Главная > Газета СО > В неоновых тонах

В неоновых тонах


14 ноября 2016. Разместил: 00mN1ck
В неоновых тонах


С международным художественным симпозиумом «Аланика» Сабину Шихлинскую, известного и у себя на родине, в Азербайджане, и в России, и на Западе мастера концептуального современного искусства, дружба связывает уже давняя. И крепкая. В разные годы она приезжала на него во Владикавказ и как участница, и как куратор. А спектр направлений, в котором дерзко и смело экспериментирует эта бакинская художница – самый широкий: от станковой живописи до фотографии и видеоинсталляций.

«ИЛЛЮЗИИ» – так называется ее проект, который впервые был представлен публике в залах Музея современного искусства Баку в декабре 2014 года. Вошли в него 7 световых и видеоинсталляций. Тоже с «говорящими» названиями: «Власть», «Слава», «Свобода», «Выбор», «Счастье», «Природа» и «Горизонты». «Иметь или быть?» – именно над таким извечным философским вопросом приглашают поразмышлять зрителя эти очень простые, на первый взгляд, «цветные картинки», составленные из мерцающих разноцветными огнями неоновых туб и светодиодов: лестница, ведущая в никуда, подвешенный в воздухе трон, зловеще сияющий алым, запертые в клетках певчие птицы, надпись «Free Zone» – «Свободная зона» – на стене комнаты, «обвешанной» камерами видеонаблюдения… Неон, по словам самой Сабины Шихлинской, стал «главным героем» ее инсталляций отнюдь не просто так: этот материал прочно ассоциируется у человека ХХI века с манящими огнями реклам и со всеми теми соблазнами, которыми кружит ему голову современное «общество потребления». А в погоне за этими соблазнами, исподволь перерастающей в самоцель, человек перестает осознавать, что ох как часто они – тщета и иллюзия. И что скрыта за этой иллюзией пустота, на которую он безоглядно разменивает что-то самое главное в жизни. Прочное – и вечное…

А в минувшую пятницу, 11 ноября, презентация выставочного проекта «ИЛЛЮЗИИ» прошла и во Владикавказе – в рамках Х симпозиума «Аланика», независимым куратором которого является гостья из Азербайджана. Зрителей она собрала немало: и представителей «творческого бомонда» столицы республики, и ценителей современного искусства, и просто любопытствующих горожан самого разного возраста, с энтузиазмом делавших на фоне необычных экспонатов селфи. Чему в немалой степени способствовало то, что состоялась презентация в здании бывшего городского планетария на улице Кирова, где когда-то размещалась шиитская мечеть. Историко-архитектурного памятника с очень непростой судьбой, полной драматических поворотов, которой искренне озабочены сегодня многие владикавказцы.

– У вас во Владикавказе очень много красивых старых зданий. Но это место – просто, я считаю, во всех смыслах намоленное, с особой аурой. Очень хотела показать свой проект Осетии именно здесь, давно мечтала об этом, и вот – сложилось, – поделилась с прессой сама Сабина Шихлинская. – А работать с неоном как таковым я не люблю: в моем понимании это холодный, насквозь иллюзорный материал, это свет, в котором нет живого тепла. Именно поэтому из него и были сделаны вот такие «световые иллюзии» каких-то больших вещей, к которым люди стремятся. И сам проект – это критический и отчасти иронический взгляд на вот эту популярность в современном обществе материалистических устремлений. На сияющие миражи, к которым мы тянемся…

Представляя публике автора проекта и ее работы, директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства, руководитель симпозиума Галина Тебиева тоже выразила надежду: в судьбе многострадального здания планетария, одного из украшений Владикавказа, которое теперь заявило о себе еще и как о прекрасном выставочном пространстве, непременно произойдут добрые перемены. А 12 ноября в Национальной научной библиотеке РСО–А прошла пресс-конференция, которая подвела итоги состоявшейся в рамках этого арт-форума двухдневной конференции «Аланика». Юбилей как шанс». Участие в ней приняли также гости из Калининграда и Москвы: арт-директор Балтийского филиала ГЦСИ Евгений Уманский, куратор конференции Екатерина Гандрабура и известный российский искусствовед и арт-критик, худрук ГЦСИ Леонид Бажанов. Подчеркнувшие: симпозиум «Аланика» уже стал явлением в современной художественной жизни Северного Кавказа. И перспективы развития у него – большие.

Автор статьи: Елена Толоконникова
Автор фото: Татьяна Шеходанова

Вернуться назад
Рейтинг@Mail.ru