Главная > Авторские статьи > Диалектика общественной жизни и ее отражение в народной афористике осетин
Диалектика общественной жизни и ее отражение в народной афористике осетин6 сентября 2011. Разместил: 00mN1ck |
Т.М. Алборов Фольклор возникает в обществе и отражает его специфическими средствами. Пословицы и поговорки составляют один из жанров фольклора. Как явление фольклора «... паремии обладают ... тремя структурными планами: планом лингвистической (и композиционной) структуры, планом логической (и семиотической) структуры и планом реалий».1 Как продукт устно — поэтического творчества народа в пословицах используются различные художественно — выразительные средства — тропы: метафора, эпитет и др.2 Исследователи пословично — поговорочный жанр относят к философским жанром фольклора3. Признано, что он сыграл важную роль в становлении философии как особой формы общественного сознания.4 Окружающая человека объективная действительность является динамически развивающей системой, с присущими ей диалектическими противоречиями. Следовательно, мышление, отражающее и познающее эту систему должно быть диалектическим, чтобы оно было способным познавать е противоречия. Диалектическое мышление как реальный познавательный процесс возникает вместе с возникновением человеческого общества.5 Оно, возникшее в недрах первобытного общества, носило стихийный характер и является донаучной формой мышления. Сознательная разработка диалектики стала возможной лишь с отделением умственного труда от физического, с возникновением формы духовной деятельности. Пословицы и поговорки образуют народную философию, гносеологическим стержнем которой является обыденное сознание, выступающее как способ духовно — практического освоения действительности. Народная философия осетин выявила основой вопрос мировоззрения. Под основным же вопросом мировоззрения в философии понимается «... вопрос об отношении мироздания как такового и такой его активной, разумной, целеполагающей части, как люди, вопрос об отношении «оно» («мироздание») и «мы» (люди)».6 В народной афористике осетин в ряде афоризмов мироздание воспринимается как нечто единое, целое, в частности, в пословице «Дуне нырма сусæг у»7 («Мир пока пребывает в тайне»). Эта мысль убеждает нас, в том, что народное сознание было способно обобщенно воспринимать мир как единое, целое. Об этом говорит этимология слова «дуне» Абаевым В. И.8 Народное мировоззрение оперирует и понятием всеобщей необходимости: «Арвæй зæххьгхсæн цыдæриддæг ис, уыдонæй»9 «Нет ничего между небом и землей, что ненужно было бы». Народной философии не чужда и идея саморазвития, самодвижения природы: «Æрдзы цар хæдæвзæргæ у»10 («Жизнь природы сама по себе возникает»). Тем более оно способно отражать и познавать жизнь общества и человека, та как они являются для него основным объектом познания. В пословицах нашли отражение многообразные общественные противоречия. В них, например, было выявлена определяющая роль собственности в жизни общества: «Исы цæстæй чи кæсы, уый æфсымæры мæт дæр нæ кæны».11 («Кто исходит из богатства, тот и о брате не позаботится»). Народная мудрость, как видим, выявила источник отчуждения, возникающего между родными братьями в соответствующих исторический условиях. Она правдиво обратила внимание на то, что взаимоотношения между братьями опосредуются материальным достатком. Иначе говоря, социальное (владение собственностью) важнее народного (кровного родства между родными братьями). Народная мудрость материальное благополучие рассматривает всесторонне. Она избегает прямой назидательности — морализаторства в обобщении явлений, процессов общественной жизни. Реалистично отражая общественную жизнь, она в лаконичной форме указывает на объективную положительную роль материального достатка в жизни человека и общества в афоризме «Ис ъдау амоны, нæй æгъдай сафы».12 («Достаток агъдау указывает, его отсутствие агьдау уничтожает»). Действительно, определенный уровень материального благополучия является основой бытия человека, без чего он не может существовать, воспроизводить себя как социальное существо, тем более творить по законам творчества, развивать свои универсальные способности. Народная философия, отражая жизнь общества в ее целостности, движение и развитии, пришла к более обобщенной мысли о собственности: «Ис лæг сафæг»13 («Собственность — губитель человека»). К этому выводу она пришла на основе обобщения общественно — исторической практики столетий, сопровождавшаяся межродовой и межплеменной, межэтнической и сословно — классовой борьбой. Для подобного вывода у народной философии были и другие основания. Раскрывая содержание богатства, она приходит внешне к парадоксальному выводу: «Ис хæйрæджы холлаг у»14 («Богатство есть корм черта»). Как видим, обыденное сознание многогранное содержание богатства раскрывает путем ис-пользования мифологического образа черта. Черт же в системе мифо-религиозных воззрений осетин является символом тьмы, зла, вселение которого в тело человек, согласно народным воззрениям осетин, приводит его к умственному и психическому расстройству.15 Так и богатство, подобно вселившемуся в душу человека черту, может приводить его обладателя в патологическое состояние. Некоторые авторы слово «холлаг» («корм») переводят словом «пища», что на наш взгляд, неверно. Фольклорное сознание не путает слова (хæринаг («пища») и «холлаг» («корм»). Пищей питается человек, а кормом скот. Пословичная мысль обращает наше внимание на то, что погоня за богатством приводит к выхолащиванию духовно-нравственного содержания личности, к ее оскотированию. К употреблению черту. Подобно богатству в народной афористике рассматриваются и деньги: «Æхца хæйрæджы фæлдыст у»16 («Деньги дьяволом сотворены»). Вместе с тем они определяются и как корм черта.17 Народная мудрость обратила свой взор и на товарно-денежные отношения, возникшие вместе с возникновением классовых обществ. Она раскрыла влияние торговой деятельности на образ жизни человека, вовлеченного в нее. и выявила противоречия, возникающие между субъектами рынка объективно, независимо от их воли: «Уæйгæнæг æмæ æлхæнæг кæрæдзи сайынц»18 («Продавец и покупатель друг друга обманывают»). Эта пословица раскрывает, что обман людьми друг друга, вступающими в товарно-денежные отношения, является не случайным, а необходимым социальным отношением. Высказывание отражает реальное противоречие, объективно возникающее между продавцом и покупателем, так как продавец стремится продать свой товар подороже, а покупатель, напротив, стремится купить его подешевле. Продавец и покупатель образуют две противоположные стороны единого общественного противоречия. Продавец стремится не только сбыть свой товар, но и получить наибольшую выгоду, а покупатель заинтересован в обратном — в снижении цены товара. Именно на этой основе возникает противоречие между двумя субъектами рынка, каждый из которых стремится его разрешить, исходя из своих собственных интересов. Для достижения этой цели продавец может совершить и подлог, а покупатель всячески принижать качество предлагаемого товара, чтобы сбить на него цену. Негативное влияние торговли на человека утверждается и в пословице «Базаргæнæг йæ фыды дæр сайы» («Торговец даже мать свою и отца своего обманывает»). Обыденное сознание устанавливает устойчивую всеобщую связь между коммерцией и мошенничеством: «Сæудæрджер лæгæй пайда нхъæл ма у — фæсайдзæн»19 («Не жди пользы от торговца — обманет»). Народная мудрость, с определенной долей иронии, даже установила количественную меру случаев обмана самого торговца, необходимую для того, чтобы он сам научился обманывать: «Базаргæнæгыл цалынмæ авд сайды не'рцэгуа, уæдмæ сайын нæ зоны»20 («Пока торговец не будет семь раз обманут, до тех пор не научится обманывать»). Видимо, связь торговли с обманом в обществе была настолько тесной, что общественное сознание не могло не пройти мимо нее и закрепило ее в в афористических высказываниях. Народная философия осознает универсальную роль, могущество денег в обществе и выражает это в высказывании «Æхца дæм куы ца, уæд дуне дæр дæу у»21 («Если у тебя будут деньги, то и мир будет твоим»). Обладание деньгами открывает двери высокопоставленных чиновников, уводит преступников от наказания даже за совершение самых тяжких преступлений. Этим высказыванием фольклорное сознание в неявной форме выявляет фетишистское свойство денег, их всесилие и могущество. Жизнь общества многогранна, многолика. В обществе функционируют горизонтальные и вертикальные связи и отношения, борьба различных социальных слоев, различных тенденций общественного развития, в силу чего справедливость в обществе воспринимается по-разному. Это противоречивое отражение справедливости общественным индивидуальным сознанием нашло свое место в пословице «Рæстдзинад кæмæн цæф у, кæмæн — цæсты рухс»22 («Справедливость для кого удар, а для кого свет очей»). В ней обобщается реальная общественная практика, в которой соединяются различные — прямо — противоположные материально — духовные, политико-правовые и другие интересы. Для духовно развитой личности справедливость, несомненно, является светом очей. В противоположность ей для человека с низким нравственно — духовным развитием, нарушающим систематически нормы права, морали, справедливость действительно является наказанием. Важное место в жизни общества занимают семейные отношения. В пословичном фонде осетин в своей противоречивости отражены и семейные отношения. Возникновение моногамной семьи было результатом прогрессивного развития общества и, несомненно, способствовало дальнейшему развитию личности и общества. Но моногамная семья породила противоречие между семьей и обществом. Далее, сама семья с самого начала своего возникновения, как и всякое общественное явление, была пронизана системой противоречий. Народное сознание отразило противоречия, возникающие и в процессе совместной жизни супругов. Оно показывает, что основой противоречий в семье могут быть, например, материальные условия совместной жизни супругов. В пословице «Мæгуырдзинад бинонты фыдæххæлы хос у» («Бедность является причиной ссор в семье»)23 непосредственно раскрывается, что материальные условия могут стать причиной неприязненно — враждебных отношений в семье. Этой причиной, как сказано в пословице, является бедность. Испытывая острый недостаток в средствах удовлетворения самых необходимых — минимальных потребностей, из-за бедности супруги становятся излишне нервными, из-за чего даже незначительный повод становится основой ссоры между супругами, развития враждебности во взаимоотношениях между ними. Народная философия посредством народных изречений творит гимны женщине, о чем говорит мысль «Бæсты фидауц сылгоймаг» («Краса мира — женщина»). Всесторонне раскрывая роль женщины в жизни семьи и общества, народная мудрость представляет женщину как глубоко противоречивое существо: «Сылгоймаг лæджы хъаруйыл æфтауы, сылгоймаг лæджы хъару сæтты»24 («Женщина умножает силу мужа (мужчины), женщина губит силу мужа (мужчины)»). Более обобщенно важную роль женщины в жизни человека народное сознание выразило в пословице «Цард дæр сылыкъахæй у 'мæ сæфт дæр»25 («И жизнь от женщины исходит и гибель»). На наш взгляд, этой пословицей народная мудрость поднимается до философского уровня обобщения места и роли женщины в обществе. Рассматривая женщину как противоречивое социальное существо, народное сознание нисколько не принижает, а напротив, возвышает, возвеличивает ее. Важное внимание в пословичном фонде осетин уделяется слову — речи. Народное сознание, посредством пословичных высказываний, стремится всесторонне определить роль, место и функции языка — речи в жизни общества. Оно выработало диалектические мысли, раскрывающие противоречивую суть бытия речи. В пословичных высказываниях, являющихся своеобразными определениями языка, слово — речь становится объектом рефлексии научного уровня мышления. В них обобщаются важнейшие аспекты функционирования языка — речи в обществе. В пословицах раскрываются признаки речи, приобретаемые ею в процессе ее функционирования как средства общения между людьми. Содержание речи раскрывается в пословицах посредством как наглядно-чувственных образов, так и обобщенными отвлеченными мыслями. В пословицах речь может уподобляться жиру, колючке, зиме, сахару, меду, солнцу, дождю26. Так, например, в пословице «Хорз ныхас сæрд у, æвзæр ныхас — зымæг»27 («Хорошее слово — есть лето, плохое — зима»), богатство речи, ее многостороннее содержание раскрывается посредством уподобления определенным сезонам года. Уподобление речи соответствующим временам года базируется на определенном понимании общественным сознанием содержания сезонов года. Так, например, летом светит солнце, созревает урожай и человеку становится жить легче. Зимой же длинные, холодные ночи наводят на человека грусть и печаль. Народная философия, сделав слово — речь предметом своего анализа, выработала обобщенную мысль о ней: «Дзырд халæг дæр у 'м æ аразæг дæр» («Слово является и разрушителем и созидателем»)28. В этой пословице народная философия диалектичную сущность речи раскрывает без помощи чувственно-наглядных образов. В ней человеческое мышление поднимается до философского уровня освоения содержания и функций речи. Исследуя диалектику обыденного сознания, нашедшую отражение в пословицах осетин, остановимся на двух одинаковых по смыслу пословицах: «Знаг лæггæнæг у» («Враг — созидатель мужчины») и «Знаг лæгаразæг у (Враг — творец мужчины)».29 Они интересны не столько своей внешней парадоксальностью, сколько выраженной в них диалектической мыслью. На первый взгляд, при поверхностном осмыслении, создается впечатление, что они даже противоречат здравому смыслу, так как враг, относясь враждебно к человеку, готов лишить его даже жизни. Тогда каким образом враг, в таком случае, является творцом, созидателем мужчины? Враг потому творит человека, что он вынуждает его развивать свои физические и духовно-нравственные качества. Враг не дремлет, он может предстать перед личностью вдруг и неожиданно, когда и где угодно, и поэтому надо быть готовым всегда защитить свою честь и достоинство, и даже жизнь. Противостояние с врагом заставляет человека отменно владеть холодным и огнестрельным оружием, быть физически развитым, мочь переносить определенные лишения, уметь предотвращать провокации врага, владеть своими эмоциями. Итак, эти высказывания, рассматривая роль врага в жизни человека, отражают диалектику человеческого существования. Сознавая, что у человека есть враг, он твори себя всесторонне, чтобы быть на уровне насущных требований времени — жизни. Анализируемые пословицы показывают, что уже на научном уровне мышления человек раскрыл диалектику добра и зла, диалектику человеческих взаимоотношений под определенным углом зрения. Подводя итог, можно утверждать, что народная философия, отражая определенные социальные явления, не останавливается на каких — либо односторонних метафизических определениях этих социальных явлений, а стремится отразить их адекватно — диалектически. Примечания 1. Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1969. С. 29. 2. Цаллагова З.Ф. Афористические жанры осетинского фольклора. Владикавказ, 1993. С. 53. 3. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. Л., 1971. С. 181; Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.. 1977. С. 79. 4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1983. С. 120. 5. Лосев А.Ф., Спиркин А.Г. Диалектика // Философский энциклопедический словарь. М.. 1983. С. 154. 6. Ирон æмбисæндтæ (Составитель Гутиев К.). Орджоникидзе, 1976. С. 39. 7. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М. Л.. 1958. С.293. 8. Там же. С. 375. 9. Там же. С. 293. 10. Там же. С. 293. 11. Там же С.90. 12. Там же. С. 90. 13. Там же. С. 90. 14. Там же. С. 90. 15. Там же. С. 163. 16. Там же. С. 90. 17. Там же. С. 90. 18. Там же. С. 87. 19. Пшиванов Г.Н. Сущность человека и общественного развития. Владикавказ, 1992. С 87. 20. Там же. 21. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М.-Л., 1958. С. 90. 22. Там же. С. 149. 23. Там же. С. 104. 24. Там же. С. 39. 25. Там же. 26. Там же. С. 16. 27. Там же. 28. Кукушкина Е.И, Логунова Л.Б.Мировоззрение, познание, практика. М., 1989. С. 6. 29. Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. 1. М, Л., 1958. С. 191. От администрации сайта: Алборов Николай (Таймураз) Матвеевич – старший преподаватель кафедры философии и науковедения СКГМИ (ГТУ) Источник: Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 177 - 181. при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Вернуться назад |