ПАТОЛОГИЯ НАЦИОНАЛИЗМА
Существует национальное достоинство и национальная исключительность. Между ними нет ничего общего. Национальное достоинство - одно из проявлений человеческого достоинства. Национальное достоинство - это уважение к себе, но также уважение к представителю любой другой национальности, если тот - не негодяй и преступник. Национальное достоинство исключает всякую агрессивность в отношении других наций. Идея национальной исключительности - чисто фашистская идея. Она не несет в себе ничего позитивного, ничего созидательного. Она только рождает вражду и отчуждение между народами и, в конечном счете, ведет к саморазрушению. К сожалению, прежде чем саморазрушиться, она может принести много зла своему и другим народам. «Германия выше всего!» - вопили бравые молодцы из «Гитлер-югенд» и опустошили всю Европу. «Япония выше всего!» - вторили им самураи и прошли огнем и мечом всю восточную Азию. «Евреи - избранный Богом народ» - орут сионисты и рвутся к владычеству над всем миром. «Нет на свете народа, более одаренного, чем русский народ» - надрывается в микрофон один из представителей общества «Память». «Изгнать всех нефранцузов из Франции» - требует французский неофашист Ле Пэн. Националистический психоз поражает не только большие, но и малые народы, точнее определенные слои этих народов. Эти «патриоты» раздуваются изо всех сил, чтобы казаться крупнее и значительнее. Приписывают себе глубочайшую древность, блистательную историю и, разумеется, расовое превосходство над всеми другими народами. Политические пигмеи вырастают в собственных глазах в политических гигантов. Фюреры уездного масштаба лезут из кожи, чтобы выглядеть фюрерами международного класса. Со своих карликовых позиций пытаются говорить языком великодержавной империи. «Самое интересное начинается, когда берутся доказывать «права нации на территорию», забывая, что вся история человечества - беспрерывная череда переселений, слияний, разделений народов, что нет в мире этноса, образование которого не было бы результатом различного рода миграций и ассимиляций. (А. Осипов, «Свободное слово», 25 июля 1989 год). «Это - наша земля!» - вопят уездные геополитики и пытаются наложить руки на территорию народа, уже много столетий живущего на ней, только потому, что этот народ малочисленнее, то есть действуют по закону джунглей. Если смотреть издалека, все это производит комическое впечатление. Но смеяться тут не приходится. Речь идет о психических больных, поведение которых непредсказуемо, невменяемо и неуправляемо. Их нельзя также жалеть как больных. Их приходится остерегаться, потому что они исполнены злобы и агрессивности. Агрессивности против тех, кто слабее их, против соседей, против национальных меньшинств. Они склонны унижать их достоинство, пытаются лишить их права на гражданскую и культурную самостоятельность, навязать им свой язык, не чуждаясь при этом методов террора и насилия. «Патриотический» дебош - основная форма их самовыражения. Так они и живут: от дебоша к дебошу. Как и когда возник патологический синдром национализма? Чтобы ответить на этот вопрос надо заглянуть в далекие глубины истории человечества. Древнейшим человеческим группам (стадам, ордам, племенам) приходилось вести постоянную борьбу не только с природой, но и с другими группами за право на место под солн¬цем. И тут возникла потребность в идеологическом самоутвержде¬нии, в устойчивой вере в собственное превосходство над другими группами. Эта потребность получила разнообразное выражение в языке, легендах, мифах. Народ чукчей сам называет себя «луоравет-ланы», а это значит «настоящие люди». Стало быть все другие - не «настоящие». Именно на уровне этого первобытного мышления стоят современные фашиствующие националисты. Это - их способ «самоутверждения, то есть активного раскрытия своей личности и своих способностей присуща каждому человеку и является перво¬степенным фактором прогресса. Одни самоутверждаются в труде (рабочие, крестьяне), другие в творчестве (ученые, писатели, музыканты, художники), третьи в делании добра людям. Но есть люди, которые ни к чему этому не способны. Вот они-то самоутверждаются через «патриотизм» своей профессии, потому что никакой другой общественно полезной профессией они не овладели. В определенной, достаточно отсталой среде профессия «патриота» позволяет им привлечь к себе внимание и сделать карьеру. Поэтому им вполне подходит кличка «национал - карьеристы» («Правда» от 11 августа 1989 года). Здесь уместно вспомнить слова С. Джонсона: «Шовинизм - последнее прибежище негодяев». Уди¬вительно точно сказано. Потребуется одно дополнение. Нельзя считать негодяями всю массу, охваченную националистическим психозом. Надо отличать «вожаков» от рядовых «патриотов». Откуда вербуются эти последние? Из всякого рода неудачников, которые оказались неспособными проявить себя ни в труде, ни в добре, ни в творчестве. У них отсутствует та часть серого вещества мозга, в которой заложена способность служить разумному, доброму, вечному. И для них «патриотизм» - единственный доступный и самый дешевый способ самоутверждения. Поэтому тезис С. Джонсона следует дополнить: «шовинизм - последнее прибежище неудачников». Разумеется, нация не может состоять сплошь из негодяев и неудачников. Они составляют лишь прослойку. Им противостоят с одной стороны интеллектуалы высшего класса. Им чужда и про¬тивна всякая национальная исключительность. Они самоутвержда¬ются в творчестве, в обогащении народа духовными ценностями, а не в националистической трескотне. Национализм чужд также так называемому простому народу, крестьянам и рабочим. Они утверждают себя в труде, в создании материальных ценностей, а не в том, чтобы разжигать в себе злобу и ненависть к другим народам. Но между этими двумя ценнейшими составными частями нации, высокими интеллектуалами, с одной стороны, и крестьянами и рабочими, с другой, залегает слой полуинтеллигенции, неспособной к полноценному творчеству ни в духовной, ни в материальной сфере, и потому самоутверждающей себя в «патриотизме». Вот из этой-то неуравновешенной среды вербуется армия негодяев и неудачников, отравляющих отношения между народами. Бывает и так, что в националистический психоз вовлекается на время вся или почти вся нация. Возникают массовые проявления истерии, маниакальных состояний (мания величия, мания преследования). Этот феномен описан в книге профессора Бехтерева «Коллективная рефлексология». Период «перестройки», как это ни парадоксально, оказался благоприятным для таких массовых психопатических состояний. Академик Т. Заславская пишет: «Расширение гласности, прав и свобод человека, породило не только демократические, но и шови¬нистические, националистические, антисоциалистические, даже фашистские группы. Их организаторы призывают людей к насилию и практически его совершают, нанося огромный моральный ущерб перестройке. Развитие подобных явлений подобно выпущенному из бутылки опасному джину. В их основе лежит низкий уровень политической культуры, отсутствие в стране длительных демократических традиций, недос¬таточная зрелость общественного сознания, его засоренность множеством предрассудков и догм, несформированность и некомпетентность общественного мнения, низкий уровень нравственности многих людей». Фашизм и неофашизм - типичные образцы современного на¬ционалистического невроза. Они смогли на время прорваться к власти в таких культурных странах как Италия, Германия, Испания, Португалия, Греция. Но это продолжалось недолго. Повсюду фашизм потерпел и продолжает терпеть полный крах. И сейчас четко определилась закономерность: чем культурнее страна, тем ничтожнее влияние фашистских партий. Их людоедская идеология вызывает отвращение у всех порядочных людей. В передовых демократических странах они влачат жалкое существование. Им едва удается протащить в парламент несколько депутатов. Хотелось бы, чтобы современные микроскопические гитлеры извлекали какой-нибудь урок из судьбы своих несравненно более способных предшественников на поприще националистического психоза.
Газета «Советская Осетия» 30.09.1989 г.
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ:ОСТАНОВИТЬ НАСИЛИЕ!
ОБРАЩЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЯМ НАУКИ, ИСКУССТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НАШЕЙ СТРАНЫ Мы обращаемся к той категории людей, чей интеллект спосо¬бен подняться над схваткой, чья совесть чутко реагирует на чужую боль и неподвластна сиюминутным политическим соображениям. Идеологическая поляризация нашего общества зашла настолько далеко, что мы снова оказались в плену тоталитарного мышления: достаточно так или иначе оценить какой-либо политический факт, чтобы оказаться зачисленным в сражающиеся по ту или иную сторону баррикад. Между тем мы перестаем замечать, что сознание, в котором возобладал принцип «кто не с нами, тот против нас», уже не имеет ничего общего с демократией, всякая борьба с инакомыслием, из какого бы лагеря она не исходила, принципиально антидемократична. На наш взгляд, оценка событий, происходящих в Южной Осетии, - это экзамен на демократичность мышления, поскольку в наиболее болезненном вопросе - об отношении к Союзу ССР - народ Южной Осетии занимает позицию, не соответствующую стремлениям радикальных сил. Ни для кого не секрет, что ради¬кальные силы СССР связывают будущее демократии с развалом Союза. Имеют ли они право на такой взгляд? Надо полагать, что имеют. Но не меньшим правом на существование обладает и противоположный взгляд, которого придерживается народ Южной Осетии и за который заплачено тысячами жизней в 1921 году, в ситуации, аналогичной нынешнему положению. Ориентация на Союз, в частности на союз с Россией, которому традиционно верен народ Южной Осетии. Это ставит его в оппозицию к общей политической тенденции в Закавказье. Нравится или не нравится этот факт идеологам нынешних радикальных сил, но такова историческая судьба осетинского народа, прожившего в Закавказье многие столетия, но сохранившего верность своим индоевропейским связям. Позиция народа Южной Осетии объективно обусловлена историческими и геогра¬фическими факторами, и здесь бессмысленно искать идеологическую подоплеку. В настоящее время в Южной Осетии проливают кровь невинных людей, гибнут не только мужчины, но и женщины и дети. Совершаются акты вандализма, разрушен и разграблен драматический театр. Пулеметным огнем расстрелян и обезглавлен памятник выдающемуся осетинскому поэту и художнику Коста Хетагурову, ставшему символом осетинского национального самосознания. Город Цхинвал блокирован полностью, нет ни въезда, ни выезда. Запрещен даже ввоз медикаментов. С 3 февраля республиканские власти отключили свет, отопление и водопровод. В неотапливаемом роддоме находятся 16 новорожденных. С первого же дня вве¬дения чрезвычайного положения установлена абсолютная информационная блокада. Кому, как не демократам, дано понять, к чему приводит отсутствие гласности? В Южной Осетии погибло вдвое больше людей, чем в январских событиях в Прибалтике, однако тема Южной Осетии старательно обходится центральными органами прессы всех ориентаций. Дорогие коллеги! Вас заслуженно называют совестью нации. Мы призываем вас подняться выше политических страстей и приложить все усилия для прекращения трагедии Южной Осетии. Вспомним, что история не раз доказывала пагубность слепого следования идеологическим принципам, когда каждый политический шаг не выверяется голосом сердца и разума.
В. Абаев, доктор филологических наук, В. Гаглоев, писатель, А. Азаревич, режиссер, А. Гассиев, художник, В. Габараев, кандидат технических наук, Ж. Плиева, композитор, Т. Дзудцев, режис¬сер, И. Дамбекова, журналист, А. Бестаев, режиссер, З. Хабалова, композитор, Н. Джуссойты, писатель, З. Цхурбаева, кандидат искусствоведения, А. Гуренко, художник. Газета «Известия» 13.02.1991 г. |