Под таким названием в газете «Ингушетия» [№№ 57-58 за 22-25 мая 2004 г.] помещена обширная статья Ю. Тимерханова. Сразу же подчеркнем, что мы приветствуем интерес Ю. Тимерханова к сложной проблеме происхождения осетинского народа, особо сложной для исследователя еще и потому, что современный осетинский народ состоит из трех локальных внутриэтнических подразделений - иронцев, дигорцев и кударцев. Каждое из них, естественно, требует своего подхода для объективного научного объяснения генезиса и исторического развития. В этих проблемах, слабо разработанных, мы еще только в начале пути. Что же нового предлагает ингушский исследователь осетинского этногенеза?
Не будем вдаваться в детали и подробности, разбирая аргументы Ю. Тимерханова, в этом нет необходимости, ибо оценке подлежит самое главное - авторская концепция. Здесь без особых преувеличений можно сказать давно известное: чем меньше знаешь, тем все кажется проще. Суть авторской концепции сводится к тому, что вековые разработки и исследования не только российской, но и мировой науки ошибочны и гроша не стоят: «теория аланского происхождения осетин в корне противоречит накопившимся фактам, установленным многими исследователями и учеными, в том числе ингушскими и чеченскими: Акиевым, Алироевым, Вагаповым, Газиковым, Кодзоевым, Мужухоевым, Плиевым, Танкиевым и многими другими» (очевидно, сторонниками иных точек зрения). Но, по существу, основным аргументом для Ю. Тимерханова стали публикации «великого русского ученого» (так в тексте статьи - авт. ) Л. Н. Гумилева. Именно трактаты Л. Н. Гумилева позволили «определить Правильный путь в решении вопросов происхождения, осетин». Разделяя построения Гумилева относительно так называемой пассионарности, то есть социальной мобильности, различной у различных народов, и его идею «пассионарных толчков» в ходе мирового исторического процесса, Ю. Тимерханов свидетельствует, цитируя Гумилева: «пассионарность - признак наследственный. Следовательно, потомков пассионарных алан следует искать в Кастилии, а не на Северном Кавказе». В результате очередного «пассионарного толчка» и внутренних распрей из раннесредневекового Ирана на Северный Кавказ бежали евреи-маздакиты и в VI веке «очутились на широкой равнине между Тереком и Сулаком». Это и есть, по Ю. Тимерханову, древние осетины. К аланам же осетины генетического отношения не имеют, и, мол, «становится очевидным вся порочность концепции аланского генезиса осетин», по «стереотипу поведения совершенно не похожих на предполагаемых потомков этих алан и не являются, следовательно, ими». Осетины (то есть евреи, по Тимерханову) жили «в симбиозе с местными (аланскими) племенами», усваивали их обычаи, язык, культуру и прочее, а после татаро-монгольского нашествиях XIII в. ушли в горы, где ассимилировались с аборигенными племенами Дуалой - двалы, Дугарой – дигорцы и т. д.
Итак, современные осетины - несколько трансформировавшиеся в течение веков евреи-маздакиты, бежавшие из Ирана. Мы можем поздравить Ю. Тимерханова: это действительно нечто новое в проблеме изучения происхождения осетин. Но, не вдаваясь в специальную дискуссию, отметим главное – «новое» Тимерханова к науке не имеет никакого отношения, а теории Л. Н. Гумилева, которые использует Тимерханов, в науке не приняты.
Время нашей безбрежной демократии приносит свои плоды, нередко горькие. Научно-популярной (часто политизированной) исторической фантастикой сейчас может заниматься любой желающий. И издавать объемные книги. Ю. Тимерханов в этом смысле не одинок. Приведу пример самого последнего времени. В конце мая по ставропольскому телевидению был показан сюжет о выступлении некоего Асова на собрании в Пятигорском музее краеведения. Гражданин Асов Демонстрировал свою только что вышедшую книгу, в которой утверждается, что в эпоху раннего средневековья до нашествия монголов XIII в. на территории Кавказских Минеральных Вод существовало государство Русколань, столица государства находилась у горы Машук. Население этого ранее неизвестного государства, утверждает автор, было славяно-русским, и это, следовательно, прародина русской наций, откуда впоследствии русские передвинулись на север. По-видимому, название страны «Русколань» Асов сконструировал из двух этнонимов: «русы» и «аланы». Ну, чем не новое слово, но в области сенсационной псевдофантастики, а не науки?
Ю. Тимерханов прав, когда он в конце своей статьи, пишет о роли кавказского субстрата в сложении осетин как кавказцев, значении связей, взаимовлияний и т. д. Говоря словами В. И. Абаева, «химически чистых народов нет». Но его версия об этнической основе осетин, как еврейско-маздакитской, по существу, анекдотична. Научного исследования здесь просто нет.
В. КУЗНЕЦОВ, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ. Газета «Северная Осетия» 15 июня 2004 года № 109
|