территории Северной Осетии // Археология Северной Осетии. — Владикавказ, 2007. — Часть 2. — С.14; С.34, рис.5,3; Ростунов В. Л., Березин Я. Б. Скифо-сарматский период на территории Северной Осетии. — С.55, рис.26,1 6,9.

22. Ростунов В. Л. Отчёт о доисследовании кургана № 2 у с. Заманкул Правобережного района РСО в 1994 г. // Архив ИА АН РАН, р-1, №№ 18412,18413, рис.76, А 4 5; С.170, С.234.

23. Дзуцев Ф. С. Отчёт о раскопках Бесланского курганного катакомбного могильника в Правобережном районе РСО — Алания в 1997 г. — Владикавказ, 1998 // Архив ИА АН РАН, р-1, №№ 21931,21932, С.77, табл.41.

24. Дзуцев Ф. С. Отчёт о раскопках Бесланского курганного катакомбного могильника в Правобережном районе РСО — Алания в 2005 г. — Владикавказ, 2006 // Архив Института истории и археологии при СОГУ. — С.53, рис.32,3,16.

25. Джанаев Э. Г. Отчёт о раскопках Эльхотовского катакомбного могильника в РСО — Алания в 2008 г. — Владикавказ, 2010 // Архив института истории и археологии при СОГУ. — С.59, рис.80,16. Автор благодарит Э. Г. Джанаева за возможность использовать материалы его раскопок.

26. Автор признателен Ф. С. Дзуцеву за возможность ознакомиться с неопубликованными материалами его работ.

27. Малашев В. Ю. Отчёт об исследовании Бесланского могильника в Правобережном районе РСО — Алания в 2011 г. (в районе строительства автомагистрали М-29 «Кавказ» на участке обхода г. Беслан). — М., 2012. — Т.1. б / н., рис.489,4. Автор признателен В. Ю. Малашеву за возможность ссылки на его неопубликованные материалы.

28. Гаглойти Р. Х. Античный мир и Южная Осетия (I IV в. н. э.). К вопросу торгово — экономических связей. — Владикавказ, 2003. — С.45; С. 113, табл. V, продолжение,75 80.

29. Березин Я. Б., Ростунов В. Л. Сарматские подкурганные могильники у сел. Заманкул (Северная Осетия) // Международное сотрудничество археологов на великих торговых и культурных путях древности и средневековья. Сборник докладов международных семинаров. — Кисловодск,1994. — С.47; Габуев Т. А., Малашев В. Ю. Элементы погребального обряда могильников Брутского городища // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке. — М., 2007. — С.460 461; они же: Памятники ранних алан центральных районов Северного Кавказа. — М., 2009. — С.157; Малашев В. Ю. Курганные могильники равнинной части Центрального и Восточного районов Северного Кавказа I IV вв. н. э. // Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Материалы VIII международной конференции. — Ростов-на-Дону, Кагальник, 2011. — С.132; Ростунов В. Л. Отчёт о доисследовании кургана № 2 у с. Заманкул. — С.169,232.





Источник:
Бурков С. Б. Амулеты и талисманы из «египетского фаянса» с территории Осетии // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.


Об авторе:
Бурков Сергей Борисович — с.н.с. Института истории и археологии при СОГУ им. К. Л. Хетагурова, кандидат исторических наук (г. Владикавказ)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru