поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Этнорелигиозная принадлежность, как фактор репродуктивного поведения населения
Автор: 00mN1ck / 29 января 2010 / Категория: Авторские статьи
Н.Г. Каберты
к.э.н. снс СОИГСИ

Этнорелигиозная принадлежность, как фактор репродуктивного поведения населенияОбщеизвестно, что научное изучение демографических процессов, влияющих на них факторов, активизируется в период ухудшения демографической обстановки. Именно таким промежутком времени является постсоветский период для России и многих ее регионов.

Начиная с 1992 года, в России умирает больше людей, чем рождается (происходит депопуляция населения). С этого периода до начало 2007 года в стране смертность превысила рождаемость почти на 12 млн. человек.

Депопуляция населения происходит в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации.

Наша республика до 2006 года входила в число тех регионов, где уровень смертности превышал уровень рождаемости.

Депопуляция населения в Северной Осетии началась в 1996 году. В этом году численность умерших в республике превышала численность родившихся на 471 человек, а в 2000 году уже – на 1400 человек. В дальнейшем происходит некоторое улучшение ситуации, и в 2005 году смертность превысила рождаемость уже на 700 чел. Процесс депопуляции сложился как за счет снижения рождаемости, так и за счет повышения смертности. Еще в середине 80 - ых годов прошлого века в республике были зафиксированы прогрессивные показатели естественного движения населения. Например, в 1986 году в Северной Осетии родилось 12,1 тыс. чел., умерло 5,8 - естественный прирост составил 6,3 тыс. чел. К 2005 году число родившихся уменьшилось на 7,9 тыс., число умерших возросло до 8,7 тыс. чел., а естественный прирост превратился в естественную убыль в размере (-) 0,8 тыс. человек.

Еще нагляднее просматривается ухудшение демографической ситуации с помощью сравнения коэффициентов естественного движения. В 1986 году коэффициент рождаемости в расчете на 1000 человек населения (промилле) составил 19,6 промилле, смертности – 9,4 промилле, естественного прироста -10,2 промилле. В 2005 году эти же коэффициенты составили: рождаемости – 11,2 промилле, смертности – 12,3 и естественной убыли – (-) 1,1 промилле.

Соответствующие статистические данные свидетельствуют, что основные показатели естественного движения почти одинаковыми темпами ухудшались в городском и сельском населении, а также в административных районах республики.

Сначала возникновения депопуляционного процесса, т. е. с 1996 по 2005 годы в маленькой Осетии умерло на 8,1 тыс. человек больше, чем родилось.

В 2006 году, впервые за последние 12 лет, в республике было зафиксировано увеличение числа родившихся, уменьшение смертности и в результате естественный прирост населения. В этом году рождаемость составила 12,0 промилле, смертность – 11,5 а естественный прирост 0,5 промилле. Такой незначительный прирост не может способствовать росту численности населения, поскольку с 2002 года из республики уезжает значительно больше людей, чем приезжает. Следовательно, постоянное население республики в последние годы уменьшается довольно быстро.

Положительное изменение показателей естественного движения в прошлом году в средствах массовой информации и в выступлениях чиновников разного уровня преподносится как результат активной демографической политики в республике. Это необоснованный вывод. Во - первых, для окончательного заключения необходим подробный анализ всех факторов и причин влияющих на процессы естественного движения, что не делается в республике. Во-вторых, в демографии не оправдано делать серьезные выводы на основе анализа короткого периода.

Для установления закономерности или случайности такого позитивного изменения серьезному и постоянному анализу должны подлежать все демографические процессы (рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграция) и влияющие на них факторы.

Характер и интенсивность воспроизводства населения главным образом зависит от уровня рождаемости. Поэтому более тщательному анализу подлежит именно рождаемость – результат репродуктивного поведения населения.

Репродуктивное поведение – система действий, отношений и психических состояний личности, связанные с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака[1].

Как и всякое другое поведение, репродуктивное поведение представляет собой целостную по своим физическим и психическим компонентам реакцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не только из внешне проявленных действий, но и внутренних, активных, но вместе не проявляемых психических актов и состояний. Внешними стимулами поведения являются социальные ценности и нормы, внутренними - потребности.

Репродуктивное поведение основывается на репродуктивные установки.

Репродуктивная установка, психологический регулятор поведения, предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий, обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей [2].

Основными индикаторами репродуктивных установок служит три основных показателя: идеальное, желанное и ожидаемое число детей.

Идеальное число детей чаще всего устанавливается с помощью вопроса – "Сколько лучше всего вообще иметь детей в семье?» С помощью ответов на этот вопрос выясняется представление о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей семье.

Желанное число детей определяется вопросом "Сколько всего детей хотели бы иметь?" В данном случае устанавливается то число детей, которое респондент хотел бы иметь в своей семье, если бы ничто не мешало осуществить свое желание.

Для определения ожидаемого количества детей респондентам задается вопрос – "Сколько всего детей собираетесь иметь, включая уже имеющихся?" Такой вопрос имеет целью определить репродуктивные намерения и репродуктивные ожидания респондентов, зависящие от многих конкретных обстоятельств их жизни. Этот показатель имеет наибольшее, по сравнению с двумя предыдущими, практическое значение для прогнозирования тенденций рождаемости. Вероятно, поэтому он чаще других включается в программы обследований рождаемости.

Само собой подразумевается, что чем больше расхождение между желаемым и ожидаемым численностями рождения, тем недовольнее респондент материальным положением своей семьи, социальной ситуацией, своим здоровьем, психологическим положением в своей семье и т.д.

Именно разница между ожидаемым и желаемым числом детей может служить ориентиром для демографической политики.

Во время микропереписи населения в России 1994 г., женщинам в возрасте 18-44 лет были заданы два выше отмеченных вопроса об ожидаемой и желаемой численности детей!

В Северной Осетии на 1000 опрошенных женщин вышеуказанного возраста среднее желаемое число детей составило 2667 чел., а среднее ожидаемое число 2255 чел. Разница между этими показателями составляет 412 человек [3].

Это довольно большой резерв увеличения рождаемости и важный объект воздействия, как конкретной демографической, так и всей социально экономической политики Северной Осетии.

Разница между желаемой и ожидаемой численностью детей сильно дифференцирована по городскому и сельскому населению, по возрастным группам, по образовательному уровню, по социальным группам, по национальностям и т.д.

Материалы микропереписи показали, что как в России, так и в Северной Осетии, желаемая и ожидаемая численность детей значительно выше среди женщин тех национальностей, которые исповедуют ислам или буддизм.

Соответствующие научные разработки и наблюдения свидетельствуют, что на рождаемость оказывает влияние многочисленные демографические и социально-экономические факторы: число женщин в фертильном возрасте и их возрастная структура; число заключенных браков и возрастная структура новобрачных; продолжительность брака и количество уже имеющихся детей в семье; повозрастная плодовитость женщин; уровень образования родителей; уровень занятости женщин; урбанизированность региона; уровень доходов в семье; обеспеченность жильем; развитие сферы услуг; общий уровень безработицы населения; интенсивность направления и состав миграционных потоков; развитие медицины и состояние здравоохранения; национальные традиции; религиозная принадлежность и т. д.

С помощью статистических и социологических методов многие из этих факторов изучаются довольно часто и подробно. Некоторые же из них, такие как национальные традиции и религиозная принадлежность, нами исследуются реже. Особенно это касается последнего фактора.

В раннеклассовых формациях религия, как господствовавшая в то время форма идеологии, оказывала огромное влияние на все стороны жизни людей, в том числе и на их демографическое поведение. Позиции разных религий в отношении деторождения были далеко не идентичны, и это сыграло немаловажную роль в демографическом развитии отдельных стран, регионов и народов. Она признается одним из сильно влияющих на рождаемость факторов и на сегодняшний день.

Древнейшая из мировых религии – буддизм не обнаруживает четкого отношения к репродуктивности, его догмы частью ограничивают, частью поощряют ее. Отрицая земные интересы, изображая жизнь как зло и непрерывную цепь страданий, призывая единственным путем к спасению, самоограничение и внутреннее самоусовершенствование, буддизм ни одной из своих догм не связывает достижение вечного блаженства в потустороннем мире с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако (и в этом одна из противоречивых сторон буддизма) введенная им идея бесчисленного ряда перерождений, пока душа не достигнет высшего блаженства-нирваны, в сущности, призывает к деторождению, так как, по мнению буддистов, дух может проникнуть в свою новую телесную оболочку лишь во время зачатия. При изучении причин высокой рождаемости в странах, население которых исповедует буддизм, в частности Шри-Ланке, было установлено, что буддистские священники поддерживают старые обычаи, в том числе традиции ранних браков, и считают употребление каких-либо мер ограничения рождаемости равноценным убийству живых существ, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующее положение мужчины в семье, буддизм также противодействует распространению контроля рождаемости, в котором заинтересованы, прежде всего, женщины.

По сравнению с буддизмом, индуизм является более «заземленной» религией. Он призывает к ранним и всеобщим бракам, а также к деторождению, в первую очередь к рождению сыновей. Священный долг мужчины перед предками может быть оплачен только рождением сына, этим же самым мужчина исполняет свои обязанности перед кастой, заинтересованной в увеличении числа членов, и одновременно обеспечивает для себя возможность дальнейших перерождений, так как только сын должен произвести над умершим определенный обряд, освобождающий душу покойного от прежней земной оболочки. Показательно, что среди членов высшей касты – брахманов - родители невесты по традиции благословляют ее фразой: «Будь матерью восьми сыновей». В индуизме, как и в буддизме, контроль рождаемости прямо не запрещен (очевидно, во время формирования основных его догм он не имел заметного распространения), однако отношение к нему явно неодобрительное, так как он может нарушить цикл перерождений души; немаловажным препятствием для его распространения является и приниженное по индуизму положение женщины в семье.

Ислам в еще большей степени, чем индуизм, создает предпосылки для высокой репродуктивности; одним из священных предписаний его является укрепление сил приверженцев Аллаха в борьбе за «истинную» веру против иноверцев. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха бездетность жены - важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять вторую жену. Традиционных ограничений брачно-половых отношений у мусульман значительно меньше, чем у индуистов. Многодетные матери, несмотря на общее приниженное положение женщин, пользуются в мусульманских деревнях почетом и уважением окружающих. Традиции многодетности среди мусульман подкрепляются верой в то, что Аллах сам позаботится о детях, которые пришли в этот мир по его воле, и обеспечит их пищей. Аборты (особенно после того, как плод уже начал двигаться) строго запрещены одной из священных заповедей: «Не умертвляйте детей ваших из-за страха бедности».

Христианство значительно отошло от прямого завета Библии «Плодитесь и множьтесь» и подобно буддизму не высказывает четкого отношения к деторождению. Евангелие подчеркивает главным образом духовный характер связи супругов. В некоторых христианских сектах стремление к безбрачию и умерщвлению плоти, как средству служения богу, приняло изуверские формы (хлысты, скопцы и т.д.). Положительное влияние христианства на репродуктивность обусловлено в основном его негативным отношением к контролю рождаемости. В течение многих столетий христианские церкви считали ограничение семьи недопустимым, полагая первой целью половых отношений в браке - рождение детей. Изменение этой позиции наметилось лишь в конце ХIХ- начало ХХ в. [4]. От атеистической пропаганды в Советском Союзе христианство наиболее пострадавшая религия. В результате сильно уменьшилось ее влияние на репродуктивное поведение населения.

Дифференцировать национальные традиции и религиозную принадлежность часто не удается, поскольку представители одной этнической группы, как правило, принадлежат одной религии. По этому чаще всего этнорелигиозная принадлежность рассматривается как единый фактор.

Большая степень этнорелигиозной принадлежности на репродуктивное поведение населения подтверждается не только с помощью социологических исследований, но и на основе анализа соответствующих статистических материалов. Статистические данные свидетельствуют, что с начала наступления процесса депопуляции в России, довольно прогрессивные показатели естественного движения сохранялись в 10-12 субъектах Федерации. По состоянию 2006 года из 89 субъектов Российской Федерации, естественный прирост населения разной степени зафиксирован в 18. (см. таблицу). В остальных 71 регионе смертность превышает рождаемость.


Показатели естественного движения населения в 2006году (на 1000 чел. населения).
Этнорелигиозная принадлежность, как фактор репродуктивного поведения населения

С одной стороны, увеличение числа регионов с естественным приростом является результатом положительных сдвигов в демографической политике России. С другой стороны, даже невооруженным глазом видно, что превышение рождаемости над смертностью фиксируется в тех регионах, где основная часть населения проповедует ислам, буддизм или же высоким удельным весом представлены этнические группы, основной религией которых являются буддизм и ислам.

Действие фактора религиозной принадлежности в репродуктивном поведении населения четко прослеживается и в Северной Осетии. Анализ показателей между переписями населения 1989 и 2002 годов свидетельствует, что в Северной Осетии интенсивным естественным приростом характеризовались азербайджанцы, кумыки, чеченцы, ингуши, народы Дагестана, т.е. этносы, проповедующие ислам. Смертность превышала рождаемость в разной степени среди осетин, русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, евреев и т.д.

В пользу интенсивного действия фактора этнорелигиозной принадлежности в репродуктивном поведении населения говорит еще один факт, а именно, в Северной Осетии резко ухудшились показатели естественного движения населения после известных событий в республике осенью 1992 год, когда из республики выбыло основная часть ингушей. Например, в 1991 году естественное движение в республике характеризовалось следующими показателями: рождаемость-16,4 промилле, смертность-10,0 и естественный прирост-6,4 промилле. Эти же показатели в 1993 году выглядели следующим образом: рождаемость-12,7 промилле, смертность-12,1 и естественный прирост-0,6 промилле. Резкое ухудшение отмеченных показателей, воспроизводство населения в результате выбытия ингушей на лицо.

Как уже было отмечено, в прошлом году впервые за последние 12 лет, в Северной Осетии зафиксирован естественный прирост населения. Есть все основания предполагать, что главным образом это результат возвращения ингушских беженцев, хотя нет соответствующих статистических материалов для подтверждения сказанного.

Дело в том, что с 2001 года в России начали выдавать паспорта нового образца, где не указывается национальность владельца. Многие статистические отчетности о демографических процессах заполняются именно на основе паспортных данных, что противоречит рекомендациям ООН в этой сфере. Особенно интенсивно менялись паспорта с 2002 года. Можно сказать, что с этого периода в России почти не существует статистическая база для изучения демографических процессов в этническом разрезе. Это большой недостаток этнодемографической статистики, без которой невозможны серьезные научные исследования.

Фактор религиозной принадлежности в репродуктивном поведении населения действует и внутри отдельной этнической группы. Хорошим примером является в данном случае уровень и динамика рождаемости среди аджарцев. Они являются этническими грузинами, но их основная часть проповедует ислам. Коэффициент рождаемости среди аджарцев традиционно на 20-25% выше, чем в целом по Грузии.

Определить степень влияния фактора религиозной принадлежности внутри осетин практически невозможно. Во-первых, не существует четкой дифференциации осетин по религиозной принадлежности, во-вторых, отсутствуют соответствующие социологические исследования. В 2005 году с целью изучения репродуктивного поведения женщин в Осетии нами было проведено социологическое исследование. В анкете присутствовал вопрос о религиозной принадлежности респондентов. Однако среди 150 опрошенных женщин мусульманками оказались шестеро. Естественно, на основе ответов шести респондентов невозможно сделать научно обоснованные выводы. Вместе с тем надо отметить, что среди осетин-мусульманок число желаемых и ожидаемых детей было значительно больше, чем среди других осетинок.

Этнорелигиозная принадлежность, как фактор репродуктивного поведения населения, требует постоянного и подробного научного исследования с целью разработки эффективных мер управления демографической ситуацией в регионе.

Примечания:

1. Борисов В.А. Демография. М.: 2001, стр. 175.

2. Энциклопедический словарь. Под. Ред. Г. Г. Меликъяна. М.: 1994. С.383.

3. Каберты Н.Г. Естественное движение населения Северной Осетии (1979-1996 гг.). Владикавказ, 1998, стр. 75.

4. Козлов В. И. Этническая демография. М.: «Статистика»1977. Сс.121 – 122.

Источник:
Духовная культура осетин и современность: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Материалы республиканской научно-практической конференции. Материалы республиканской научно-практической конференции. Владикавказ 2009; 226 стр.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru