Гаирбек Салбиев В древних сказаниях у многих народов, так же как и в Нартском эпосе, рассказывается примерно один и тот же сюжет, о том, как герою, для того чтобы достичь своей цели необходимо пройти между двух гор, которые бьются друг об друга. Всегда у этого героя находится помощник, который подсказывает ему как это сделать, и он, соответственно, преодолевает эту преграду.
Также в Нартском эпосе часто упоминается – хаттиагский язык, который, по мнению некоторых учёных, вышел из употребления. Не смотря на это, Славий Джанаев (реставратор осетинских святилищ, автор книги «Три слезы бога») убеждён в том, что этот язык жив и представляет собой иносказание.
Опыт и знания наших древних предков помогают нам увидеть сегодня удивительные аналогии. Одна из них это непростая ситуация выходцев и жителей Казбегского р-на.
Коренные жители и выходцы Казбегского р-на это осетины и те, кто по всевозможным историческим обстоятельствам стали называть себя грузинами. На мой взгляд, именно они и являются тем героем сказаний, которому нужно пройти между двумя бьющимися горами. Не трудно догадаться, кто в этом случае подразумевается под столкновением двух гор.
Хотя конечно называть «горой» относительно недавно образованное государство Грузия рядом с Россией не совсем удачное сравнение, но тут надо принимать во внимание и все поддерживающие её антироссийские силы. Ведь при этом амбиции и самовлюблённость сегодняшнего Тбилисского режима взлетает выше всяких гор.
С первых дней образования границы между РФ и Грузией до сегодняшнего дня порядок проезда в свои дома через погранично- пропускной пункт В. Ларс ежегодно ужесточался. Кроме проезда веками по этой дороге жителями Казбегского р-на производился перегон личного скота в предгорные территории на зимнее время. Также изначально перегон производился без особых проблем, но как говорится – «чем дальше в лес, тем больше дров».
Последний раз при перегоне скота в конце октября 2005 года пришлось заплатить в таможенные органы девяносто семь тысяч руб. (таможенную квитанцию сохранили). До этого таких требований не было (ни деклараций, ни платежей). В дальнейшем, как известно в связи с ремонтом пропускных пунктов проезд был полностью закрыт. Это, возможно, вынужденное или необходимое действие нанесло немалый ущерб тем, чьи дома остались в другом государстве, куда попасть им очень сложно или практически невозможно.
Так же как и тысячи лет назад, так же как и сегодня в любом населённом пункте, люди производят обычно какой-то продукт для личного потребления и, кроме того, получают излишки для обмена или продажи. Всё вроде просто и понятно, соответственно и Казбегский район жил также и сбыт своих излишков для них был наиболее естественным и нормальным здесь во Владикавказе.
Мы еще помним (это было пока не так давно), что целый этаж на Центральном рынке был забит Кобинским сыром (кто всех жителей Казбегского р-на научил его делать – ни для кого не секрет). Ещё один интересный пример, что в Казбегском р-не было много теплиц, в которых выращивали огурцы и также продавали их здесь во Владикавказе.
Теплиц давно нет, так как Тбилиси выдав компенсации их владельцам в размере около 50 000 рублей (в пересчёте на рубли) запретил этот вид деятельности, для того чтобы ещё больше разрушить экономические связи между Осетией и Казбегским р-ном. От тех денег давно ничего не осталось, но вместе с ними потеряли люди и доходы, которыми они могли хоть как-то обеспечивать свои семьи.
Много примеров можно привести того, что Осетия и Казбегский р-н жили практически как одна экономическая единица. И всё это не потому, что так хотят политики или законодатели, а потому что это людям удобно и выгодно, потому что это естественно из-за географических и климатических условий.
Около двадцати лет с помощью границы два государства пытаются разъединить дома, семьи, просто людей, но скорее Терек потечёт обратно, чем что-то получиться у авторов этой границы. Единственное чего можно добиться – это того, что со временем Казбегский р-н превратиться в какую-то «мёртвую зону». С каждым годом численность оставшегося там населения уменьшается и это естественно, ведь тот уклад, те традиции, условия жизни, которые складывались веками, поломать за один день «великим стратегам и мыслителям» было проще простого, но создать что-то новое и полезное для тех же людей оказалось намного сложнее.
Проще всего не видеть их или делать вид, что ничего не знают об их правах или точнее бесправии. Удивляет то, что видят и слышат «саакашистов» некто, вроде тбилисского «клуба экспертов», которые настаивают на том, что осетины случайно, как временные гости, появились (для выпаса личного скота) в Казбегском р-не и никакого отношения к нему не имеют.
Интересно, что эту чепуху говорит некто Гоги Майсурадзе – член в.у. клуба. Интересно для меня то, что сам я родился в Казбегском р-не, при этом не могу сказать, что я знаю всех и всё в этом р-не, но то, что там проживает немало семей Майсурадзе, знаю точно. Более того, у одной из этих семей бабушка была осетинка – Салбиева. Она родила им семь сыновей, и когда мне приходилось встречать кого-то из её внуков они всегда с большим почтением и гордостью говорили мне о том, что они наши племянники.
Так вот, дорогой Гоги, пообщайтесь сначала с жителями Казбегского р-на, особенно с вашей фамилией, тогда, я надеюсь, перестанете рассказывать всякие глупости об осетинах. Ещё хочу вам сказать то, что если вы действительно что-то знаете о Казбегском р-не, то должны знать о том что, также как и в других высокогорных районах, жить там можно только занимаясь скотоводством, которое с древних времён свойственно осетинам и их предкам.
Что касается грузин, то, по-моему, им больше присуще земледелие, которое в горных условиях если и было, то в очень небольших количествах. Для того чтобы знать это, не надо быть учённым или притворяться им.
К сожалению, приходиться встречать абсурдные высказывания всевозможных «экспертов» о том, что осетины жили, живут и могут жить только там, где им – «экспертам» хочется. При этом вспоминается высказывание Васо Абаева – почётного члена отечественных и зарубежных Академий наук и обществ – в статье о Южной Осетии. «Так же, как Гитлер утверждал, что нет никакой Австрии, а есть германская земля «Остмарк», Садам Хусейн утверждал «Нет никакого Кувейта, есть 12-ая провинция Ирака», Гамсахурдиа врывается в Южную Осетию и объявляет: «Никакой Южной Осетии не существует, есть грузинская земля «Самачабло».» И продолжить его мысль: так же сегодняшние «эксперты» утверждают, что осетины жили в Казбегском р-не, потому что им разрешила это Грузия.
Кстати, Васо Абаев родился 1900 году в с. Коб, Душетского уезда, Тифлисской губернии, Российской Империи, и для этого его родители не спрашивали разрешения за перевалом в Тбилиси. Не удивляет то, что тот же Гоги Майсурадзе, желая удивить своих читателей своими историческими знаниями о путешествии Татищева в 1604 году в Иверию, не говорит о том, что Татищев останавливался на ночь в осетинском селе Джимара, осетинского Труссовского ущелья, в доме осетина Берёзова. Видимо, он поэтому не указывает источник своих знаний, в отличие от меня. Всё это можно проверить (С.А.Белокуров «Сношение России с Кавказом» стр.454-457 изд. г. Москва 1889г.).
Ещё один «саакашист», который привлёк моё внимание это Роланд Топчишвили. На слух эта фамилия воспринимается, для каждого кто знает осетинский язык, как что-то знакомое. Знакомое, так как явно она состоит из трёх частей. Это Топ-чи-швили. Первая – «топ» у осетин означает огнестрельное оружие. Вторая – «чи», это что-то вроде имеющий или владеющий. По примеру картоф- чин – пироги с картошкой. В общем, Топчин – можно перевести с осетинского как оруженосец или оружейник.
Ну, а что касается – «швили», так мне в советские времена не раз приходилось встречать советские паспорта, где в графе национальность писали осетин, а фамилия заканчивалась на – швили. Например, у Салбишвили, Бедошвили, Елошвили. При этом они утверждали, что окончание фамилии означает по-осетински «сываллон» (на иронском диалекте произносится «шываллон»), что переводиться как «ребёнок», и ничего грузинского в этом окончании нет.
Я, кстати, на этом не настаиваю, просто констатирую известный мне факт, а дальше пусть каждый как хочет, так и понимает. Да и вообще, бог с ним, какая разница есть в его фамилии осетинские «мотивы» или нет. Суть в том что, знакомясь с его антироссийским творчеством, видишь очередного мутанта. Мутанта, который тенденциозно подтасовывает разные исторические события со ссылкой на известных и малоизвестных учёных. Этим он, оскорбляет как историю российских и других народов, так и имена учёных, на которых он ссылается.
Для таких, как Роланд Топчишвили, существует только та история, которая ласкает их слух. Всё остальное они отказываются признавать. Именно такие, как он и являются идеологами осетино-ингушского конфликта и трагедии Беслана 2004-го года. Именно его единомышленники оскорбляют память о достойных участниках Великой Отечественной войны, прежде всего грузинской национальности.
Начиналось всё с того что в начале 90-х с груди уже пожилых ветеранов срывали ордена и медали, а теперь разрушают памятники участникам ВОВ, боровшихся с фашизмом. Установили в Голландии памятник грузинскому батальону СС, возлагают цветы всем соратникам германского рейха в Прибалтике на Украине.
В Казбегском р-не между административным центром и осетинским с.Коб по над дорогой также стоит памятник героям войны. На памятнике выбиты фамилии всех не вернувшихся с войны и осетин, и грузин. Мир, за который они отдали свои жизни, оказался не нужен сегодняшним лидерам Грузии и их единомышленникам, которых, к сожалению, с каждым годом всё больше и больше. И для этого без устали трудятся Гоги Майсурадзе, Роланд Топчишвили и другие.
В отличие от Топчишвили, я могу рассказать о том, как жили и осетины, и ингуши без всяких ссылок на академиков и историков. Мои академики – это мои деды и прадеды, от которых я знаю, причём, и со стороны отца, и со стороны его матери (моей бабушки) Туаевой о том, что почти в каждом поколении и Салбиевых, и Туаевых у многих были побратимы (по обычаям горцев) ингуши. У ингушей и осетин того времени не было конфликтов разжигаемых извне. Они прекрасно знали, кто на чьей земле и в чьём доме живёт, и претензий у них друг к другу не было.
Весь этот негатив, который не выдуман мной и подтверждён конкретными фактами, поражает больше всего то поколение, которое ещё знает ту цветущую Советскую Грузию очевидцами, которой они были совсем недавно. Я вовсе не пытаюсь идеализировать советский строй или сегодняшнюю Россию. Много и там и здесь достоинств и недостатков, но вопрос в данном случае о свободе перемещения, которая потеряна нами с потерей советского строя.
Говорить о том, что больше свободы перемещения в страны Европы, Америки и т.д. – обман. Ведь на самом деле не очень много граждан могут себе это позволить по финансовым соображениям. Что же касается свободы перемещения осетин, которые, как известно, коренные жители как Северной, так и Южной Осетии, а также Казбегского района (оказавшихся в разных государствах), то этот вопрос требует решения именно сегодня.
При этом принимать во внимание сообщения грузинской стороны о том, что в Казбегском районе проживает всего 60 человек осетинской национальности, нельзя. Во-первых, это те 60 человек, которые согласились до августа 2008 года получить грузинские паспорта, и из них 42 человека сегодня находятся в Северной и Южной Осетии. Кроме того, нужно учитывать мнение и желание тысяч тех осетин, которые в своё время отказались признавать осетинские сёла Казбегского р-на частью Грузии и получили российские паспорта.
Всего, как известно, в Казбегском р-не было более 30 осетинских сёл и более 60 фамилий в этих сёлах. Больших фамилий среди них не больше 10-ти. Это Абаевы, Берёзовы, Гадиевы, Дзантиевы, Касаевы, Кокаевы, Калаговы, Рубаевы, Туаевы, Цаболовы. Наиболее активную позицию в работе организации «Дарьял» принимает и в количественном, и в качественном состоянии фамилия Туаевых.
Я уверен в том, что если сегодня этот вопрос не вынести на обсуждение в переговорный процесс между Россией и Грузией при участии Швейцарии, то в последующем его никто не будет обсуждать, да и не для кого будет. Всё это как раз то, что нужно, таким как Гоги Майсурадзе, Роланд Топчишвили и их соратникам «саакашистам». Согласие, к которому пришли сегодня переговаривающиеся стороны, это возможность проезда для транзитного тр-та и для граждан Грузии(визовый режим). Такое развитие событий, на мой взгляд, вполне устроит моих оппонентов. Ведь и бюджету Грузии хорошо, и осетин не попадёт в свой дом на своей земле.
Для того, чтобы наши требования не остались без внимания всех заинтересованных сторон, мной разослано обращение (которое принято на собрании общ. организации. «Дарьял» и публиковалось в СМИ ) в МИД России, а также посольствам Армении, Ирана и Турции в Москве.
Считаю необходимым пояснением к нашим требованиям то, что Организация «Дарьял» не ставит конечной целью своей работы - присоединение Казбегского р-на к Южной Осетии, а так же митинги и перекрытие Воено-Грузинской дороги. Мы прекрасно понимаем то, что это крайние меры, но в виду того, что ни одна сторона не хочет видеть весь комплекс проблем рядовых граждан приграничной зоны, вынуждены таким путём привлечь к себе внимание.
Хватит обманывать нас надеждами на то что когда-то в будущем возможно и для нас создадут какую-то правовую основу которая будет защищать интересы как граждан Казбегского р-на так и Северной Осетии, которые всегда жили как одна семья. Наша цель не разрушать, а быть инициаторами восстановления и дружеских и родственных и экономических связей. Не надо обманывать и себя и нас тем, что об этом надо было говорить вчера или позавчера. Это нужно делать сегодня и сейчас, так как в противном случае события могут получить ещё более сложное и то крайнее развитие, которого опасаются многие.
Кроме того, беспочвенными являются обвинения в наш адрес о подстрекательстве и сотрудничестве с какими-то спецслужбами. Ведь мало кто сомневается в том, что если бы хоть какие-то службы России (даже сантехнические) поставили перед собой цель о переносе границы, то этот вопрос был бы давно решён. |