поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Осетинский язык – праотец языка Индо-Европейских народов. Часть 3.
Автор: 00mN1ck / 1 января 2007 / Категория: Авторские статьи
(продолжение)

При разсмотрении вопроса об Осс-Аланах, напрашивается невольно еще одно сравнение, а именно: представим себе такую гипотезу – проходит много веков после нашей эры, и, какой-нибудь ученый, одной из будущих эпох, напр., 50-го века, при изследовании той или иной местности, наталкивается на интересную находку, - перед ним несколько человеческих скелетов. Скелеты доставляются с величайшими предосторожностями в лабораторию для изследования. По всему миру летят радио: «Ученый такой-то «Х» или «У», нашел археологические остатки в виде трех скелетов эпохи ХХ-го века. При дальнейшем производстве раскопок, в могильниках найдено всевозможнаго вида оружие. По сохранившимся металлическим надписям, в каждом отдельном могильнике, ученые пришли к выводу, что найденное в могильниках представляет собой величайшую ценность, величайшее открытие, долженствующее заинтересовать не только людей, посвятивших себя науке, но и весь мир, а именно: найдены представители трех отдельных народов – «драгун», «гусар» и «улан».

В подтверждение этого можно привести то обстоятельство, что у каждаго оружие было несколько иной формы и название каждаго «народа» в отдельности, кроме металлических пластинок, найденных в могильниках, было также и металлических бляжках.

Открытие это взволновало весь ученый мир и к месту раскопок со всех сторон спешал палеонтологи и археологи, собираются съезды, ведутся ученые дебаты, пишутся ученые доклады и т.д.

И вот вполне возможно, что в таком же положении находились, до сих пор, и те ученые, которые утверждали, что скифы, сарматы, хазары составляли не один народ Осс-Алан, как я думаю, а совершенно отдельные, даже враждовавшия между собой племена, со своими особенностями, как бытового, так и религиознаго характера.

В доказательство высказаннаго мною положения, я решаюсь задать следующий вопрос: «Куда могли деваться, мало того, как могли совершенно исчезнуть с лица земли такие «народы», как скифы, хазары, сарматы и др.?»

Объясняется это простым и вполне естественным явлением, а именно: «народы» эти никуда не исчезли, да и исчезнуть не могли. Они составляли один и тот же народ Осс-Алан, лишь подразделяясь, как я уже говорил выше, по роду своей службы, при выполнении тех или иных государственных функций, отчего и происходят их различные названия, как то скифы – похитители, сарматы – мыслящая голова, хадзар – дом, или домовитый и т.д., что можно сравнить с современными названиями драгун, гусар, улан.

А отсюда простой, единственный, могущий быть, на наш взгляд, вывод, а именно, что ни хадзар, ни сарматов, ни скифов и др., как отдельных народов нет и не было.


КАВКАЗСКИЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ АЛАНЫ

Осс-Аланы были разбиты Гуннами, после чего все способные носить оружие, частью с женами и детьми, двинулись на Кавказ, чтобы там, соединившись с тамошними осетинами, быть готовыми в нужную минуту к защите; частью-же они ушли за реку Дунай, в Европу.

П.Зубов («Картины Кавказского Края» С. П. Б. 1835-й год, ч.3) говорит, что главными виновниками разорения кавказских народов являются Гунны, нахлынувшие в 375 году по Р. Х., под предводительством Мацуна, покорившаго Босфорское царство. Аланы-Осетины, также были разбиты Гуннами, при чем они разделились на две части, на Европейских и Кавказских Алан.

Жесткое истребление Гуннами Алан-Осетин и уничтожение их могущественнаго царства, находит свое подтверждение в осетинском народном эпосе, где говорится следующее: «Гуннам было известно, что похитители Аланского Царя, под названием скафы, подобно белым орлам, похищают с поля брани, самых сильных воинов, на своих долгогривых конях. Наступают они черной тучей на врага, совершают большие переходы в самый короткий срок времени. Слава об Аланских похитителях жила повсюду. Вождь Гуннов Манцуна долго думал над тем, как бы покорить и уничтожить великий и храбрый народ Осс-Аланский, который наводит страх на весь мир своей конницей, - и вот пришел он к следующему решению: приручить несколько сот тигров, львов, леопардов и других зверей и выступить в поход с этими прирученными зверями, которых держал голодными в клетках по пять, шесть дней, пока не приблизился к стану противника.

Как только появилась конница «похитителей» Осс-Алан, вождь Гуннов – Манцунавыпускал из клеток своих диких голодных зверей и, таким образом Манцуна своим новым «оружием», вносил в среду Аланскаго войска полное замешательство, и люди в страхе разбегались, унося свои головы от диких зверей, которых они дотоле никогда в своей жизни не встречали. Голодные звери бросались на воинов, а потом и на мирных жителей, разрывали женщин и детей на части… Перед столь страшным врагом Аланы, несмотря на свою конницу, не в состоянии были устоять и бороться.

Вот почему Аланы-Осетины распались на Кавказских и Европейских Алан, при чем, все старики и неспособные носить оружие и владеть конем, остались в пределах нынешняго Юга России, и влились в общее русло народов, захлестнувших их своею могучею лавою, частью же, еще до Х-го века, по свидетельству многих историков, возвратились отдельными партиями с Дона на Кавказ.

Остатки Осс-Алан на юге России, мало по малу потеряли свой язык, лишь привив элементы своего языка к бедному и некультурному языку завоевателей. Вот почему, до нашего времени, сохранились названия рек на Аланском-Осетинском языке, как то: Дон, Днепр, Днестр, Дунай, Стырь и др., при чем сохранились в этих местах и названия деревень и сел на чистом Осетинском языке. След Осс-Алан прошел, как Млечный путь, далеко в Европу, о чем безспорно говорят многия географическия названия городов и местечек, вплоть до того, что жители города Оша во Франции называются до сих пор осетинами, или ошуа.

Не имея возможности изследовать еще многия другия названия, мне, благодаря знанию моего родного древне-Осс-Аланскаго языка, все же удалось установить сродство с осетинским языком таких названий, как: Алансон, Дурдонь, Гурдонь, Изер, Бургонь и др., что в переводе означает: Дур – камень, дон – вода; Гурд – рожден – дон – вода; Изер – вечер; Бур – желтый, гон - амбар. Осетины живут в настоящее время на Кавказе, от Астраханских степей до Закавказья, города Цхенвали – столицы Южной Осетии. Они занимают часть Военно-Грузинской дороги и всю Военно-Осетинскую дорогу главнаго Кавказскаго хребта, по обе сторону перевала.

Осетины издавна были известны Западу. Так, еще в VI в. Византийский Император Юстиниан I, мать котораго по древним сказаниям Осетин и по летописям, была Осс-Аланка, чтобы присоединить Аланию-Осетию к Римскому государству (о чем еще мечтал предшественник Юстиниана I-го, Клавдий в III-м веке), энергично распространял среди Кавказских Алан христианство, при чем добился своей цели: Осетия покрылась сетью церквей; одна из этих церквей сохранилась и до настоящего времени в горах Осетии, под именем «Iюзи Дзуар» в селении Галиат.

Юстиниан I-й был весьма популярен среди Осс-Алан и долгое время имел влияние на судьбы кавказских народов. Иная судьба ожидала Европейских Алан-Осетин. Приблизительно в то-же время, а именно, вскоре после смерти Юстиниана, в Мекке родился человек, оказавший огромное влияние на судьбы человеческаго рода. В Европе он вызвал ненависть, в Азии – его признали величайшим из пророков. Это был Пророк Магомет, который дал Арабам новую религию, упрочил в них великое понятие о монотеизме, отучил их от поклонения фетишам и от идольскаго культа. Его учение имело большое значение в ослаблении Осс-Аланской культурыи влияния ея в Европе.

Я не берусь доказать, что Осс-Аланы проникали в Европу и ранее разорение их Гуннами и что их знали в Европе до этих событий, но считаю долгом привести по этому поводу следующую краткую историческую справку: в «Известиях древне-греческих и римских писателей о Кавказе» (выпуск IV, 1884 г. Тифлис), можно найти нижеследующее сообщение Аммиана Марцеллина (330 г. по Р. Хр.):

«Аланы размещены по обеим частям света, живут на далеком разстоянии друг от друга и кочуют на огромном пространстве; некогда они приняли все одно имя и называются теперь Аланами, потому что у всех у них одинаковые нравы, дикий образ жизни и одинаковое вооружение»…

«Подобно тому, как спокойные и мирные жители находят удовольствие в спокойном образе жизни, так им доставляет удовольствие опасность и война. Что такое рабство, им неизвестно, так как все они благороднаго происхождения. Судьями они выбирают тех, которые отличались долгое время на войне».

Об Аланах-Осетинах, как об искусных и храбрых воинах было известно далеко за пределами земель Аланскаго народа, поэтому западныя государства – Греция и Рим часто нанимали их на войну. Вот почему мы видим Алан-Осетин в рядах Римских и Греческих войск. Военному делу обучались не только мужчины Аланы, но и женщины, принимавшия равное участие и в набегах и в войнах, как оборонительного, так и наступательного характера.

«По словам Аппиана, когда Помпей предпринял поход на Алан-Осетин, то последние выставили против него 60000 – пехоты и 22000 – конницы.
Среди Алан-Осетин, Римляне заметили и женщин, которыя сражались довольно храбро. Римлян это обстоятельство настолько заинтересовало, что им захотелось убедиться в своем предположении; с этой целью римляне среди убитых Алан-Осетин стали искать женщин, но кроме щитов и обуви амазонок, иных следов их пребывания не обнаружили, так как со стародавняго времени, по обычаю осетин, тело убитаго воина оставлять на поле брани, на поругание врагу, считается большим грехом».

Итак, мы видим, что Осс-Аланы, на протяжении многих веков ведут нескончаемыя войны со своими соседями и, во всех сражениях, это – один монолитный народ; наездники их, по прозванию скифы-похитители, своими налетами опустошают Персию и другия страны. Некоторые ученые допускают, что Аланы-Осетины Иранскаго происхождения, что родиной древне-Осс-Аланскаго языка является Персия, что, впрочем, основано на гипотезах и догадках, которыя, на наш взгляд, не оправдываются ни историей, ни изучением языка Алан, т.е. современных осетин.


Дзамбулат Дзанти
Источник – «Осетия», Журнал Комитета Осетиноведения при Европейском Центре Музея Академика Н.К.Рериха, 1-ое марта 1933 года.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru