О скифах, Хазарах, Сарматах и т.д.
Осс-Аланы – предки современных осетин, изстари стояли на страже исторических рубежей, охраняя проходы в Европу, и грудью заслоняя народы нынешней Европы, от смертельных ударов диких орд кочевников, приходивших из Азии в Европу, через Дарьяльския и Дербентския ворота.
Осс-Аланам, таким образом, обязаны народы Европы своим национальным и политическим бытьем. Оссы, разбитые Гуннами, двинулись, через Дунай, на Запад, и уходя через равнины Европы в направлении Испании, всюду оставили очаги своей культуры, память о которых сохранилась и по ныне, в виде языка, от котораго заимствовали свои наречия многие племена и народы Европы. За примерами ходить далеко не надо, доказательства этому на каждом шагу. Какой бы округ мы не взяли, мы найдем в названиях его городов и местечек корни Осс-Аланскаго языка, как то во Франции, напр., Ош, Дур-Дон, Алансон, Гурдон, Изер, Бургон и т.д.
Кроме того, на основании одних лишь филологических изследований языка Осс-Алан, можно пересмотреть некоторыя теории и понятия о народах, населявших прежде Европу. Так, например, до сих пор, мы были убеждены и для нас являлась даже азбучной истиной понятие, привитое нам еще со школьной скамьи, что хазары особый народ, скифы – тоже отдельный народ, точно также, как и сарматы, команы, савроматы и т.д.
Однако, с точки зрения филологической, получится нечто совсем иное. Истину, как нам кажется, надо искать на другом конце, а именно в языке Осс-Алан, прямыми потомками которых являются нынешние осетины, древнейшие хозяева на Кавказе. Начнем со слова скиф.
Скиф - производное от Осетинскаго слова скаф, что значит на Осс-Аланском языке, в буквальном переводе - похититель.
Это прозвище скифы получили по тому назначению, которое они имели в войсках Осс-Алан. Их роль была: на лету своих удалых скакунов, полудиких, безудержных, как ветер, коней, хватать противника во время боя одними руками и живыми доставлять (команов) в свой лагерь.
Эти схваченные живыми люди – воины из неприятельского стана, были необходимы Осс-Аланам, как заложники, пленники, под названием команы, на случай их обмена, в качестве выкупа за своих воинов, попавших в свою очередь, в бою, в плен к неприятелю. Это положение подтверждает, дошедшее до нас так же, историческое слово зилан, что значит по осетински выкуп. Все это еще подтверждается сохранившимся и до ныне обычаем среди осетин Кавказа выкупать, так или иначе, попавшаго в беду соплеменника, что делается следующим образом: в каждом Осс-Аланском ауле появляется человек, который обходит всех и собирает, делая обход - зилан, средства для выкупа. При этом священном, дошедшем от седых веков слове – зилан, каждый осетин считает своим непременным долгом так или иначе, принять участие в этом зилане (круг для сбора выкупа), дабы соблюсти обычай, священный для каждаго осетина.
В старину, когда попадался в плен какой нибудь Осс-Аланский князь, то противная Осам сторона присылала головной убор пленника и тогда, по его головному убору, узнавали, что он жив и что его необходимо выкупить; и сейчас же устраивали зилан, и на собранныя деньги выручали из плена своего князя.
Что же касается того, что был будто бы какой то особый народ «хадзары», то и это предположение легко опровергнуть чисто филологическим путем, а именно: слово хадзар - осетинское слово – дом, а отсюда хадзары - дома. Этим прозвищем символически назывались те воины, которые оставались в городе или крепости, и охраняли дома (хадзары), в случае нападения врагов, в отсутствии главных сил Алан, иными словами, на языке военной техники, хадзары, ничто иное, как те же Осс-Аланы, несшие чисто гарнизонную службу. До сих пор осетины говорят: «хадзар-гас», т.е. домо-смотритель, сторож.
Далее: объясним здесь и слово команы, тоже считавшееся, до ныне обозначением какого-то отдельного народа. Заметим, кстати, что некоторые доходят то такого явнаго, на наш взгляд, заблуждения, что производят слово команы от реки Кума, тогда как название Кума происходит от татарскаго слова «кум», что значит – песок.
Команы же, как отдельный народ, вовсе не существовали, это слово произошло от того же Осс-Аланскаго слова «коман» - повинующийся, что имеет непосредственную связь с повиновением побежденных своим победителем. И вот пленные Осс-Аланов назывались - «команы»; они строили дороги и исполняли другие работы в крепостях и городах. Команов Аланы сгоняют к Дарьяльскому проходу на постройки, а во время похода на Персию – к Дербентским воротам; у другого историка находим сведения, что команы насыпали курганы, на глазах Рубрувиса, ехавшего послом Людовика IX-го к Хану Мангу, по северному побережью Азовскаго моря.
Этими курганами Осс-Аланы издревле руководились в своих нашествиях и передвижениях, как верстовыми столбами, и только именные курганы хранили и хранят по сей день «гробницы царственных всадников с золотыми венцами на головах», названные именами тех принцев, прах которых там покоится, и считается, по сей день, преступлением делать раскопки на таких курганах.
Так же придется разрушить и еще одно понятие о двух, якобы, самостоятельных народах, под названием сарматов и савроматов.
Сарматы – это ничто иное, как те же Осс-Аланы, скифы, хадзары и т.д. Дело в том, что название сарматы происходит от слова сар-мат, что значит по алански (сар – голова, мат – думы, мысли), буквально, - глава думы, или мыслитель, мудрец. Назначение этих Осс-Алан - сармат, было обсуждать и создавать законы для своего народа, и помогать царям Осс-Аланским в управлении государством. Словом, это были старейшины – мужрецы, советники Царей Алан во всех случаях государственного значения.
Их законы и установления писались золотом на стальных дощечках, особым родом мастеров, под названием: сырх-зарын-курд или же просто зарын-курд. Сырх-зарын или сыгзарин, как и теперь осетины называют золото, - были особые письмена, написанные на стали золотой ниткой, под названием зарын-даг, т.е. источник песни. Зарын-курд - это были обыкновенные золотых дел мастера и исполняли они, в отличие от мастеров сырх-зарин-курд, лишь черную работу.
Эти выбитые золотописцами постановления, созданные сарматами, прибивались к городским стенам побежденных Осс-Аланами народов. Выполнение этого лежало на обязанности, опять таки, особаго назначения людей из Алан и назывались они савар-мат, т.е. савар – ставь, мат – мысли или думы, отсюда, буквально, ставящия думы. Между тем, до сих пор многие ученые соединяли и сармат и савармат в один, совершенно отдельный, от Осс-Аланов народ…
(Продолжение следует)
Дзамбулат Дзанти Источник – «Осетия», Журнал Комитета Осетиноведения при Европейском Центре Музея Академика Н.К.Рериха, 1-ое февраля 1933 года.
|