Мне звонили сообщить о происхождении слова – свастика - в трактовке радио «Эхо Москвы» и её гостя историка Р. Багдасарова, автора книги о свастике в разных культурах и этносах. Меня меньше интересует политический аспект темы и больше история… И я буду говорить только в аспекте истории, о политике на радио было сказано всё и достаточно акцентировано, потому стоит это и здесь повторить.
Но о термине «арии» там речи не было. Обе темы связаны даже и тем, что ни «арии», ни «свастика» - в политическом их понимании 20 века, никак не связаны с историей обоих терминов! Разумеется, вопрос о реабилитации этих терминов именно сейчас сам по себе для Истории безразличен… Но об этом уже писали: реабилитация их - лишь вопрос времени, на этом настаивает в том числе ученик и друг Ж. Дюмезиля профессор Жорж Шарашидзе, его книжка вышла и во Владикавказе. Что касается «ариев» и «свастики» в Истории – эта тема и ответ на вопрос требуют неизбежного экскурса в идеологию Нартиады – и в её язык! Пока вот тот текст, что был на радио.
О СВАСТИКЕ - НА РАДИО «ЭХО МОСКВЫ» Для представления панорамы вопроса об ариях и свастике повторим коротко сказанное о свастике на радио. Я лишь убрал многословие прямой речи на радио.
Автор книги о свастике и ведущие радио отметили, что к началу 20-го века свастика считалась древнейшим символом человечества. Книга американского этнолога Уилсона так и называлась - «Свастика – древнейший символ человечества». В Америке свастика была символом благополучия, счастья, её изображали на конфетках, на бутылках «Кока-колы», на жвачках, на открытках с пожеланиями… Первый случай употребления свастики археологически фиксируется 25 тысяч лет назад (поздний палеолит, Мезинская культура). Но надо уточнить - что понимать под свастикой. Это или «розетка» - то есть единичный символ с осью вращения, или «бордюр» - то есть орнаментальная лента, или орнаментальная сетка.
На Востоке - в Китае, на Тибете, в Индии, у латиноамериканских индейцев свастика по сей день вполне общее место… Как символ свастика отторгнута там, где прошла Вторая Мировая война и то не везде. Отмечено, что на Западе отторжение символов было и раньше и связано с отторжением христианства гуманистической культурой – был отторгнут не только этот символ, но и огромный пласт культуры. Это с эпохи Французской революции 19-го века, когда началось формирование чисто светской культуры.
ПОЧЕМУ СВАСТИКА НАСТОРАЖИВАЕТ – А ЗВЕЗДА НЕТ Это парадокс. Звезда, несмотря на то, что она обагрена кровью миллионов в коммунистический период и у нас, и в Китае, и где угодно… В Камбодже… Звезда не вызывает отторжения и никогда не вызывала, даже в худшие годы советской власти, когда людей отправляли на гибель эшелонами…
Но этому есть еще и психологическая подоплека. Дело в том, что звезда - в ней нет вращения. Все ее лучи исходят из одного центра, но нигде не встречаются друг с другом. Они идут в бесконечность. Грубо говоря - это символ индивидуализма. Но индивидуализм остается преобладающей идеологией западного мира. А в свастике нет индивидуализма - там принцип коллективизма. Эти крюки - эти ветки, они переходят один в другой. Они показывают вращение. Они показывают, что индивидуализм – это иллюзорная идеология: мы все зависим друг от друга. В обществе человек не может сам по себе существовать. Но принять эту правду очень сложно для человека.
А звезда поддерживает эту иллюзию в людях – человек способен существовать и один. Есть и такой момент. Кроме того, перевёрнутая звезда – это один из любимых символов сатанистов. И отдельный вопрос – использовали ли свастику масоны? На этот момент это не известно. А так масоны употребляли абсолютно все символы, тот же восьмиконечный православный крест. Потому что они тоже занимаются максимальным удревнением своего учения, и разные масонские ложи освоили весь конгломерат символов.
ВИДЫ СВАСТИКИ Свастика бывает разная. Есть концы загнуты под прямым углом – близко к нацистской, бывают - загнуты плавными спиралевидными дугами. Есть - в составе «бордюра», и орнаментальной ленты, или сетки, или отдельной «розетки». Но свастика – это не крест, хотя есть попытки связать крест со свастикой как древнехристианским символом… Это связано с возрождением интереса к народной культуре и этнической религии, что даже называют неоязычеством… Свастика – это не крест: крест фактически относится к звездам, это четырехконечная звезда. Потому что там нет движения, там есть исхождение лучей из единого центра, но они дальше никуда не двигаются. А у свастики они еще дополнительно проворачиваются вокруг этой оси.
Поэтому, конечно, свастика – не крест, но в христианстве присутствует. И в христианстве в средние века… Меньше стало в связи Второй мировая войной, с коммунизмом, с гуманизмом, с отказом от традиций…
Свастику различают как женский символ и мужской. В зависимости от того – куда она вертится: есть правосторонняя, и левосторонняя. Против часовой стрелки и по часовой стрелке. Однозначного толкования женской и мужской дать трудно: вопрос - от чего отсчитывать движение. Если по концам свастики определять - то это будет одно, если по углам – это будет другое. Есть разнобой у исследователей – их теории достаточно субъективны. Если употреблены два вида свастики рядом, то можно с уверенностью один из них назвать мужским, а другой – женским.
Видов свастики сотни, вряд ли кто-то может назвать число их видов. Но есть разделение на конкретное употребление свастики. У одних исследователей по часовой стрелке одно, обратно – другое.
У истрика Багдасарова классическая нацистская свастика – это по часовой стрелке, он считает не по углам, а по концам. Есть взгляд на свастику как на пропеллер, а на ее ветви - как на лопасти. Для них наоборот - он против часовой стрелки. Вообще направление лучей по часовой или против часовой имеет смысловое значение! Особенно если это употреблено в каком-то контексте.
СВАСТИКА В РОССИИ Всегда важно оценивать источники, откуда берутся сведения. Не стоит брать Славяно-Арийские Веды - это сочинение не заслуживает большого доверия …
В дореволюционной России свастика была символом счастья и оберегом. Российские летчики в Первую Мировую войну рисовали свастику на своих самолетах. На машинах царя Николая II стояли флажки со свастикой - Николай II с Александрой Федоровной ездили со свастикой на передке. Царская семья активно использовала свастику, особенно императрица в письмах. Даже и в Ипатьевском доме она с её подписью…
Александра Федоровна и её сестра Елизавета искали истоки христианской культуры – их привлекало и то, что в англо-саксонском и германском мире это известный символ. Свастика – это символ катакомбного христианства, встречающийся с ранней эпохи христианского искусства. Некоторые авторы видят в этом увлечении императрицы теосовский смысл, хотя пока нет свидетельств принадлежности Александры Федоровны к каким-то теосовским течениям.
В России свастику изображали на прялках, ручниках, на крестьянской одежде – как солнцеворот, но её так не называли. Академик Рыбаков проследил использование свастики в книгах. В древнерусском зодчестве свастику применяли… В краеведческом музее Смоленска свастика есть на передниках крестьянок.
И до сих пор - в принципе, в виде орнаментальных значков на православных иконах, свастика может вполне легитимно использоваться.
Среди самых интересных употреблений свастики в зодчестве - купола русских храмов 15-16-го веков. Известно 5 или 6 случаев в сохранившихся с тех времён храмах - из единого центра в этих куполах, в церквах Иоанна Предтечи в Дьяково, в Коломенском, в куполах Василия Блаженного, в церкви Рождества Богородицы в Путинках, из единого центра исходят спиралевидные ветви.
СВАСТИКА ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ При советской власти на первых советских банкнотах была свастика. Это 1918-й год! Она перешла с «керенок» - с банкнот, которые были при Керенском. Была даже какая-то история с шевроном в Красной Армии с изображением свастики. Эскиз шеврона есть – его представил командарм Шорин на Юго-Восточном фронте, но был ли он введён..?
В советской пропаганде – в книге «Двадцать три ступени вниз» (дикторы не знали ударение в фамилии автора), некто Касвинов, пишет о последних днях царской семьи. И он называет Александру Федоровну «фашиствующая Брунгильда»… Это в 18-м году, когда фашизма ещё нет нигде. Отношения к символам сильно отражались на взаимоотношениях - между звездой, свастикой и церковью. Советская власть, не очень хорошо вообще относясь к церкви, давила её и по поводу свастики. Свастика до революции очень активно использовалась в церкви - именно в качестве меандра. Она была на епитрахилях, на каких-то орнаментах епископских… В огромном количестве на иконах. В одном московском храме священнику пришлось зашивать свастику на епитрахили – это ритуальная часть одежды, которая используется во время исповеди.
СВАСТИКА В РЕЛИГИЯХ МИРА На Востоке свастика рассматривается как ход вращения Солнца – солнцеворот, но это в древних примитивных религиях. В поздних религиях и свастика, и любой другой символ не связан с одной только астральной символикой - символы всегда обогащены смыслами духовных учений, или связаны с аскетизмом. В частности, свастика – восьмиступенчатый Благородный путь освобождения Будды. Понятно, что за 25 тысяч лет свастика и идеология, которая её породила, прошли многообразные усложнения.
Отмечен важный момент (он отмечен авторами и выделен мной - А.Ч.): для тех времён, когда уже есть расшифрованные письмена разных культур, с полной уверенностью утверждать что-то однозначное уже не возможно! Свастика претерпела эволюцию 25-ти тысяч лет: тогда она была в виде орнаментальной сетки - это древнейший символ блага (и я снова вмешаюсь /А.Ч./ – значит и символ блага за 25 тысяч лет требует ясности по части трактований БЛАГА в эти эпохи). Человек уже пытался разделить мир материальный - мир повседневности, и некий тонкий мир, из которого исходит некая первичная жизненная сила. И он пытался визуализировать этот мир – в этом смысл древнейшей свастики. Это даже не астральный символ, это символ как бы соседнего потустороннего мира.
А солярный аспект появляется потом – со свастикой связывают суточное и годовое движение Солнца. Появление такой новации исследователи датируют промежутком 11-го – 8-го тысячелетий до новой эры.
До этого перехода свастика только в составе «бордюра», орнаментальной ленты, сетки, но в 8-м тысячелетии впервые она появляется как отдельная «розетка» в Малой Азии - на глиняных черепках древнейших неолитических культур: это культура Самарры, культура Чатал-Хююка, древнейшие культы великой богини (снова вмешаюсь – замечу тут, что не согласен принять культ великой богини Чатал-Хююка как культ богини земледелия: состав культа акцентирован на скотоводстве… Но об этом ниже).
На территории современной Англии свастика появилась позже. Но в целом она характерна практически для всех культур и всех народов, населявших Евразию – и для угрофинов, и славян, и тюрков, и для кавказцев.
В катакомбных церквях, в Греции, на Кипре, в кельях изображение свастики в традиционной форме – это времена Рима. Это элемент в стиле классицизма, и поэтому он активно употреблялся в зданиях в стиле ампир.
СВАСТИКА В ЕВРОПЕ СЕГОДНЯ После римских времён изменений не много. У греков свастика относится к неандрическим символам, и до сих пор употребляется в орнаментальной культуре. И употребляется сегодня. В Европе, особенно в той Европе, которая имеет отношение к античному наследию, свастику запретить очень трудно. В первую очередь - в Италии и Греции. Они напичканы огромным количеством свастик…
При этом режим Муссолини свастику не использовал… У них были фасцины – отсюда произошло слово «фашизм». Здесь свастика - элемент культурного наследия. В составе меандров она на картинах Рафаэля. Встречается на росписях и так далее.
В Финляндии свастику употребляли с конца 10-х годов… Финны до сих пор употребляют в наградных цепях свастику в качестве геральдической атрибутики (снова отмечу /А.Ч./ - дикторы и Багдасаров довольно широко охватили тему. Другое дело, что слушатели радио и читатели этого текста не видят рисунков книги и иных иллюстраций в студии. Но они могут специально посмотреть их в перечисленных церквах – потому перечень церквей сохранён и здесь). Из единого центра в этих куполах, а в данном случае речь идет о церкви Иоанна Предтечи в Дьяково, то есть это Коломенское, о куполах Василия Блаженного, о церкви Рождества Богородицы в Путинках. То есть вот это примерно одного периода церкви, и там из единого центра исходят вот такие спиралевидные ветви. Вот что это такое?
Существует много мнений исследователей на сей счет. То есть я, например, сопоставляю это с изображениями схождения Святого Духа на апостолов, которые были известны еще со времен Софии Константинопольской, и дубликат этого изображения есть в соборе Святого Марка в Венеции, то есть там, где существуют вот эти вот византийские мозаики. А, допустим, вот крупнейший византолог у нас в России Алексей Михайлович Лидов эти изображения в русских церквях связывает с Иерусалимским храмом, где, как известно, был открытый верх, и происходило, и происходит до сих пор каждый год чудесное схождение небесного огня на светлый праздник Христова Воскресения (ещё вмешаюсь /А.Ч./ - схождение жизнерождающего огня в виде Луча Света /уасстэрджи/ происходит в Склеп-Лабиринт Нартиады и от него рождаются «сосрук»-«сослан» и «сатана»-«силам /первопёс/»-«арфан /первоконь/», и это уже Склеп Нартиады из 8 тыс. до н.э.). То есть, может быть, это связано с Иерусалимским храмом и вот с этим событием (ниже мы покажем /А.Ч./ - это всё, в свою очередь, связано с предшествующей тому идеологией Нартиады)..
НАЗВАНИЯ СВАСТИКИ Особо отмечено, что свастика у многих народов обнаруживается как символ и свидетельствует о том, что тема связана с истоками национальной или этнической символики. Поэтому люди, чувствующие принадлежность к своим традициям, будут отстаивать свою версию.
Гитлер никогда не называл свастику – «свастикой»: только «хакенкройц». Из-за Гитлера по свастике возникли вопросы, и даже Киплинг, который использовал свастику в качестве личного клейма, отказался от неё… Лингвистический аспект: свастика во французском - круа гаме, гамматический крест и в руководстве для дореволюционных духовных семинарий. Но поиски толкований термина «свастика» продолжаются.
Кто-то из слушателей, по имени Сармат, прислал на радио: «свастика» переводится с арийского, то есть с осетинского, «сверкающий восьмигранник». Историк Багдасаров согласен с версией о связи слова с индийским – из санскрита - «да будет благо», со значением благоденствия – «су-ва-стика». Но напоминает, что на санскрите существуют десятки названий свастики - «чакра-вьюга» и многие другие. Это связано и с разными видами свастик, с различными преданиями, мифологическими легендами. По осетинской этимологиим он отметил как факт, что многие осетинские кланы употребляют те или иные виды свастики до сих пор: этими значками метился скот. Кроме того – обереги, их ставили на жилища, ими иногда заменяли подпись. И каждый клан мог по-своему это интерпретировать. И все эти версии с названиями будут и тут вполне обоснованы…
Особо отмечено, что почему-то русские люди считают «коловрат» древним названием свастики. Но это совершенно не так. Нет ни одного источника, в том числе этнографического, где бы свастика называлась «коловратом». Её называли «ветерком», или «гуськами», «огневцами», «зайцами». Полотенце со свастикой - полотенцем с «зайцами». Называли «конями», «коняшками»… Если брать христианство, то свастика обозначает духовное движение, как бы схождение Святого Духа. А «ветер» и «дух» - на самом деле это однокоренные слова. Есть и попытка связать название свастики также и с древнегреческим «севастес» - «благочестивый».
-----------------------
/А.Ч./Авеста, Риг Веда, санскрит – это очень поздно и для свастики, и для идеологии Нартиады! Попробуйте собраться и вникнуть в уже прочитанное, и в дальнейшее.
ПОСЛЕ СКАЗАННОГО ЯСНО: НАДО ВЫЯСНИТЬ, ЧТО ЕСТЬ «БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ» И «ПРОКЛЯТИЕ» Формулировка темы гостем уважаемого мной радио здесь не рассматривается вовсе – «свастика: благословление или проклятие»... В разные эпохи Истории и то, и другое трактовалось очень по-разному, случалось - и взаимоисключающе… И свастике – 25 тысяч лет… Похоже, за эти тысячелетия, собственно - об этом нет что и сказать…
Однако кое-что есть! Есть источник для понимания «благословления» и «проклятия» такой древности, который даёт к истории свастики важные сведения. И на этом обратимся к идеологии Нартиады - пока несколько слов о Нартиаде как источнике по Истории Идеологии (культов, обрядов и т.д.). На переходе к этой идеологии заметим – свастику у русских называли «конями», «коняшками» - это тот «арфана (первоконь)» Нартиады, запомните «огневцы» - детородный огонь-свет входит в Склеп Дзерассы, и «зайцы» - эротико-брачные охоты на зайца (хамэс) заканчиваются деторождением. Это часть того, что я подробно изложил в 1-й книге «Нарты-арии и арийская идеология»…
НЕИЗБЕЖНЫЙ ЭКСКУРС В ТЕМУ – НЕМНОГО СОБЕРИТЕСЬ И «благословление», и «проклятие» – категории исторические. В разные эпохи Истории Духа даже хорошо известные нам категории «рождения» и «смерти» тоже трактовались далеко не так, как сейчас. Как вообще можно себе вообразить, чтобы такие абстрактные понятия, как «благословление» (- оно и в этом виде составлено из двух абстракций «благо» и «слово», каждая из которых сама довольно абстрактна), или «проклятие» (тоже из двух частей «про» и «клятый» - это явно развитый уровень истории языка), могли связываться с любыми знаками архаической эпохи… Это тогда уже буквенная графика – это уже алфавит… А алфавиту явно не 25 тыс. лет…
Это большая тема и когда Багдасаров говорит о 25-тысячелетней истории знака свастики, то он в фактической части своего комментария признает, что источников по истории идеологии такой древности нет и проследить само «рождение» идеи свастики невозможно! Однако такой источник истории есть – это Нартиада.
Не буду здесь излагать идеологию Нартиады: эту идеологию – в её основных блоках – начал исследовать Ж. Дюмезиль и выделил один блок – трёх-частный социум в идеологии Нартиады! Я не хочу, чтобы у осетинских читателей этой темы сложилось впечатление, что я обхожу имя В. Абаева… Вовсе нет! Просто В. Абаев занимался идеологией Нартиады не в смысле системного хронологического обзора её социально-исторических эпох – не как специалист в индоевропейской социальной истории и её лингвист: так подошёл структуралист Дюмезиль. Абаев занимался лингвистикой осетин как частью системы индоевропейской лингвистики - и Нартиадой как источником данных осетинского языка на индоевропейском языковом фоне.
И именно Абаев сформулировал методологическую установку «от истории языка – к истории общества»… А история общества – с эпохи Рода.
Глубины её не обозримы и можно сказать только, что завершается она 14-12 тысячелетиями до н.э., когда складывается индоевропейская Община. Её и выявил Дюмезиль в Нартиаде как трёх-частную общину. Эпоха Общины завершается в 5-3 тыс. до н.э., и начинается переход истории территориальных общин в историю ранних государств. Это очень своеобразные государства и нельзя их ассоциировать с тем, как представляются государства в письменной истории - они и тут разные…
Так вот, Дюмезиль обозначил в Нартиаде трёх-частную индоевропейскую общину. Я показал её идеологию в Нартиаде - это трёх-уровневая община бæстæ (bæstæ) с её идеологией «рождений-смертей-рождений» дзæуæггаг (dzæwæggag), и центром культа - Склепом-Лабиринтом. Но ей в идеологии общины Нартиады совершенно ясно предшествует идеология рода – эпоха наф (naf), с её двухчастной структурой «женско-детского» и «мужского» сегментов сэрт-дана и нарт-дана, и с центром культа Фæдгэ бæлас (-«древо обычая-потомства»), известного в науке как Мировое Древо. Про хронологию рода наф я решаюсь сказать только то, что даты можно поставить только для той части истории рода Нартиады, которая может быть отнесена к идеологии «рождений-смертей-рождений». Самые ранние факты появления самого обряда похорон тела умершего восходят где-то к 50-м тысячелетиям от наших дней, а идеологию мирового древа глоттохронология датирует 35-30 тыс. лет. Вот всё.
Таким образом, идеология Нартиады даёт нам знаки с тех самых эпох, когда самые ключевые идеи вообще любой эпохи «человеческой социальной» психики – или общественного поведения человека, начинают выражаться «механическими знаками» - Знаком Смерти (появление похорон – это и есть знак), и Знаком Рождения (это и есть свастика в идеологии Нартиады). Об этой идеологии с 1985 года мной издано 12 монографий. Назову две, где блоки этой идеологии представлены: «Методологический синопсис истории ранней мировой цивилизации», и «Методология ранней истории образования и искусства». Обе, и все 12-ть, в продаже во Владикавказе – там всё о базовых блоках идеологии Нартиады. И о свастике тоже. Всё – там, здесь – сжато.
«АРЬЯ» - ЭТО НЕ ПРОСТО «РОЖДЕНИЕ», НО «РОЖДЕНИЕ СИЛЬНОГО» В ир-асском (осетинском) языке Нартиады обозначение идеи «рождения» - ар (AR) сегодня означает просто «народ» - ир (IR). Но в древности физиологическое рождение «ар» никакого социального (общественного) значения не имело, решающее значение для общества имело «рождение дееспособности» - достижение дееспособного возраста. Потому в идеологии отмечен не сам факт «рождения» (бессилие младенцев – это обуза и зрелые мужи их избегают), а социальный факт «рождения силы» - ар-йау (AR-Jaw): рождения сильных – род наф (а тысячелетия спустя и община – бæстæ) - отмечал их обрядами инициаций (посвящений). Детей разных ступеней возрастной «силы» учили трудовым навыкам разной трудоемкости и сложности. Эти ступени восхождений по рождениям возрастной силы («ар-йау») инициируемых и отложились термином «арья».
ЧТО ЕСТЬ ПРИЧИНА РОЖДЕНИЯ – ЧТО ЕСТЬ «РОЖДАЮЩАЯ СИЛА»? Когда люди обнаружили логику связи рождения с сексом – это ещё не вопрос идеологии. Но когда люди стали сохранять тела умерших – это уже знак того, что для тела предполагается иное бытие умершего – «после-смертное». И тогда возникает и идея «до-бытия» - бытия «до-рождения». Вот как это в идеологии Нартиады.
Возникает идея о том, что есть часть земной жизни как «рождений (разных ступеней) силы» Ар-Йау. И она по какой-то причине восходит: развиваются эти самые Силы-Способности от способности «ходить» - до способности за чем-то «сбегать-принести». Далее – «что-то делать» более сложное: в итоге – Производство, Защита коллектива и Детопроизводство (рождения-смерти-рождения). Но отчего-то в земной жизни эти способности возрастают до каких-то пор. А потом уменьшаются, хотя время идёт так же - и по этой логике восходящего времени сила должна постоянно нарастать.
А в итоге человек - умирает… Ответ ясен только в том смысле, что есть какая-то сила, которая есть не только в этой земной жизни, но и вообще в «после-смертии», и в «до-рождении»… И она убывает и нарастает как-то иначе. В идеологии Нартиады есть ответ – по наблюдениям за сезонами года.
Простые наблюдения за сезонами года дали знать, что нарастание светлой части суток и тепла сопровождается нарастанием этой самой «скрытой» жизненной силы. При этом нарастает и «открытая» жизненная сила – в людях и природе очевидно больше энергии. Но очень важный момент - всё зависит от возраста: до старости это нарастание силы имеет место, а в старости – нет или очень немного… И смерть может прийти в любой сезон… Итоговая идея ясна – «есть разные силы» и «разные сезоны».
Есть открытая «сила рождающая» - сила мужчин и женщин. Есть их открытые «механизмы» телесные для рождений с детородными органами. Есть «механика» - секс. Есть «материал посева» - сперма. Всё это – видимое, явное. Есть «разные сезоны» - и это вовсе «не время»… Потому что «сезоны года» - видимы! И есть невидимое: оно приходит и уходит невидимо - это «время». И в этом и вне этого есть скрытые «силы рождающие». Однако и они как-то проявляются, явно это видно по тому, как с нарастанием годовых сезонов Света-Тепла растёт и эта «сила рождающая» в природе и людях: весна-лето дают тому абсолютно продуктивный аргумент. Подробнее в трёх небольших книжках-справочниках по ир-асскому монотеизму, теологии и теософии – они на сайте uasdan.com, можно скачать... Здесь – сжато.
АР-ТАУ – «РОЖДАЮЩАЯ СИЛА (СКРЫТАЯ)» Свет-Тепло! В идеологии Нартиады эта сила имеет и человеческие воплощения, и природные. Свет: в языке Нартиады – это раук (rauk-рухс), и бон (bon). Тепло: в языке Нартиады – это сос (sos,), или саус (saus).
Свет-Тепло и есть рождающая сила идеологии Нартиады - потому и называется сама «беременность» - «несением» хæст (hæst)-«света» бон (bon): «несущая свет» - хæстбойнон (hæstbojnon), тонкий Свет в чреве «трансмигрирует» в грубую плоть-плод. Но проникает эта «рождающая сила» в Склеп-Лабиринт «рождений-смертей-рождений» в виде луча Света: в Свет обращается небесный «уасстэрджи», однако и из Склепа он рождается как человеческий образ Силы, но с тем же именем – сос-раук (-«свет-тепло»). И, поскольку в культах эту силу воплощали смотрящие за сезонами года стражи, меняющиеся ежегодно, возглашавшие приход нового света-тепла, они так и названы в идеологии Нартиады: сос-раук-гоао (sos-rauk-goao – «тепло-свет возглашающий /сосрук//о/»). Или сос-алан/сослан (sos-wæl-wæn - «тепла высший смотрящий»). Сегодня они звучат почти так же: сосрук, сосруко, сослан…
И ещё один раз соберитесь: «свет» - как рождающая сила - он видим. А вот «тепло» - не видимо. И в точном смысле «невидимая рождающая сила» - это «свет-тепло» вместе, а не раздельно. А теперь – главное: во всех сюжетах идеологии Нартиады зарождение новой жизни происходит как Акт Проникновения Света в Склеп-Лабиринт «рождений-смертей-рождений». И само «проникновение света» выражает в этой сценографии акт «входа рождающей силы» в обитель-жилище-чрево, которое забеременеет - «понесёт свет» (хæстбойнон). И последнее – тот самый «вход в обитель-жилище», через которое Свет-Тепло проникает с неба и вносит «силу рождающую», так и называется - ар-тау (AR-Taw – «рождающая сила»), сегодня её называют ердо.
Архитектурно – это восьмигранная надстройка из досок на крыше вокруг того, что сегодня называют «свето-дымовым отверстием»… Потому и называют так, что сегодня никто уже не понимает – из чего конкретно слагается то, что на самом деле является чрезвычайно стройной идеологией – идеологией Нартиады! Вне которой все эти «арии», «свастики» и иные знаки-формы – непонятны… Никогда ведь до сих пор не пришло в голову – почему в архитектуре Кавказа этого рода восьмигранные верхние «свето-тепловые (дымовые) отверстия», хорошо известные, как минимум, с поздне-бронзового века, именно восьмигранные. А не семи, шести, четырёх, трёх… 9-ти…
И никому ещё не пришло в голову задаться вопросом – почему в идеологии Нартиады есть архитектурный ордер астфисэнон-цэпаркуэмон хæзар (8-выступно – 4-угольный хæзар), а в древне-русском зодчестве есть «восьмерик-четверик». И в обоих случаях на 4-угольное основание надстраивался 8-гранный второй уровень. И это есть хæзар, но ещё – само слово хæзар в древности звучало кас-ар (kas-ar – «обитель рождений»). И значит, Свет, «рождающей силой» - Ар-Тау (ныне этим сочетанием - в огласовке ердо - называют отверстие, через которое входил Свет) входит в кас-ар – «обитель рождений» (ныне так – в огласовке хæзар – называют само «жилище»).
СВАСТИКА: АР-ТАУ (ЕРДО) – «РОЖДАЮЩАЯ СИЛА (СВЕТА-ТЕПЛА)» В ир-асском языке (в осетинском) есть устойчивые сочетания с устойчивыми значениями. В части таких сочетаний обычно употребление ар-тау, æр-тау. Примеры: удæртау джэ нæй – «нет в этом душу рождающей силы». Это означает, что в ком-то, или в чём-то жизнь на грани - на последнем измерении, но ещё может быть возвращена. То есть ничто уже не удерживает душу этого существа в этом мире – одна только «рождающая сила» ар-тау… Или хуэзæртау джэ нæй - «нет в этом форму рождающей силы»… Это означает, что и форма хуэз уже утрачена, есть лишь «рождающая сила» ар-тау, и форма существа держится в этом мире только за её счёт…
Не будем продолжать - примеров много и здесь я лишь скажу, что ар-тау, или æр-тау – это наименьшее измерение любой сути или сущности, которая продолжает сохранять способность восстановиться до нормальных размеров или состояний.
Если это душа иссякающая – то æртау тот минимум, от которой душа ещё может воостановиться, ниже - душу уже не вернуть… Если это плоть – то это тот её минимум, от которой её ещё можно восстановить, к примеру - культом и молитвами. Есть и у света минимум – рухс-æртау, ниже которого уже «не-свет», а мрак… То есть ниже нет «рождающей силы света»! Но если свет на этом уровне минимума - рухс-æртау, то он сохраняет способность и «нарасти», и «зародить»! То есть ар-тау – это идея «рождающей силы» как «минимума вещества», «крупицы», «атома», который сохраняет качество того вещества и способность его умножить. Это та грань Меры, в которой логика переходит к понятиям «нематериальной» материи…
СВАСТИКА - АР-ТАУ (ЕРДО) – ВОСЬМИГРАННИК – РАУК/БОН («свет») Число «8» - это числовой код верхнего мира и света Раук/Бон. Число «4» - это числовой код середины мира. Число «6» - это числовой код нижнего мира. Вспомните – олень восемнадцатирогий. Абаев трактует такого оленя, но из скифской традиции, а в идеологии Нартиады прямо сказано, что «восемнадцати-рогий олень несёт на голове всю вселенную»… И значит «8+4+6»-рогий олень – это лишь числовой код вселенной, что гораздо информативнее для понимания уровней абстракции идеологии Нартиады, чем звериный стиль скифов – слишком простой в такого уровня трактовках. Кстати – Будда был родом из саков – явно об этом говорит и свастика как восьмиступенчатый Благородный путь освобождения Будды…
Так, что всё таки со словом «свастика»? Как с этим соотносятся Свет-Тепло – как «рождающая сила» артау, её восьмигранный вход ердо - в «обитель рождений» кас-ар, числовой код Света-Неба - «8», исходя из их места в идеологии Нартиады?
Числовой код Света-Неба «8» слагается из единицы – это числовой код Ху-Ссау, которого отчасти верно трактуют как Бог. Однако сам факт, что Свет – это «видимое проявление» Бога, позволяет видеть в Свете только первое ИЗ ВИДИМЫХ проявлений бога, то есть - не единственное проявление Бога: он и видим, и невидим! Но числовой код бога Ху-Ссау – единица «1». А спектр Белого Света имеет числовым кодом «7» - радуга имеет семь цветов. И ясно, что числовым кодом Белого Света могла быть только «8» - это число всех проявлений Света, совокупно представляющих бога Ху-Ссау: видимое у Света – это числовой код «1». И что-то означают «ху» и «ссау», при том, что это бог-Свет… Все доводы развёрнуты в работах на сайте uasdan.com, в разделе «скачать», здесь об этом коротко.
ОТ ЧАТАЛ-ХЮЮКА – ДО ЦХИНВАЛА ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ В промежутке 11-го – 8-го тысячелетий продолжали складываться формы хозяйства и их культы. В 8-м тысячелетии свастика впервые появляется как отдельная «розетка» в Малой Азии. В культурах - Багдасаров назвал их - Самары и Чатал-Хююка.
Выше я заметил, что не согласен с трактовкой культа как культа великой богини земледелия. Я уже несколько раз писал, что в идеологии Нартиады культовый сюжет, раскопанный археологом Мелаартом, представлен в полном вербальном контексте с панорамой культа из Склепа-Молельни в Малой Азии. Я несколько раз начинал писать общую панораму вербального сюжета Нартиады и настенного изображения этого сюжета по Мелаарту, но я имел только его подробное описание, но не само изображение… Надеюсь на доступ к изображению в Германии, но самой сути вопроса это не меняет: культ великой богини Чатал-Хююка, почти достоверно переданный в Нартиаде словами, совершенно очевидно скотоводческий.
Жрица – это именно Женщина-Мать (но не жрец-мужчина), восседает на головах жертвенных коров, и обращает молитву к высшим силам, указывая на свою грудь и гениталии. Этот сюжет дословно передан в Нартиаде: женщина-жрица Сэрт-дана (в Нартиаде – «сэрдон»), находясь в жилище хæзар (кас-ар – «обитель рождений»), распутна и восседает на голове коровы, вознося молитвы-кувд. Женщина-Мать Сэрт-дана – это единсвенный образ Нартиады, при котором много детей – их постоянно «убивают» и они постоянно «появляются». Мужчины, являющиеся в эту «обитель рождений», приходят распутно («гадза» ведёт их) – и очевидно, что это образы и идеология домоногамных форм брака и деторождний в таких правилах…
Нигде в описании культа по Мелаарту и по идеологии Нартиады нет ничего земледельческого: все атрибуции сюжета явно из сферы скотоводства (жертвы – коровы, жрицы – женщины «распутно» рождающие, функция мужчин в культе – «распутно» приходя, распутно действовать и «убивать» детей – то есть «рождать» в идеологии «рождений-смертей-рождений» Нартиады). Кроме того, земледелие для 8 тыс. до н.э. как основа культа великой богини – это рановато… Мне уже приходилось ссылаться на неопубликованную работу моего цхинвальского коллеги антрополога Р.С. Кочиева, который довольно стройно выстраивал аргументы в пользу того, что скотоводство началось с выхаживания в женских сегментах общин детёнышей животных, не погибших во время охоты… Но это не моя тема и не тут - отдельная…
Скотоводство – это скот: легко отчуждаемое богатство. Его легко похищать и с ним легко менять кормовую территорию по сезонам. И уже возникает моногамия – и уже даже для 8 тыс. до н.э. групповому браку вполне сопутствует оппозиция - это «распутно»! С 5-4 тыс. до н.э. общество уже разделено: уже есть отдельный «надел родичей» тэма-карт (tyma-kart), и есть с «рождения владеющие наделом» ар-ист-карт (ar-ist-kart). Спустя ещё две тысячи лет завершится распад последнего сегмента индоевропейцев – так называемой арийско-греко-армянской общности, и мы их встретим только в писаной истории Греции, но уже как «демократ» (тэма-карт), и «аристократ» (ар-ист-карт)…
Процесс распада общин на тэма-карт – ар-ист-карт шёл с углублением моногамии и сложением частной собственности: наследовали отцам и отцовство стало играть важнейшую роль. И ясно, что в идеологии эпохи 8-4 тысячелетий гигантское место занимало обоснование персонального отцовства и персонального права на собственность – как права избранных свыше. Потому и родословные возводились к высшим инстанциям идеологии – небу и Свету. А «видимая конституция» Света – его СИЯНИЕ, стала идееобразующим основанием «избранности» рождения и родословия.
В идеологии Нартиады и на её языке «сияние» обозначалось ксай (ksaj – как «сияние» оно отмечено едва ли не во всех языках ариев, в том числе у скифов). В идеологии Нартиады высший разряд общества составляли ксай-ар (ksaj-ar – «сиятельно рождённые», или æхс-æр-тæггатæ). И достоверно установлено, что в языке саков – самом близком из всех арийских к осетинскому, форма ксай перешла в ссау (ssau). И в итоге мы собрали важнейшие индикаторы идеологии Нартиады - социальной, астральной, философской, выражающие её в лингвистической системе.
Таким образом, «рождающей силой» ар-тау, входившей в жриц-женщин в «обителях рождений» кас-ар, выступал Свет – «8»-ричная рождающая сила, и потому рождающая сила даже входила сквозь восьмигранный светопроход артау (ердо). А «грань» на языке Нартиады называется тигъ (tig). И ясно, что задолго до появления санскрита и прихода ариев в Индию, задолго до появления самой Греции – и как раз в самом центре появления классической формы свастики – в Малой Азии, которая имеет ещё и название саувастика (его, почему-то, не упоминали на радио), был культ. Культ, который в его вербальном выражении «фотографически» соответствовал вербальному сюжету Нартиады (второй такой пример совпадения древнейшего изображения и позднего текста, записанного спустя десять тысяч лет, в науке мне не известен).
И значит, было представление о «благе» в языковой форме «свастика»-«саувастика»: оно означало родословную связь со Светом, Богатство, Радость, Изобилие, Силу, Щедрость – всё это в идеологии и языке Нартиады называлось, и у ир-асов (осетин) до сих пор выражается словами с частью – Бон (или Раук – рухс: «свет»). А поскольку всё это актуализировано «видимым» светом – то есть его «сиянием» ссау, что мы находим и в маркировке Элиты (ссау/ксай), и в названии бога ху-Ссау, то всё ясно и вывод возможен только один. Слово «свастика (саувастика)» состоит из трёх слов языка Нартиады: «сияния» ссау – числительного «восемь» аст – «грани» тиг.
Таким образом, ссауастиг – «сияющий восьми-гранник»: это первое описание Света в науке человечества, известной сегодня как «физика»… За небольшую сложность текста – уверен, что небольшую, всё же прошу извинить. Тем более, что на сайте uasdan.com всё несколько сложнее…
ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ СПУСТЯ – КРУГ И НОЛЬ: О ПОРЯДКЕ МНОЖЕСТВ Числовой код идеологии Нартиады, или уже ир-асской религиозной идеологии, мы уже не застали в сколько-нибудь длительном ряде или в устойчивых сочетаниях. Их редко называли больше 10-и… Потому не буду их приводить, скажу только, что первые три всегда называли твёрдо – они есть и в публикациях. Вот они: один – это Хуссау, два – это видимое двумя глазами (или пространство, заметьте, что одним глазом пространство кажется не объёмным), три – это молитвенно-жертвенный трёхногий столик фэнг. И очевидно, что перед нами всё видимое: ху-ссау – «благой свет», и два глаза видят пространство – «пространство света и тьмы /тьма – видима/», а фэнг – это трёх-ногий символ трёх-опорного социума в трёх-частной вселенной Нартиады. Всё видимо - и всё выражено условностями идеологии. Но где ЧИСЛО невидимого бога?
Невидимому богу молятся тремя кругами времени (чъири/кере), выражают их тремя круглыми пирогами. Очевидно, что КРУГ времени – это и КРУГ пространства, на кувде-молитве КРУГ представляет «невидимое присутствие» бога. Заметьте: один – это одна вертикальная черта и число бога, но молятся богу – кругами времени /кругами пирогов, а не хлебными «палками»/… Потому вы уже даже отсюда понимаете, что название бога – Ху-Ссау – является названием его проявления как Видимого Света… А бог есть также как невидимое - то есть Непроявленное, Неявное везде и во всём…
Так что, когда вам говорят, что те, кто придумал цифру «ноль», сделали огромный вклад в развитие науки, вам стоит подумать и о том, что идейным предтечей числа «0» - и как «невидимого множества», и как формы, был круг «О» - изображение «предсмысла» невидимого бога! Это форма «бесконечности» - как множества, и как малости… Ибо бог невидимый есть мировой разум - МОН: он бесконечен во всех смыслах и представлениях количества и качества вселенной – потому он «благосияние благосияний» Хуссæуттэ Хуссау… Но на это нет символа: «свастики свастик» - нет…
Изображения МОН – НЕТ! Изобразить мировой разум - невозможно: его виды и смыслы во всем! Это и есть круг-ноль - «О»… А его проявления – во множестве символов и цветов мира!
В заключение – совет: вникайте в значения и знаки форм, слов, движений ваших традиционных культов и вникайте в идеологию Нартиады – вы узнаете немало такого, что вы считаете недавним достижением Науки…
Алан Чочиев
источник: uasdan.com |