поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
К вопросу о происхождении этнонима «дигóра»
Автор: 00mN1ck / 24 марта 2019 / Категория: Авторские статьи, Языкознание/Литературоведение/Фольклористика
К вопросу о происхождении этнонима «дигóра»Этнологами давно установлен факт существования зоофорных этнонимов, когда наименование племени, народа совпадает с названием животного. Они ус-мотрели в этом явлении отголоски древних тотемистических представлений, при которых племя верило в какую-то связь с тотемным животным или отождествля-ло себя с ним. Известным лингвистом В.И.Абаевым были выявлены зоофорные этнонимы, которые этимологизируются им при посредстве осетинского языка. К таковым, к примеру, учёный отнёс название среднеазиатских скифов – саков (осет. sag - олень), скифо-сарматское племя сираков (осет. sirag – «иноходец»(о коне)), адыгское племя черкесов (осет. cærgæs – орёл) и др. Ниже мы предлагаем рассмотреть название одной из ветвей современных осетин – дигорцев (дигора), т.к. считаем, что это наименование также является зоофорным.

В схожей форме данный этноним впервые встречается в армянской геогра-фии VII в.н.э. - дигор и ас-дигор (в различных переводах с армянск. - тигор, тикор). В.И.Абаев корень dig- в слове дигора(дыгур) связал с элементом –děg- в названии северо-кавказских адыгских племён. Другую гипотезу предложили Д.Г.Бекоев и Р.Бильмайер, которые вывели digor из осет. tygwur – cкопление, сборище, груп-па. В середине прошлого века американский учёный О.Менчен-Хелфен выдвинул идею, поддержанную затем А.Н.Бернштамом и Г.Вернадским, по которой северо-кавказские дигорцы являются потомками тохаров – племени, известного в Сред-ней Азии со 2 века до н.э. и сыгравшего одну из главных ролей в событиях ряда последующих столетий. Позже версию о связи тохары – дигоры наиболее под-робно разработал Б.М.Керефов, который показал, что дигор/тигор армянской географии «…в фонетическом отношении вполне безупречно связывается не только с дигорами, но и с племенным названием тохаров…» Причём, процесс фо-нетического изменения этнонима тохары отмечен учёным не только на Кавказе, но и в азиатском регионе, где он в некоторых случаях трансформировался в дю-гер/тюкер. Само имя тохаров мы впервые находим у Страбона и Помпея Трога, оставивших информацию о завоевании Греко-Бактрии племенами скифского корня, к которым они причисляли и тохаров. В это же время часть тохаров миг-рировала из Средней Азии на запад, о чём, судя по всему, свидетельствуют сооб-щения Птолемея(III,II) и Плиния(VI,22), которые в составе сармато-аланских пле-мён на Дунае упоминают тагров/тагоров. Анализ тохарской лексики, проведён-ный И.М.Оранским, Г.М.Бонгард-Левиным, В.И.Абаевым и др., указал на восточно-иранское происхождение тохарского языка, родственного скифо-сарматским.

Наряду с этими сведениями, историками надёжно установлен и тот факт, что тохары идентичны юэчжам китайских письменных источников. До переселения во 2 в. до н.э. большей части племени в Среднюю Азию, юэчжи представляли из себя крупное кочевое образование и контролировали территорию от северной излучины реки Хуанхе до восточных предгорий Памира и Тянь-Шаня. Из собст-венно китайских владений ближайшим соседом юэчжей было княжество Цинь, с которым у них установились тесные контакты. Юэчжи участвовали в войнах на стороне Цинь и обучали своих союзников тактике конного боя. Благодаря этому Цинь являлось одним из сильнейших китайских княжеств, а из-за связей с кочев-никами не всегда приглашалось на общекитайские съезды. В 3 веке до н.э. Цинь сломило сопротивление остальных китайских княжеств и объединило их в одну могущественную империю. Что касается юэчжи, то они занимали стратегически очень выгодно расположенный природный коридор Хэси: через него проходила главная транспортная магистраль, связывавшая Поднебесную с Западным краем. По этому пути, к примеру, доставлялся в Китай высоко ценившийся поделочный камень нефрит, а в обратном направлении к концу I тыс. до н.э. была налажена поставка китайского шёлка, который, в итоге, явился важнейшим фактором для возникновения трансконтинентальных торгово-экономических связей. Таким образом, предложенная учёными цепочка юэчжи-тохары-дигоры, на наш взгляд, аргументирована в той степени, которая позволяет учитывать её при дальней-ших построениях.

Далее мы хотим обратиться к карте Птолемея и другим сведениям, по кото-рым на далёком востоке Азии помещались два наиболее известных на Западе на-рода: серы и сины. Исследователи давно отождествили синов с китайцами Цинь. Что касается серов, то они стали известны на Западе как сопроводители карава-нов из Китая до границ со среднеазиатскими государствами. По имени серов в античном мире китайский шёлк назывался «серикум». Серы, по свидетельствам очевидцев, были людьми европеоидной расы. Проанализировав все имеющиеся источники, учёные определили территорию серов, как простирающуюся от Каш-гара до северо-западного Китая той эпохи, а это земли, на которых по данным ар-хеологии и сведениям китайских письменных источников, долгие столетия до-минировали, главным образом, юэчжи. Сохранились, к примеру, сообщения о гре-ко-бактрийском царе Эвтимеде, который в 200г. до н.э. расширил свои владения на востоке «до владений фаунов и серов»(в этом сообщении интересен термин «фауны»). Не вдаваясь далее в детали, сформулируем сложившееся у нас пред-ставление по вопросу соответствия между собой этнонимов юэчжи, серы и тоха-ры(дигоры). Племя, с 5века до н.э. локализуемое на северо-западных границах Китая и именуемое китайцами юэчжи, в этот же хронологический период в индо-иранском и античном мирах известно как серы. Начиная со 2 века до н.э., после переселения большей части юэчжи-серов в Среднюю Азию, они входят в непо-средственный контакт с Западным миром и попадают в поле зрения переднеази-атских и греко-римских авторов, в работах которых уже зовутся тохарами. Таким образом, наименования юэчжи, серы и тохары (дигоры) мы относим к одному и тому же скифскому племенному образованию.

Для обоснования этого тезиса предлагаем рассмотреть один из аспектов лингвистической составляющей данного вопроса. Обратимся к этимологии эт-нонимов серы и тохары, которые мы считаем синонимами. Этноним серы мы связываем с индо-иранским сер,шер в значении лев, тигр (ср. иранск. šer-asa - по-добный льву; тигр Шер-хан у Р.Киплинга и т.д.). Что касается этнонима тохар, то имеются этимологии Ф.Альтхайма, Г.Вернадского, Ю.С.Гаглойти, которые усмот-рели в основе этого наименования осет. tox – борьба, и связанное с ним toxar – бо-рец, воин. По нашей версии, этноним тохар(дигор) является самоназванием юэч-жи-серов и производен от слова тигр. Он составлен из двух осетинских слов: тог/туг – кровь и ар – искать, т.е. ищущий крови, алчущий крови, хищник, что в реальности соответствует сущности тигра. В осет. языке имеется ещё ряд слож-носоставных слов, содержащих лексему тог/туг: togdar – кровник, tugkald – кро-вопролитие, togzux – кровожадный (буквально « с кровавой пастью») и др. При этом североиранское-скифское тигр (тог-ар/туг-ар), в отличие от общеиндоиран-ского сер/шер, идеально соответствует характерному для осетин способу эвфе-мистического наименования животных. Хотя М.Фасмер, со ссылкой на европей-ские языки, связывает название тигра со словами «острый, стрела» ( в осет. tiğ – острый выступ, угол, острый край), семантическая составляющая такой этимо-логии не совсем, на наш взгляд, убедительна. Скорее всего, лексема тигр про-никла в Европу вместе с ираноязычными кочевниками в конце I тыс. до н.э.

В заключение ещё раз подчеркнём, что наименование одной из ветвей совре-менных осетин – дигоров (осет. дигора/дыгур), мы считаем зоофорным и связы-ваем со словом «тигр». Данное мнение, конечно же, не выходит за рамки догадок и предположений, и требует более внимательного рассмотрения.

15 сентября 2009 г.
Руслан Челахсаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru