Главная > Ир-Ас-Аланское Единобожие > 27.ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ MON КАК ОБЩАЯ СТРУКТУРА КОСМОСА И ВСЕЛЕННОЙ ИР-АС-АЛАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

27.ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ MON КАК ОБЩАЯ СТРУКТУРА КОСМОСА И ВСЕЛЕННОЙ ИР-АС-АЛАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ


14 июня 2007. Разместил: 00mN1ck
ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ MON КАК ОБЩАЯ СТРУКТУРА КОСМОСА И ВСЕЛЕННОЙ ИР-АС-АЛАНСКОЙ ИДЕОЛОГИИ


Когда начала складываться принципиально новая философская концепция для ир-ас-аланского единобожия сказать точно не представляется возможным, но по данным археологии функциональное изменение в культе произошло в 3-м тыс. до н.э. – началось обособление духовной функции. Напомним – арийско-греко-армянмкая общность в это время уже начинает распадаться и мы уже писали, что расселения ир-ас-алан должны были иметь и конфессиональные мотивы. То есть идейные блоки, отображающие процесс сложения новой философской концепции, могут быть датированы по косвенным признакам. Идеологи Нартиады когда-то выработали представление о природе-жизни и её причине – МОН (MEN\MAN\MIN – «разум/идея»). В этой идеологии миропорядок выражают идеи «пространства» и «времени» - это самые абстрактные идеи.

Они не могут появиться до того, пока в диспозициях «слов» и «мыслей/ума» не возникнут автономные позиции для образов НЕКОЕЙ САМОСТИ вне сферы видимого - Зэнд: потому у зверей и нет религии, что «инстинкт звериный» и «интуитивная звериная душа» не способны осознавать «разум МОН» как невидимую САМОСТЬ /отвлечённый СМЫСЛ/. Только после того, как человек усвоил мысль в себе, он присвоил МЫСЛЬ «богу». После осмысления МЫСЛИ/РАЗУМА только и появляется возможность делегировать МОН кому-то из старых или уже новоизобретённому святому и богу, присвоив ему и «авторитет проедков» в сфере Веры. Что-то подобное, по логике системы Мон, происходило в Нартиаде: Мон представляет «причину всех смыслов» - он понят и принят как «причина жизненных устоев». И становится «внутреннетворящей» и «внешнетворящей» смыслы энергией: как «единая первопричина всех смыслов» Мон не может быть разделён ни на какие части, но он может быть ориентирован /векторами/.

Пространство-время Мон – всеобщее и, строго говоря, не имеет иерархическую структуру «верха»-«середины»-«низа». Однако в отношении расположенной в этом пространстве обитаемой части, устроенной как Трёх-Сэхная иерархия «верха»-«середины»-«низа», пространству-времени Мон тоже присвоены «векторные» указатели «верха»-«середины»-«низа». При этом в одном случае – с «серединным Мон», вектор отсутствует, что объясняется просто: тут расположено «нынешнее пространство-время» или «текущая жизнь» - ЭТА ЖИЗНЬ.

Название соответствующее – а-МОН-д, где «а-» - указательной местоимение «это/этот», то есть «видимый/явленный». Буквальное значение а-МОН – «этот /явленный/ Мон». Что касается «» - это, скорее, показатель обобщённых понятий со значением «завершённости процесса/действия» (кæнэн – «делать», но конд – «сделанное», зэнэн – «виднеться», но зонд – «увиденное» и отсюда «знание»; это же значение имеет формант «» в «фæрсэн – «спрашивать», фарст – «спрошенное», кæсэн – «смотреть/читать», каст – «взгляд/ прочитанное» и т.д., не исключено, что эти «» и «» есть реликты показателя множественного числа «», но это тема для этимологов)…

Трёх-сэхная обитель помещена в середине мирового разума Мон, представленной как а-Мон-д - это вербальная структура идеологемы серединного пространства-времени Мон: в развёрнутом смысле идеологема состоит из указания на «этот», то есть на «видимый/явленный» Мон. В пространственном смысле идеологемой а-Мон-д отмечен отведённый для обитаемой трёх-сэхной части ЦЕНТРвселенная мировой общины бæстæ: по этому условию она представляет СЕРЕДИНУ пространства-времени Мон. И только относительно этой «середины» а-Мон-д расставлены иные условные ориентиры: «верхнего пространства-времени» уæли-Мон [< Wæli-Mon], и «нижнего пространства-времени дæли-Мон [< Dæli-Mon].

Легко заметить, что Мон только в серединной структуре пространства-времени номинирован как «видимый» А-мон-д – как «этот мон». При этом в конце ещё и формант –д, который делает «этот видимый Мон» ещё и стадией «завершённого/реализованного» процесса/действия – это знак того, что серединный Мон был миром материализованного и потому ставшего видимым разума/смысла а-Мон-д. Другими словами, ориентиры «верха»-«низа» уæли-дæли условны для остального невидимого пространства-времени Мон и являются ориентирами только по отношению к видимому Мон, то есть ориентир «а-»-«этот», есть знак «видимого серединного пространства». Но сфера видимого имеет и специальное название - ЗЭНД /видимое/, что составляет сферу знания-опытаЗОНД.

Таким образом, очевидно, что в условной середине пространства-времени Мон расположена сфера, которая отличается от всего остального пространства-времени одним признаком, и хотя это тоже пространство-время разума/мысли Мон, но вместе с тем оно в какой-то части видимое и знаемое! В какой? Ответ прост: Мон может быть знаем только в той части, в какой он видим! Но не наоборот: если Мон в какой-то части видим, то в этой части он знаем! И поскольку Трёх-Сэхный социум с его вещным миром видимы по определению, то это сфера знаемого-опытного - Зонд. Однако всё вещное в этой сфере есть проявленный предзамысел а-Мон-д! Логика являет безупречное следствие: Трёх-Сэхную обитель как условную середину мироздания составляют невидимое а-Мон-д и видимое знание Зонд, поэтому точная идеологема середины восстанавливается легко – это Амонд/Зонд. Другими словами, философская концепция идеологии Нартиады в части места Трёх-Сэхного социума /уæлæ-Сэх – астæу-Сэх – дæлæ-Сэх/ в структуре Мон ясна – социум опытного знания Амонд/Зонд вписан в середину пространства-времени Мон.

Очевидно, что мировой МОН в его серединной структуре Амонд/Зонд понимался как «самореализовавшийся мировой разум/замысел/ум». То есть а-Мон-д – это самое ЖИЗНЬ самое Трёх-Сэхного социума! Это сущность жизни как «самореализующийся мировой предзамысел» - «судьба»! Очевидно, что Жизнь мыслилась как пространство-время в трёх-сэхной обитаемой сфере, понимавшейся как середина бесконечного пространства-времени Мон. По логике этой идейной конструкции ясно, что в мироздании Мон было два потока Времени: одно время обращалось в Трёх-Сэхной середине – в сфере Амонд/Зонд, другое время было всеобщим и проходило всё мироздание МОН. Ясные указания на это следуют из идеологии «рождений-смертей-рождений» Дзæуæггаг, согласно которой ЖИЗНЬ обращалась по циклу «верх»-«низ».

Согласно этой идеологии, жизнь всего сущего протекает в Трёх-Сэхной сфере, восходя и нисходя рождениями-смертями как переходящими свойствами Дзау-у/Аг. И поскольку самое Жизнь была реализующимся а-Мон-д, являвшим каждый конкретный предмет, явление, человека, растение, животное как судьбу Амонд, постольку и время жизни каждой судьбы обращалось по идеологии Дзæуæггаг в Трёх-Сэхной сфере. Это обращение переходящих свойств рождений-смертей Дзау-у/Аг, являвших судьбы-жизни как продукт предзамысла – Мон, и было ВРЕМЕНЕМ жизни. Очевидно, что само понятие времени жизни в этой мировоззренческой схеме сводилось к обращению предзамыслаДЗАУ-МАН. В результате мы имеем время zaman [< Dzaw-Man] и ясно, что это циклическое время жизни в середине Амонд/Зонд – в Трёх-Сэхном социуме.

Но для остального Мон существовало всеобщее время – не циклическое: это время RÆSTÆG – от raz - «направлять» и от ras - «идти» {21}, показатель множественного числа -t подчёркивает бесконечность направления и движения, а часть æg (которая явно не суффикс и не окончание) – это нормы свойства/нравау/АГ: общее значение идеологемы рæстæгпрямо направленное движение свойства/нрава. Другими словами, время ЗАМАН – это циклично обращающийся мировой разум: он обращается в конечном пространстве Трёх Сэхов в серединной части мироздания - в Амонд/Зонд, но время РÆСТÆГ – это прямо направленное движение и не может обращаться в какой-то замкнутой сфере – оно во всём бесконечном пространстве Мон: по смыслу это означает, что в философии Мон время – это пространство в движении. Часть -æг есть показатель свойства у/АГ этого направленного движения, а «верх»-«низ» уæлæ-дæлæ есть ориентир вертикальной направленности НРАВА/СВОЙСТВА замысла мира: замысел движения пространства-времени Мон выражен и в его свойстве ВЕРТИКАЛЬНОЙ НЕОБРАТИМОСТИ - его НРАВЕ!

Мировой замысел ясен! Но учитывая, что и правда людская определена как прямота - рæстдзинад, ясно и другое: главная ценность схемы Трёх-Сэхного социума – ПРАВДА. А главная идея замысленного таким образом мира – в ИСТИННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОГО МОН как конкретного личного а-Мон-д, осуществляемого со знанием Зонд и в нравственности у/Аг, развёрнутых как вертикальная необратимость.

А.Р. Чочиев
КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК
"ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна


Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru