Я разрезаю воздух робким шагом, И под ногами ёжится трава, И Воздух-Тайна затихает рядом, Пропитывая вечностью меня. И я стою, не смея шелохнуться, И пыль Времён проходит сквозь меня, И, кажется мне, будто камни рвутся, Хоть что-то рассказать мне про себя… Ощущение бесконечной, захватывающей, священной Тайны, интуитивное устремление к попытке осмысления и познания Истины – это самые сильные, непреходящие чувства, которые неизменно испытывают ищущие, страждущие души тех настоящих Иронов, которые сегодня пытаются заглянуть в глубь тысячелетий, чтобы соприкоснуться с бесценным достоянием своих, сколь далёких и великих, столь же и загадочных предков – наследников Ариев, Детей Огня – Нартов, скифов, асов, сарматов, алан. Это, воистину, святая-святых - история нашего некогда могучего и всесильного народа.
То, что сегодня под непроницаемым пологом тайны сокрыты достоверные сведения о его жизни и великих деяниях – это, несомненно, воля Бога, ибо, судя по священным Писаниям, не настало ещё время для их обнародования, так как в наши дни миром, к великому сожалению, правят Тёмные силы. А, может быть, они (Высшие силы ) ждут, чтобы мы сами, без вмешательства Свыше, сумели очнуться от векового сна и сами восстали из пепла, как птица Феникс, на генетическом и Духовном уровне осознав самих себя, свою кровь и своё предназначение в этой жизни. Чтобы сумели расправить могучие плечи, а, главное, возродили бы мощь своего светлого духа, былой славы и священной мудрости. Ибо искреннее и глубокое осознание себя ИРом, ироном – светлым носителем мудрости, законов Космоса – (через неукоснительное исполнение входящего в нравственный кодекс, традиции народа – æгъдау), сделает каждого человека, ощутившего себя ироном, подобным его славным предкам, оставшимся в легендах и эпосе богоподобным народом.
Речь идёт о том, что как бы далеко нас не завела сегодня цивилизация, с её бесспорным и бесповоротным перевесом в сторону материальных пристрастий,- всё равно в этом всё более отдаляющемся от духовных горизонтов мире есть люди ( и даст Бог их будет становиться всё больше), которые не могут мириться с отождествлением их высокой духовной сути всего лишь с жалким человеческим телом, которому ныне диктуются воистину анти-Человеческие правила и основы жизни (вспомните, что за низость и мерзость выливается на нас с экранов ТВ и бульварных газет!) Он (ощутивший себя Духом) будет искать выхода из создавшегося тупика, в который загнала его погоня за достижениями цивилизации. И, однажды очнувшись, он, наконец, прозреет и увидит, что путь, по которому он слепо шёл вслед за толпой ведёт в НИКУДА, потому что жизнь человеческая бренна, и также бренно и преходяще всё, к чему может стремиться тело. Он видит, наконец, свет в конце тоннеля, Храм на вершине горы и устремляется к нему. С этого дня он - Путник, он – Воин света, потому что его ведут по этому пути его Дух и Сердце. Именно такие люди и будут посвящать себя поиску Истины. Именно их сердца будут открыты для вмещения вести о Высшем, Горнем мире, именно их души будут стремиться к познанию Тайны и проникнутся священной верой в неё.
К ним и относятся те, кого мы можем назвать настоящими Иронами. ( Здесь, однако, необходимо добавить, что таковыми, т.е. Иронами, Воинами света, многие в Осетии являются уже с самого рождения). И для них загадочные, невероятные факты, запечатлённые в легендах и эпосе осетинского народа, а также, встречающиеся по сей день, удивительные, необыкновенные, необъяснимые ( с точки зрения материализма) сведения являются подтверждениями верности выбранного ими пути и стимулом к дальнейшей деятельности во благо своего народа. Они искренне верят в святость своей древней земли, в незыблемость унаследованных от предков традиций, в особую, таинственную (идущую из глубины веков) связь между осетинским народом и его небесными покровителями.
* * *
Однажды, в очередной раз размышляя над тайной, покрывающей историю осетинского народа, мне стали вспоминаться многочисленные загадочные истории, когда-то услышанные, где-то прочитанные и ставшие известными в процессе работы над телепередачами «Фыдæлты уæзæгмæ», благодаря которым довелось побывать в различных ущельях Осетии, посетить всевозможные святилища и древние поселения. Тогда же появилось и желание собрать и обобщить некоторые из них, поделиться ими, дабы проникнуться их святостью и, безусловно, НЕ-случайностью! Ибо существование столь большого количества таинственных явлений на нашей древней земле, должно послужить (для всех неравнодушных людей и истинных патриотов) вдохновенным порывом вместе, сообща идти по пути постижения истины, сокрытой от нас во тьме веков.
Самая главная тайна, которую необходимо осознать и пытаться расшифровать – это великий сакральный смысл космических символов, сохранившихся в осетинской религиозной традиции, языке, обрядах и ритуалах, унаследованных от далеких предков. К счастью, эти символы прошли сквозь бесчисленные века почти без изменений, охраняемые непреложным законом запрета – табу - на внесение каких-либо изменений, благодаря всесильному «нæ фæтчы».
Но в последние десятилетия стали всё явственнее и пагубнее проявляться и ощущаться последствия многолетнего воинствующего материализма и атеизма, когда всё новым поколениям стала внушаться эта пресловутая философия отрицания всего, что не входит в поле человеческого зрения и не является объектом ощущения всех остальных его чувств. Вспомним также, что человечество последовательно и целенаправленно стремились одурачить и церковное духовенство, преследуя собственные интересы и исказив Учение Христа ( читайте для сравнения Оригена), и тем внушив ему мысль о лишь единожды (словно однолетнее растение!) прожитой жизни. А затем коммунисты, которые пошли ещё дальше, разрушая церкви и убеждая, что во всей Вселенной есть только одна Земля, населённая единственными, разумными существами – людьми, а больше, якобы, нигде ничего нет, кроме мёртвого Космоса. При этом человек – Венец природы – есть между тем не более чем бренная плоть, которая сколько бы ума, силы и таланта в нем не было – сгнивает и пропадает навсегда, как и весь остальной бренный мир!..
Скольким же людям удалось затуманить мозги и ослепить душу этим служителям Тьмы?! Всё зло, творимое сегодня на нашей планете, идёт именно от безверия в Бога, в Высшие силы и в то, что человек несёт ответственность не только за то, что он делает, но даже - за то, о чём думает ( поскольку существует суровый закон кармы, а человек проживающий не одну, а многие жизни, каждый раз «пожинает то, что посеял» в прошлой жизни)!
Как бы мы не называли Бога, Великих Учителей, ангелов, Архангелов, Махатм, небожителей но это - есть Высший, Горний, Невидимый нам мир, который всегда существовал параллельно с нашим, (единственно нам видимым) миром, так же как существуют ещё и бесконечные Вселенные, и иные измерения нам (за редким исключением), к сожалению, недоступные.
Так вот, древняя земля Осетии является местом необыкновенного взаимопроникновения этих миров, этих таинственных сил и тесно связана с происхождением и историей нашего великого и многострадального народа.
Прежде всего, наверное, каждый в Осетии слышал хотя бы одну историю о чудесном происхождении древних святилищ на нашей земле. Сегодня ещё живы и очевидцы некоторых таинственных, загадочных явлений. Имея некоторый запас эзотерических знаний, неподдельный интерес и искреннюю веру в уникальную религию осетин, можно без ложного недоверия, серьёзно и ответственно отнестись к этим удивительным сообщениям информаторов, осмыслить их и попытаться сделать соответствующие выводы.
Итак, легенды, посвящённые возникновению дзуаров - святилищ и предания, рассказывающие о других таинственных явлениях, происходящих с реальными людьми в Осетии.
Святилище «Реком».
В древние времена Уастырджи решил выстроить для осетин святилище из брёвен, которые никогда не подвергались бы гниению. Таким свойством отличались деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи приказал своим волам перевозить оттуда брёвна через гору против Рекома, где ныне ледник. Арбы нагружались сами собой, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись к Уастырджи, а из брёвен сам собою выстроился храм, без помощи человеческих рук.
Святилище Тбау-Уацилла (Гуццаты найфат).
Однажды напали кабардинцы на Хуссар-Ламардон, увезли с собой мальчика из фамилии Гуцаевых и заставили его пасти свой скот. Маленький мальчик плакал и очень тосковал по родине. И вот однажды прилетел к нему орёл и заговорил с ним человеческим голосом: - Почему ты плачешь? - У меня пропал один ягнёнок и потому я плачу. - А ты не хочешь домой, на родину? - А куда денутся тогда мои ягнята? - Им тоже хозяин найдётся, а ты садись мне на спину, и я унесу тебя в твою страну. Орёл посадил мальчика, принёс его на вершину горы Гуцаевых и спрашивает: - Ты знаешь теперь, где твоё село? - Мы вот под таким же лесом жили. И у нас тоже была такая башня, как та, которая там видна. Дал ему тогда орёл овцу и сказал: - Это и есть твоё село, иди туда. А с ягнёнком, который появится у этой овцы, ты должен будешь каждый год приходить сюда молиться мне. Было это 400 лет назад. С тех пор Гуцаевы молятся и называют святилище Гуццаты найфат. А в образе орла мальчику явился сам Уацилла. С тех пор каждый год во время праздника, посвящённого этому божеству, дзуары лаг поднимается в священную пещеру, в которой из года в год хранится сосуд с пивом, сваренным к прошлогоднему дню Уацилла. Он смешивает его со свежим пивом, которое впоследствии разливается всем, кто приходит поклониться божеству. А в посуду в святом месте наливает пиво, приготовленное к настоящему празднику, плотно закрывает его и вновь оставляет до следующего года. Это пиво необыкновенным образом сохраняет свои свойства в течение целого года .
Святилище Ирыхъæуы Хуыцауы дзуар.
В одно время в Ирыкауе появилась эпидемия холеры. Люди заражались и умирали целыми семьями. Одному из старейшин села, который всегда молился о спасении народа явился во сне Уастырджи и сказал: - Народ будет спасён, если ты сможешь принести себя в жертву и погибнуть за людей. Завтра ты должен утром выйти к пасущемуся стаду и оттуда выйдет белый бык, надо идти за ним и там, где он ляжет сделать кувандон – святилище дзуару Бога, принести в жертву этого быка и помолиться, тогда народ будет спасён. Но сам ты не доживёшь до следующего утра.
Утром, проснувшись, Пипо Гурциев сделал всё, что повелел ему Уастырджи. Народ действительно был спасён, эпидемия остановилась, но сам Пипо умер вечером того же дня.
Эту легенду мне поведал художник Виктор Темираев, который участвовал в восстановлении кувандона Ирыхъæуы Хуыцауы дзуара в начале 90 –х годов. Тогда случилась ещё одна удивительная история. Виктор решил украсить дерево со срубленной ветвью над святилищем изображением старика-горца. Но из под его резца стал сам собой вырисовываться, совсем не похожий на задуманный художником, образ. Когда барельеф был готов, к удивлению мастера в нём признали одного из дзуары лагов (жрецов), долгие годы молившегося в этом святилище, и которого никогда не видел сам Виктор. (Подобную историю рассказывают о Святилище Рыны бардуагу в Гизели ).
Святилище Хуыцауы дзуар в Регахе.
После монгольского нашествия в Фаллаг коме поселились фамилии Мамиевых, Гиоевых и других. В одно время среди них началась эпидемия. Люди стали умирать и тогда один знахарь указал Регахцам место древнего святилища, которое он порекомендовал им раскопать. Люди последовали совету мудреца и вскоре, на склоне горы из-под слоя земли стали постепенно проступать стены древнего капища, в центре которого был обнаружен тайник, где находились предметы, испокон веков используемые осетинами во время религиозных праздников. Там была также чаша для пива, обладавшая волшебным свойством : сколько бы людей не собралось на пир, пива в ней всегда хватало на всех. Но впоследствии кто-то украл эту чашу, и она утратила свои свойства.
А эпидемия прекратилась сразу же, как только были вознесены первые молитвы, и народ вернулся к почитанию своего древнего святилища. В Фаллаг коме, Регахы дзуару и сегодня поклоняются все вышедшие оттуда фамилии.
Святилище Сидæны Мыкалгабырта.
Одно из древнейших святилищ, согласно Нартским сказаниям появившееся от одной из трёх божьих слезинок, Мыкалгабырта – находится в Уалладжыры коме (Алагирском ущелье). Согласно легенде называется оно Сидæны Мыкалгабыртæ. По названию ущелья, в котором оно появилось. Высшими силами было доверено в нём быть жрецом (дзуары лæгом) одному человеку. Жил он вместе со своей семьёй высоко в горах, недалеко от дзуара, принимал паломников и молился за них. При дзуаре был медный котёл для варки пива, а пиво в нём никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.
Но вот однажды послал дзуары лæг свою жену за пивом. Придя к святилищу, она попыталась зачерпнуть пива и с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Дзуары лæг понял, что их семья в чём-то провинилась, и Бог отнял у них дарованную им чашу изобилия (уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ). Позвал он двоих своих сыновей и потребовал рассказать, какое неблаговидное деяние посмели они совершить. Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневался старик, прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться дзуары лæгом, не оправдавшим высокого доверия Небес. Собрался он и уехал с семьёй куда глаза глядят.
А в народе с тех пор Мыкалгабырта остаются символом неиссякаемого изобилия и счастья – «уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ».
Святилище Æвзæндага.
В глубине Куртатинского ущелья, над селением Харисджын, под Хъæриу-Хохом есть удивительное святилище Æвзæндаджы кувæндон. Это огромный валун, внешне напоминающий дом с одним окном и дверью.
Легенда повествует, что в давние времена на месте валуна действительно был дом, в котором путник всегда мог найти пиво, пироги и мясо, которыми мог помолиться Æвзæндагу, попросив у него защиты и благословения.
Но вот однажды один нерадивый человек забрался высоко в горы и, оказавшись у святилища Æвзæндага, зашёл туда помолиться. Выпив и закусив, он вышел и улёгся отдохнуть в высокой траве. Взору его открылась великолепная панорама ущелья, вокруг ни души, тишь и благодать. Пролежал он так некоторое время, снова проголодался и решил вновь войти в святилище, но уже не молиться, а перекусить. Но … как только он подошёл к святилищу, сильно разгневался Æвзæндаг. Захлопнул он окно и двери своего дома и навсегда обратил его в камень
Святилище Фыры дзуар.
Когда-то предки осетин, живущие в селении Ход Алагирского ущелья имели очень сильного покровителя, божество Фыры дзуар. Место поклонения божеству представляет собой огромный камень, под которым, как повествует легенда, он и обитает.
Когда жителям селения грозила опасность, они должны были прийти к святому месту и крикнуть: «Фæдис!». Тогда из-под камня выскакивал огромный, круторогий баран и спрашивал: «Чердæм фæдис?» Люди указывали ему, с какой стороны им грозит опасность, и тогда он направлял туда волшебную силу, которая разгоняла врагов и освобождала земли Ходовцев.
Но вот однажды на поляне над камнем пас один мальчик ягнят. Вспомнил он о Фыры дзуаре и захотелось ему его увидеть. Подошёл он к краю камня и, что есть сил, закричал: «Фæдис!»
Выскочил из под камня круторогий баран и крикнул, оглядываясь: «Чердæм фæдис?» А мальчик отвечает ему с камня, смеясь: « Ничердæм фæдис! Уый мæн дæу фенын фæндыд, æмæ дæм уый тыххæй ныхъхъæр кодтон!»
Страшно рассердился Фыры дзуар на мальчика и сказал ему: «Уæдæ уым дур фест дæ уæрыччытимæ. Адæймаджы ныхасыл та амæй фæстæмæ æууæнк мауал уад!»
С тех пор над святилищем стоит окаменевший мальчик со своими ягнятами. (Подобная легенда связана с именем Тхосты дзуар).
Кроме того, Фыры дзуар обладал ещё одним чудесным свойством. Если в Ходе долго шли дожди, и нужно было солнце, дзуары лæг резал ягнёнка и шёл с тремя пирогами, пивом и сосудом с топлёным маслом к дзуару. Он произносил молитвы и затем выливал на камень растопленное масло. Молитва неизменно бывала услышана, и Небеса даровали ходовцам солнечные дни. Если же, наоборот, сильно палило солнце, и нужен был дождь, - дзуары лæг проделывал то же самое, только вместо масла лил на камень воду.
Святилище Дзывгъисы дзуар.
Согласно легенде, однажды в Куртатинском ущелье выпал сильный снег. Всё вокруг стало белым-бело. Но жители селения Дзывгис с удивлением увидели, что одно место недалеко от села совершенно не тронуто снегом. Это было так необычно, что они решили посмотреть, в чём тут дело. Пробрались они сквозь глубокий снег к этому месту и обнаружили в центре покрытой травой поляны две горячие надочажные цепи. От цепей исходил пар, а земля вокруг них была совершенно бесснежной.
Поняли люди, что это священный дар Небес и решили построить там святилище.
По сегодняшний день куртатинцы поклоняются этому дзуару. Дзуары лæгтæ благословляют этими цепями, одной - женщин, другой - мужчин.
С Дзывгисы дзуаром связано также много историй, свидетельствующих о его постоянном, незримом присутствии и явном участии в жизни прихожан (аргом дзуар).
Легенда о Черыко.
В конце 19, начале 20 века в Осетии жил известный целитель и провидец Черыхъо. С его именем связана следующая легенда.
Однажды поздним летним вечером кто-то постучал в окно Черыко и вызвал его на улицу. Вышел Черыко и увидел человека в длинном плаще. Тот сказал ему: « Черыко, ангелы с Хъариу-хоха зовут тебя к себе». Черыко ответил: «Уже темно, а Хъариу-хох далеко, как же я к ним доберусь?» «Об этом не беспокойся, я тебя доставлю к ним»,- произнёс незнакомец и превратился в орла. Сел Черыко на него и в мгновение ока оказались они у самого подножия Хъариу-хоха.
Из пещеры в горе шёл таинственный свет. Черыко зашёл в неё и увидел ангелов, сидящих вокруг стола. Они пригласили его подойти к ним поближе и подали ему почётный бокал – чашу с пивом. Поблагодарил их Черыко, произнёс молитву и стал пить пиво из чаши. И было оно такое необыкновенно вкусное, что он не мог оторваться от него. Ангелы молча наблюдали за ним, потом самый старший из них подошёл к нему и провёл белой тканью по его лбу - и больше ни глотка не смог сделать Черыко.
Тогда небожитель сказал ему: « Мы решили дать тебе силу, Черыко, и знания, чтобы ты помогал людям, лечил их. Никогда не отказывай им в помощи».
Помощь Уастырджи.
Эта история также связана с именем Черыко. А произошла она с отцом моего рассказчика Кантемира Томаева (имени его отца, к сожалению, не помню).
Жили Томаевы в Куртатинском ущелье. Однажды зимой в Фиагдоне, в поминальный день были объявлены традиционные в то время скачки. День выдался морозным, место скачек возле реки сплошь покрылось льдом. Всадников было несколько, и один из них, отец Кантемира, тогда ещё молодой юноша, в волнении думал про себя: «Как же можно проскакать по такому льду? Но и отказаться никак невозможно». Как только он это подумал, - прямо над ним низко пролетел орёл и проговорил ему свистящим птичьим голосом: «Не волнуйся, юноша, я с тобой! »
Тут же объявили старт, и лошадь его вроде не поскакала, а пролетела заданную дистанцию и благополучно достигла финиша. Никто из остальных всадников не смог этого сделать.
Вечером того же дня к Томаеву пришёл незнакомец и сказал, что его зовёт к себе известный ясновидец Черыко. Юноша незамедлительно отправился к нему. Как только он вошёл в комнату, Черыко спросил его: «Что тебе сегодня на скачках сказал орёл?» Парень очень удивился, что мудрец знает о том волшебном случае, в который он сам не мог поверить. Он с волнением повторил эти слова. А Черыко говорит ему: «Орёл, который помог тебе, был сам Уастырджи. Он явился ко мне сегодня и рассказал о тебе. Он сказал, что ты - любимец Бога. Ты будешь жить долго, сделаешь много добрых дел, всё задуманное будет у тебя получаться. Ты никогда не будешь болеть, но как только занеможешь, знай, что пришёл твой час - уйти в мир иной».
Всё сказанное в тот день Черыко в точности сбылось. Парень действительно прожил долгую (более 100 лет) жизнь. Был искусным ювелиром, светлым, мудрым, очень уважаемым всеми, человеком. Любое дело, за которое он брался, всегда благополучно завершалось. И он действительно никогда не болел, а когда однажды почувствовал себя плохо, простился с женой, помолился и тихо покинул этот мир. Подобных историй, легенд и преданий можно привести очень много. И каждая из них есть неоспоримое свидетельство непреложности Тайны, сокрытой в горах священной земли Иристона.
Алина ТУАЕВА, Член Союза журналистов России
Джериаты рахыс В один дождливый вечер семья Джериевых из сел. Кадгарон заметила, что на собранном ими накануне стоге сена, что-то пылает, словно раскаленные угли. Они решили, что это ударила молния и сено вот-вот загорится. Бросились они в поле и остолбенели от изумления: на верхушке копны лежала ярко-красная, раскаленная… надочажная цепь.
Объяснение этому феноменальному случаю можно было найти лишь в известной осетинам легенде о небесном происхождении цепи, изготавливаемой Курдалагоном. Такая цепь считалась священной, ее хранили в святилищах. Такие цепи были в святилищах Дигорийы зад, Дзывгисы дзуар, Гуццаты найфат и других. А в данном случае она была послана фамилии Джериевых, которая, будучи избранной, должна была ей поклоняться и получать с ее помощью благословение небес. Сегодня потомки этой семьи переехали в сел. Майрамадаг, где ежегодно совершают традиционный ритуал, собирают всю фамилию и чествуют дар небес.
Известно немало случаев, когда кто-то пытался украсть цепь и бывал за это наказан. Так, войска шаха, напавшие на Дигорское ущелье, вынесли небесную цепь из пещеры-кувандона Дигорийы зад. В ту же ночь их лагерь, расположившийся у подножия горы, был погребен под обвалом.
Из святилища Гуццаты найфат также пытались увезти цепь во время революции. Но, когда отряд всадников достиг перевала, цепь, привязанная к седлу сама собой освободилась и повисла в воздухе. Увидев это, солдаты пытались схватить ее, но она не двигалась с места, они стали в нее стрелять, но она продолжала висеть в воздухе. Только тогда сильно перепугавшись, они решили вернуть ее на место.
Священная цепь и сегодня находится в этом святилище, а следы от пуль называют ее ранами и каждый год во время праздника в честь Уацилла, смазывают их маслом .
Золотая книга
Однажды молодая невестка фамилии Сикоевых из Зарамага отправилась с кувшином за водой. Было раннее летнее утро. Вдруг она заметила, как с голубого неба летит, переливаясь на солнце золотая птичка. Вот она подлетела к ней и села ей на плечо. Девушка подняла руку, чтобы ее погладить, но в руке ее вместо птички оказалась золотая книга. Открыла она ее, а в ней какие-то знаки золотом написаны. Побежала невестка домой, рассказала старшим о чудесном подарке. И те решили хранить книгу в своей башне, как великую реликвию. Рассказывают, что ее так никто и не смог прочитать, а спустя много лет она, к сожалению, пропала.
Чаша изобилия
В Згруггоме, в селении Пот, когда-то была волшебная кладовая «Пойы къабиц» у семьи Козаевых. Там за тремя замками была спрятана чаша изобилия, полная пива. И был у нее специальный ковш. Ключи от кладовой были у хозяйки дома, и больше никому нельзя было переступать ее порог. Сколько бы пива ни набрала «афсин», чаша вновь наполнялась пивом.
Однажды летом, когда вся семья была на сенокосе, приехал к ним их зять, Гагиев, из Нара, со своим другом. Хозяйка накрыла им стол, вынесла им пива из кладовки, а сама пошла на мельницу. Гостям очень понравилось пиво и, когда оно закончилось, им захотелось еще. Зять хорошо знал, что пиво имеет право выносить только «афсин». Но он постеснялся объяснять это выпившему другу. Взял ключи, открыл двери и вошел в кладовку. Как только он открыл крышку и попытался зачерпнуть пиво, оно тут же испарилось. В кладовке стало совсем темно, зять метался по ней в поисках двери и не находил ее. В это время вернулась хозяйка, и, узнав, что зять посмел нарушить табу и открыл двери,- бросилась к пиву, но его уже не было. Запричитала она, а зять, поняв, что натворил, бросился бежать. Настигли его вернувшиеся мужчины семьи Козаевых и забили до смерти.
Легенда о Туальском ущелье
В древние времена, когда Бог сотворил Нартов, поселились они на огромном поле, на месте нынешнего Туалгома. К ним спускались на землю ангелы, чтобы обучить их многим искусствам.
Собирались небожители на поле и устраивали танцы. Великое это было зрелище, когда они танцевали трехъярусный «Симд», благородный «Хонга» и все другие - один краше другого – танцы, устраивали скачки и соревнования в ловкости. Ангелы подарили нартам и божественную музыку, обучили их ремеслам.
Но эта благосклонность Небес к Нартам очень не понравилась Князю Тьмы (Далимонты Паддзахан). Поднялся он со дна Черного моря в виде дракона и стал пробираться к Нартам. Вот достиг он поляны, на которой собирались ангелы, и закрыл ее своим телом. Тогда ангелы спустили с неба огромные цепи и связали его. Дракон стал бить хвостом, сопротивляясь. И от ударов его хвоста стали образовываться вокруг глубокие ущелья. Тогда ангелы подняли дракона на небо, сожгли, а пепел развеяли над Черным морем.
Но с тех пор не стало больше огромного поля. Превратилось оно в многочисленные ущелья Туалгома. А для своих игр и танцев Нарты нашли себе другое поле – Зилахар.
Волшебный бык
В селении Ухат (Казбегский район) у одной семьи был чудесный бык. Он был очень сильным, но самое удивительное было то, что когда зимой с ним отправлялись в дорогу – снег перед ним начинал таять от его дыхания. А зимы в Ухате были очень снежные.
Но вот бык состарился и его зарезали. Каково же было удивление сельчан, когда из его рога выпала маленькая статуэтка человека! Поняли люди, что это небесный дар и стали молиться Богу. Сделали все, согласно ритуалу. Хранили статуэтку в чистой коробочке, и лишь одни раз в год, в определенный день, доставали ее, опускали в молоко – и тогда фигурка начинала двигаться, будто танцуя. Она считалась таким же фетишем, как цыкурайы фардыг.
Трава изобилия
Когда-то, в старые времена, был у одной семьи в Захъагоме козел-вожак. Он всегда шел впереди стада, оберегал его от опасности, а вечером вовремя возвращал домой. Поэтому семья его очень любила, и он дожил до глубокой старости, даже зубов у него не осталось. Но вот однажды, перед праздником Джеоргуыба он неожиданно пропал. Искали его, искали, но так и не нашли. К тому же выпал глубокий снег и в селе решили, что козел где-то разбился.
Прошла долгая зима. Весной, когда снег уже начал сходить, один охотник отправился в горы и вдруг увидел на огромном камне того самого старого козла живым, здоровым, да еще и упитанным. Охотник не верил своим глазам. Подошел он ближе, смотрит вокруг камня лежит снег, и на нем нет никаких следов, а вокруг нет никакой пищи. Как же козел выжил?! Осмотрел он камень со всех сторон и в одном месте заметил прошлогоднюю траву, она была местами оборвана. Оторвал охотник листик, пожевал его и тут же почувствовал себя абсолютно сытым, полным сил и энергии. Смекнул охотник, что это чудесная трава – алутон, трава-изобилия.
Поспешил он на Ныхас и поведал сельчанам о чуде. Люди не могли нарадоваться такому великому дару небес. А старейшина сказал им, чтобы держали весть о находке в тайне и никому, никогда о ней не рассказывали. Принесли они в село траву, раздали по домам и стали жить припеваючи. Теперь никому не надо было заботиться о пище. Достаточно было лишь пожевать травинку, и человек был сыт и полон сил. Но вот однажды кто-то из сельчан все-таки рассказал об этом своему другу из другого села. И весть о чудесной траве тут же разнеслась по ущельям. Когда люди бросились в горы искать траву, сошла лавина и навсегда погребла под собой эту тайну.
«Хонгæ дурæй амад мæсгуытæ» Когда-то наши предки владели такой сильной психической энергией, что они могли своей молитвой вызвать дождь или солнце. Могли выстроить замок из огромных валунов, на головокружительной высоте, к которой не было подступов. Часто замки и башни сооружались из камней, которых нигде поблизости не было. Как же они это делали?
В устном народном творчестве осетин остались загадочные предания о том, как люди (а люди эти были чистые, равные ангелам!) собирались в определенном месте и молились, совершали священные ритуалы, а затем строили свои замки и укрепления «хонгё дуртёй». При этом они указывали отобранным камням определенные места в сооружаемом объекте.
Возможно, они создавали архитектурные сооружения на эфирном уровне, передвигая камни силой мысли? Тайна строительства древних башен на земле Осетии равнозначна тайне нерукотворных Египетских пирамид.
Небесная сестра Темираевых
Жили когда-то в селении Фараскъат Дигорского ущелья четыре брата, и была у них единственная сестра Гурмехан. Была она очень красивой, доброй и братья очень ее любили. Вот однажды косили они сено на склоне горы напротив своего села, а Гурмехан спустилась с кувшином к реке. Стоял знойный летний день. Братья видели сверху, как сестра зачерпнула воды в кувшин, но тут над ней закружилась невесть откуда взявшаяся тучка и вскоре исчезла вместе с девушкой. Братья в ужасе кинулись вниз к реке, стали искать везде свою сестру, но тщетно. Так она и пропала.
С тех пор прошло немало лет и вот однажды несколько человек из Фараскъата отправились на охоту. Заночевать решили в одной пещере. Только стали разводить огонь, как вся пещера вдруг залилась необыкновенным светом. Оглянулись охотники и видят – стоит у входа прекрасная девушка в осетинском костюме (разгёмтты). И говорит им: «Не пугайтесь, я ваша небесная сестра Гурмехан. Меня унес Лагты дзуар себе в жены. Со мной все хорошо, не беспокойтесь за меня. А сейчас я принесла вам эту чашу с пивом. Храните ее, по ней вы сможете узнавать свое будущее. Если год будет удачным – пиво будет спокойным. Если будут вас ожидать невзгоды пиво начнет пениться. На всех праздниках, после тоста и молитвы Лагты дзуару, вы должны будете обратиться с просьбой и молитвой ко мне, приготовив в мою честь 5 пирожков с сыром (хъабынта), опущенных в молоко. Я всегда буду помогать вам. А сейчас я пришла предупредить вас, что это гиблое место и вам надо перебраться в другое место. («Ай ёнамонд бынат у»). Сказав это, девушка исчезла. Потрясенные мужчины тут же засобирались и пошли искать другое место ночлега. А утром они увидели, что ночью прошла лавина и погребла под собой ту пещеру.
Прошло несколько столетий, от тех братьев образовались фамилии Темираевых, Казаховых, Дзанкисовых. Они и по сегодняшний день чтут свою небесную сестру, ежегодно делают кувд в ее честь, возле башни, которую построили недалеко от того места, откуда девушка исчезла. А Гурмехан всегда им помогала. Есть много случаев ее явления своим братьям во время Великой Отечественной войны, когда из многих ушедших на фронт Темираевых, погиб только один. Сохранились предания о ее помощи в Русско-Турецкую войну, во время революции и т.д.
Приведенные легенды и необыкновенные истории – это только малая часть удивительно богатого наследия осетинского народа. Но и они являются неоспоримыми доказательствами того, что древняя земля Иристона таит в себе еще много великих тайн и загадок. А у наших, чрезвычайно высоко развитых духовно, нравственно чистых и благородных предков некогда существовала неразрывная и священная связь с Высшими силами. И это должно быть источником неиссякаемого вдохновения для их потомков, стремящихся не только разгадать завещанные ими тайны, но, прежде всего, пытаться быть достойными их великой памяти.
Алина ТУАЕВА, поэт, Член Союза журналистов России.
|