Главная > Новости > Вышли в свет материалы Алборовской конференции

Вышли в свет материалы Алборовской конференции


16 ноября 2006. Разместил: 00mN1ck
Вышли в свет материалы региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Бориса Алборова, под названием «Б.А. Алборов и проблемы кавказоведения».

Материалы выпущены Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований имени Васо Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А (Владикавказ).

Напомним, что известный осетинский ученый Борис Алборов оставил значительное научное наследие в самых разных областях осетиноведения: осетинском языке, фольклоре, этнографии, литературоведении…

Многие работы ученого остались неопубликованными. Одна из них – рукопись статьи Алборова «Колиев Алексей (Аксо) Виссарионович (1822-1866) – переводчик», хранящаяся в отделе рукописных фондов СОИГСИ. В сборнике материалов этой работе посвящен доклад кандидата исторических наук Ларисы Гостиевой.

В разделе «Фольклористика» на примере сказки «Алдар Запада и алдар Востока» фольклорист Диана Сокаева рассматривает тему «Борис Алборов: собиратель и исследователь осетинского фольклора».

«Даже простое перечисление названий архивного материала фонда Алборова говорит само за себя: кавказские и закавказские варианты сказки «О восточном и западном царях»; «Меч Акоевых»; «Как появились тагауры и куртатинцы»; генеалогия Томаевых, проживающих в селении Кора Куртатинского ущелья; фольклорный материал, записанный от 111-летнего старика Дахцыко Сафаевича Дулаева в с.Лац Куртатинского ущелья летом 1957 года; фольклорный материал, записанный от осетин-иронцев Моздокского района в 1917-1919 годах; осетинские сказки: волшебные, сказки о животных, новеллистические и другие», - сообщает исследовательница.

Подробно она останавливается на неопубликованной статье Алборова «Две тысячи лет одной осетинской исторической сказки».

По поводу рассматриваемого сюжета Алборов переписывался с учеными Чечни, Ингушетии, Абхазии, Дагестана, Адыгеи, Грузии. Им собраны осетинские, кумыкский, лезгинский, лакский, грузинский, кабардинский варианты сказки. По Алборову, авсургом конь называется только в осетинском варианте. Он делает окончательный вывод, что «легендарный предок коней авсург посвятительной речи происходит из бассейна реки древнего Яксарта или страны саков/скифов, «Иската» Авесты, носившей в некоторых своих частях название «Наран», то есть страны «Наров». Авсург, по Алборову, несет почетного покойника в святое место «Нарт», как сказано в поминальной речи, потому что у осетин принято хоронить своего родственника, где бы он не умер, в фамильном склепе. Но первоначальной исторической родиной данного сюжета Алборов считает Китай: «В основу осетинских исторических сказок о легендарном коне авсурге легли сведения о действительно-исторических событиях, а именно, о военных столкновениях между восточным китайским владетелем Ву-ди и западным Даваньским владетелем Мугуа из-за обладания легендарными конями породы авсург в I веке до н.э». По Алборову, именно властитель Давани Мугуа отправляется в загробный мир на авсурге в город Кан (нынешний Самарканд). Подобно Мугуа, любой осетин должен быть похоронен в стране Нарте, которая находится в Средней Азии, где бы он не умер и доставить его в родной край может только авсург.

Все докладчики в один голос говорили о необходимости публикации неопубликованных материалов колоссального архива Бориса Алборова. Нехватка средств в очередной раз тормозит ввод в научный оборот бесценных материалов.

Мадина Тезиева

город Петровск Саратовская область
Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru