поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
ИЗ СТАТЬИ 1887г. С. КОКИЕВА «КАЛЫМ У ОСЕТИН»
Автор: 00mN1ck / 3 апреля 2007 / Категория: Авторские статьи
Все это бы еще ничего — терпимо. Можешь заплатить 1000 руб., наслаждайся счастьем семейной жизни, а не мо­жешь— живи холостяком. Но вот что возмущает до глубины души и оскорбляет нравственное чувство — это тот возмути­тельно ужасный характер, который принял калым нашего вре­мени. Он обратился теперь в открытое мелкое гнусное торга­шество. Это открытый аукцион, устраиваемый родителями, на котором девица достается тому, кто предложит на 5 руб. дороже. Этот возмутительный рыночный торг высокими, святыми чувствами, вносит разврат. Что за жена и помощница будет мужу та девица, чувства которой оценены и проданы мужу за 5 руб? Какая она будет мать детям, если ради 5 руб. принуж­дена выйти замуж за нелюбимого ею?... Наконец, где же до­стать осетину 500, 1000 руб., от которых зависит все его сча­стье семейное? Право, есть над чем задуматься ему, когда все его хозяйство с домом подчас не стоит таких денег, и чем же жить ему самому с женою, если все продать и отдать в калым? Вот и рождается роковой вопрос: где и как добыть средства для уплаты калыма. Путь один, известный, традиционный, ко­торым ходили и ходят даже люди более обеспеченные, люди солидные, воспитанные: жених начинает воровать... Воровство главным образом есть следствие неправильной постановки воп­роса о калыме...

Молодому человеку нравится девица, которая в свою оче­редь симпатизирует ему, он предлагает за нее 500 руб., т. е. все, что имеет и может, от него же требуют 700 руб. Таким образом ее выдают за того, кто предложит 700 руб. С этой ми­нуты неизбежно должна существовать месть, по коренному обычаю осетин, к родителям ее, а в особенности к счастливому сопернику своему — месть, которая должна быть непременно удовлетворена, и вот она по временам и проявляется такими преступлениями. Словом, с какой бы стороны ни посмотреть, а современный характер калыма для Осетии есть величайшее зло и в экономическом, и в нравственном отношении, такое грандиозное зло, которое грозит развиться до того, что в самом непродолжительном времени разорит дотла народное хозяй­ство, если не принять против него своевременно мер. Админи­страция должна прийти на помощь населению и ускорить реше­ние этого вопроса, потому что и ей он причиняет массу беспо­койства, возбуждает массу каверзных дел, понуждая вести гро­мадную и совершенно бесполезную переписку. Меры должны заключаться в дополнении статьи приговора о калыме. Поло­жим, этою статьею вопрос о калыме решен прекрасно теорети­чески, но необходимо дать ему и практику осуществления, что при данных условиях недостижимо. Пока только в этом и заключается вся задача: установить более разумный практи­ческий удобоисполнительный контроль согласно приговора 1881 года относительно его нарушителей. Да не пора ли даже совершенно уничтожить калым? По-моему, осетины давно уже вышли из такого состояния дикости, чтобы это казалось им странным и непонятным, тем более, что до появления даже приговора 1881 г. Татари Саламов и Хатахцо Ходов (теперь покойные), передовые осетины, показали пример, как относить­ся к этому вопросу. Покойные выдали своих дочерей без всяких калымов, — это известно всей Осетии. Поэтому г. г. передовые и интеллигентные осетины, которых народ считает виновными нынешнего порядка вещей, на вашей обязанности лежит и по­правление его, чтобы народные вопли и проклятия заменить чувством благодарности, довольства. Это ваш долг как старших братьев! Весьма удобно было бы воспользоваться какими-либо свободными праздничными днями, чтобы собраться где-нибудь для обсуждения столь важного и настоятельного вопроса и для окончательного его решения. Подарок для народа к новому 1887 году был бы, право, недурен, он спас бы народ от многих бедствий и несчастий и поистине заслужил бы громкую бла­годарность.

* В начале статьи С. Кокиев говорит об усилении воровства. Заглянув в причины, породившие это социальное зло, автор заострил внимание на одной из них — обычае взимать калым, как способствующий воровству фак­тор. Общественный приговор 1881 года установил максимальный размер ка­лыма в сумме 100 руб., такая же сумма должна была взиматься с тех, кто нарушит приговор. Однако в результате попустительства уполномоченных по­этому приговору, размеры калыма подскочили до 500—1000 руб. — Прим. сост.
Газ. «Терские ведомости», 1887, № 4.
#1 написал: evgenia (1 декабря 2007 19:57)
da kto sei4as eche smotrit na kalim i na tomu podobnoe ?sei4as voobche bardak kakoi-to v osetinskom obchestve!!!

evgenia,

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru