поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Проблема передачи идиом и безэквивалентной лексики в авторском художественном переводе
Автор: 00mN1ck / 27 июня 2012 / Категория: Авторские статьи
В статье прослеживаются пути и приемы передачи безэквивалентной лексики, фразеологизмов, паремий, афоризмов в авторском переводе по­вести Н. Г. Джусойты «Адæймаджы мæлæт» («Смерть человека») – «Возвра­щение Урузмага». Выявляются индивидуальные подходы писателя-билингва в передаче национального своеобразия оригинала.
Тайный язык воинов (Осетинский походный язык)
Автор: 00mN1ck / 12 июня 2012 / Категория: Авторские статьи
Тайный язык воинов (Осетинский походный язык)Ряд военных мероприятий, в частности набеги, несли в себе довольно много криминальных черт, имеющих следствием тот факт, что секретность становится основным фактором, обеспечивающим успех предприятия. Для достижения определенного уровня секретности в мировой военной культуре было принято с помощью нехитрых технических приемов общеупотребимый язык делать понятным лишь узкому кругу посвященных в методику словообразования. Осетинский нартовский эпос доносит до нас сведения о существовании так называемого хатиагского языка (xatiag yvzag, xatiagаw) употребляемого для секретных переговоров нартов, который может этимологизироваться как "походный язык", которым воины пользовались в набегах. Можно выделить основные черты этого языка: 1) его древность; 2) использование исключительно для секретных переговоров; 3) широта распространения; 4) простота в овладении разговорной речью, что позволяет с уверенностью идентифицировать его как аргоистический диалект осетинского языка, что в мировой культуре имеет аналоги, связанные с военной и криминальной деятельностью.
Этнокультурные параллели между Поволжьем и Балкано-Кавказским пространством (по материалам фольклорной похоронно-поминальной обрядности)
Автор: 00mN1ck / 29 апреля 2012 / Категория: Авторские статьи
В статье рассматриваются этнокультурные параллели между Поволжьем и Балкано-Кавказским ареалом. Фольклорные материалы (часть которых была собрана автором) выявляют наличие этнокультурных контактов и параллелей между болгарами, чувашами, балкарцами, осетинами / аланами и др. в ранне-и позднесредневековый периоды. Анализ компонентов похоронно-поминальной обрядности указывает на общность их происхождения и древний индоиранский и индоевропейский характер.
Нужна ли осетинам национальная идея?
Автор: 00mN1ck / 9 апреля 2012 / Категория: Общество, Авторские статьи
Если да, то кому и для чего?
И вообще, что это такое, национальная идея?

В последние годы в интернете на форумах и блогах часто обсуждается тема необходимости выработки национальной идеи. Предлагается множество вариантов построенных на политической, гражданской, религиозной и даже спортивной основе. Но предложения часто идут «от фонаря», редко в достаточной мере обосновываются, и само обсуждение обычно заканчивается одинаково – ничем. Поговорили, обменялись и разошлись. Проходит какое-то время и подобная тема выплывает на каком-то другом осетинском сайте, и всё начинается заново, только уже с обновлённым составом участников дискуссии.
Роль пиров и бардов в формировании имиджа власти в средневековых обществах Северного Кавказа
Автор: 00mN1ck / 4 марта 2012 / Категория: Авторские статьи
В статье рассматриваются два фактора (пиры и барды) в становлении авторитета власти в средневековых обществах Северного Кавказа. Торжественные совместные трапезы в конечном итоге были направлены на повышение имиджа лидера, власти, что нашло отражение и в эпосе горских народов. Застолья устраивали военные лидеры нартов: Урызмаг, Сослан и Батрадз. Престиж «управленцев» поддерживался и придворными бардами, в песнях и стихах воспевавших подвиги князей и удачливых воинов.
Стилистические приемы как средство индивидуализации персонажей в драматургии К.Л. Хетагурова
Автор: 00mN1ck / 12 февраля 2012 / Категория: Авторские статьи
    Важнейшим концептом драматургического творчества К.Л.Хетагурова является отражение философско-эстетического понимания противоречий, происходящих в российском обществе второй половины XIX века. Степень широты исторического видения К.Л.Хетагурова позволила актуализировать в пьесе «Дуня» (1902) доминирующие идейные устремления в российском обществе — вопрос о положении женщины в социуме и проблему воплощения просветительских идей. Особую функцию в восприятии авторского замысла выполняет индивидуальная стилизация языка персонажей в драматургии Коста. соответствующая колориту изображаемого мира и являющаяся адекватной реальному русскому языку данной эпохи. Одной из основных особенностей художественного творчества К.Л.Хетагурова является поиск новых форм построения драматургического текста, проектирование оригинальных приемов работы со словом, постоянное обращение к опытам классической литературы и сознательная разработка собственных инноваций.
О пределах использования групповой флексии (предварительные замечания)
Автор: 00mN1ck / 30 января 2012 / Категория: Авторские статьи
О пределах использования групповой флексии (предварительные замечания)На первой диалектологической конференции по изучению горских языков Кавказа В.И. Абаев выдвинул ряд интересных проблем, решение которых требовало совместных усилий ученых. Молодой тогда ученый заметил, что в горских языках «логично видеть в живом бытовании напластования многих эпох, живую палеонтологию речи, становление отдельных речевых категорий, прозрачные и яркие примеры отражения в языке отдельных норм мышления, коллективного осознания человеком окружающей действительности». Автор привлек внимание коллег к необходимости изучения синтаксиса. «Массу интереснейших, но пока, к сожалению, недостаточно исследованных явлений, — заметил В.И. Абаев, — таит в себе синтаксис горских языков». Среди этих интереснейших явлений в синтаксисе горских языков В.И. Абаев назвал групповую флексию.
Коста Леванович Хетагуров: память места
Автор: 00mN1ck / 8 января 2012 / Категория: Авторские статьи
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения основоположника осетинской художественной литературы, профессионального художника, общественного деятеля К. Л. Хетагурова, смысл гражданского бытия которого состоял в служении своему народу.
Юбилей К. Л. Хетагурова — это одновременно и грустная и светлая дата. Грустная, потому что люди, подобные Коста, наверное, должны жить и творить вечно; светлая — потому что он жил, творил, многое успел и многое оставил нам в наследство.
Трудно переоценить огромный вклад одного человека в историческую и культурную копилку целого народа, а, значит, и человечества в целом. Творчество Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, художником, этнографом.
Духовная родина Коста
Автор: 00mN1ck / 26 ноября 2011 / Категория: Авторские статьи
Память о великих людях имеет для нас не меньшее значение,
чем их живое присутствие

Сенека (Младший)

Духовная родина КостаСлова, сказанные известным римским философом, в полной мере относятся к великому сыну осетинского народа Коста Хетагурову. Память о нем передается из поколения в поколение не только в Осетии, но и в многонациональной России, во многих странах мира.
«Был я в Японии, — писал Р. Гамзатов, — и мне стало приятно, когда в одном из городов нам заявили, что они хорошо знают нашего Коста».
Отметил мировую известность Коста Хетагурова и известный русский писатель Николай Тихонов: «Коста Хетагуров полноправно вошел в великую семью мировых классиков. Всюду его имя пользуется почетом и уважением».
Бесспорно, его жизнь — это подвиг, образец служения своему народу. Редко кому удавалось соединить в себе гений поэта и художника, просветителя и общественного деятеля, театрального режиссера и публициста.
Но трепетное отношение к нему, обоготворение Коста своим народом кроется не только в этом. Как справедливо отметил один из первых лауреатов Государственной премии им. К. Хетагурова В. Цаллагов: «...народ видел в Коста еще и воплощение всего лучшего, что по крупицам было в каждом горце: талант и трудолюбие, мужество и гордость, благородство и высочайшая нравственная культура».
О культе быка и барана на Кавказе и связанных с ним регионах
Автор: 00mN1ck / 15 ноября 2011 / Категория: Авторские статьи
Статья посвящена такому архетипическому явлению в человеческой культуре, как жертвоприношение. Рассматривается общая парадигма жертвоприношения и ее частные проявления, фиксируемые в фольклоре и культовой практике как народов Кавказа, так и других народов мира.
Лексикон произведений Коста Хетагурова как материал для создания тезауруса
Автор: 00mN1ck / 7 ноября 2011 / Категория: Авторские статьи
Тезаурус материальной и духовной культуры осетин по лексикону произведений Коста Хетагурова — первый в осетиноведении опыт словаря традиционной духовной культуры, соединяющий в себе функции словаря языка поэта, этнокультуроведческого и частотного словарей.
Составление подобного словаря связано с проблемой «язык — культура — человек — этнос». Язык, как известно, есть та неотчуждаемая принадлежность народа, то культурное наследие, в котором выражены самосознание и самобытность его носителя, он неразрывно связан с историей народа, отражает национальную культуру. Как тут не вспомнить слова В.И. Абаева о том, что «нет такой стороны, такого закоулка бытия человека, который, так или иначе, не запечатлелся бы в его речи. Каждое слово-понятие, если удаётся раскрыть его историческое содержание, представляет ценнейший документ, по древности своей конкурирующий с древнейшими памятниками материальной культуры...
Очерк К.Л. Хетагурова «Горский словесный суд» и проблема реорганизации судопроизводства для горцев Северного Кавказа в 70-х гг. XIX – начале XX вв.
Автор: 00mN1ck / 21 октября 2011 / Категория: Авторские статьи
В небольшом очерке К.Л. Хетагурова «Горский словесный суд» поднимается проблема, ставшая весьма актуальной для Северного Кавказа на рубеже XIX-XX вв. Очерк был опубликован в № 60 газеты «Северный Кавказ» 22 мая 1901 г. и отражал одну из точек зрения, существовавших в обществе по поводу необходимости реформирования низовых судебных учреждений, созданных для горского населения Кубанской и Терской областей в начале 70-х гг. XIX в. Признавая в целом саму идею создания горских словесных судов, К.Л. Хетагуров сомневался в реальной эффективности этих учреждений, обнаруживших в действительности свою полную несостоятельность, и настаивал на их упразднении с одновременным предоставлением горским народам Кавказа права судиться на общих для всего населения Российской империи основаниях, вплоть до введения суда присяжных. «Всякий народ, входящий в состав империи с несомненно верноподданническим чувством, — утверждает К.Л. Хетагуров, — достоин пользоваться судом общегосударственным, судом «правым, скорым и милостивым», тем судом, которого на Кавказе ждут с томительным нетерпением. Пора, давно пора вырвать туземцев Кавказа из когтей отжившего свой век «Горского словесного суда».
Оценка Населением качества общего образования в Республике Северная Осетия-Алания
Автор: 00mN1ck / 15 октября 2011 / Категория: Общество, Авторские статьи
Оценка Населением качества общего образования в Республике Северная Осетия-АланияОбразование как социальный институт представляет систему, отвечающую за передачу новым поколениям накопленного человечеством целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.
Образование также рассматривается современными социологами как определенный способ стратификации людей в соответствии с их способностями и достоинствами. Благодаря образованию люди получают возможность занять в обществе более высокий статус. Образованные люди в меньшей степени подвержены «фактору толпы», их поведением трудно манипулировать.
На современном этапе развития человеческой цивилизации образование — ключевой фактор общественного развития, помогающий решить экономические, социокультурные и личностные проблемы современного общества.
Факторы обеспечения гендерного паритета в социально-политической сфере (на материалах Северной Осетии)
Автор: 00mN1ck / 4 октября 2011 / Категория: Авторские статьи
Проблема тендерной асимметрии в современной российском обществе рассматривается в статье в контексте взаимодействия экономического, социального и семейного статуса женщины. На основе изучения особенностей формирования тендерных отношений в Северной Осетии предложена авторская периодизация, позволяющая более детально исследовать проблему с точки зрения оптимизации трудовой деятельности, материнства, индивидуального потенциала здоровья и др.
Чувашско-осетинские параллели
Автор: 00mN1ck / 3 октября 2011 / Категория: Авторские статьи
Чуваши и осетины относятся к разным языковым семьям, имеют собственные пути культурного развития и проживают в разных регионах. Однако их религии содержат одни и те же субстраты. Действительно, с осетинами у чувашей общность даже на уровне этнонимов. Если на Кавказе предков чувашей называли савиры/савары, то в языке современных сванов сохранилось аналогичное название древних осетин — савиары. До сих пор сохранились савирские следы в топонимике Осетии.
Савиры подвергались глобальной иранской «переработке» — в антропологическом, культурном и лингвистическом отношениях. Приведенные чувашско-осетинские параллели могут показаться случайными или типичными для многих народов. Тем не менее, мы не можем упустить из вида системный ряд фактов, если речь идет о самых глубинных пластах религии двух древнейших народов.
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru