А. Габанти, соискатель СОГУ Одной из малоизученных, но не менее важных тем военной истории является социальная политика государства в отношении детей-сирот. Данная статья не претендует на исключительность, а является лишь постановкой проблемы детского призрения в Северной Осетии в годы Великой Отечественной войны.
С октября 1942 по январь 1943 г. продолжались бои на территории Северной Осетии. Многочисленные потери среди военного и взрослого мирного населения приводили к существенному росту числа беспризорных и безнадзорных детей. Всеобщая трудовая повинность в годы Великой Отечественной войны привела к полной занятости трудоспособного населения, что также явилось еще одной причиной роста детской безнадзорных, последние нередко пополняли ряды преступных группировок, служили благодатной почвой различных девиаций.
К началу Великой Отечественной войны в стране действовал ряд законов, которые были направлены на сокращение этого социального недуга (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», Постановление ВЦИК и СНК СССР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся», приказ НКВД СССР от 7 июня 1935 г. «Об организации работы по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»), согласно которым государственные и общественные организации принимали решительные меры к ограничению детской беспризорности. Накануне оккупации в СОАССР насчитывалось 7 детских домов с количеством воспитанников 520 человек. В условиях военного времени эволюция сложившейся модели государственной социальной политики пошла по пути ужесточения. Большое значение приобретали нормативно-правовые акты, принимаемые органами власти относительно сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания. Когда в августе 1942 г. Северная Осетия оказалась в эпицентре битвы за Кавказ, было принято решение об эвакуации стратегически важных объектов в тыл. Первостепенное внимание уделялось безопасности детей. Было эвакуировано 6 из 7 детских домов. Часть воспитанников была направлена в Армянскую ССР, другая - в Среднюю Азию. Как только территория СОАССР была освобождена от противника, в феврале 1943 г. стала происходить реэвакуация детских домов, численность которых за короткое время возросла до 11 с контингентом воспитанников 1220, из которых круглых сирот было 841, детей, родители которых погибли на войне - 218.
С предельной остротой встал вопрос об организации работы дошкольных учреждений. Одна из важных задач в условиях военного времени - организация безотказного приема в детские сады и ясли детей, чьи родители были мобилизованы на фронт. Так, только во Владикавказе/Орджоникидзе из 679 детей, находящихся в детских садах и яслях, 65% были детьми военнослужащих.
11омимо организации работы дошкольных детских учреждений в Северной Осетии параллельно нужно было решать вопросы по размещению эвакуированных из центральных районов детских садов и яслей. Этот процесс также оказал влияние на изменение численности детских дошкольных учреждений. За первые месяцы войны в республику было эвакуировано 2 детских сада с численностью 158 человек, в 1943 г. — еще 3 детских сада с 480 детьми. Необходимо было организовать и предоставить им подходящие помещения, а также предупредить возможность возникновения инфекционных заболеваний, и, тем более, эпидемий. В качестве санитарно-профилактических мер осуществлялись медицинский осмотр детей, стрижка волос, кипячение белья, дезинфекция помещений.
Для детей, временно потерявших связь с родителями, создавались учреждения интернатного типа, получившие в годы войны особенно широкое распространение. Интернаты для детей школьного возраста создавались как учебные школьные учреждения, где дети жили и учились. Целью создания этих учебных заведений было не только обучение и воспитание подрастающего поколения, но и ограждение детей от влияния улицы, а также воспитание детей равных возрастов из одной семьи вместе.
В годы войны при школах Северной Осетии создавались и полуинтернаты, для того, чтобы дети не были предоставлены сами себе в то время, когда родители находились на производстве. Полуинтернаты позволяли также сокращать количество безнадзорных детей.
Война нарушила планомерное осуществление всеобуча в стране. Использование школьных зданий под военные нужды, призыв большого числа учителей в РККА, уход на производство учеников и учителей, - все это привело к значительному сокращению контингента учащихся всех типов школ. Дети оказались предоставлены себе, «так как тяжелая напряженная работа одних родителей на заводах, в колхозах, других - на фронте, их гибель не давали возможности, как в довоенное время, оказывать должное внимание воспитанию детей и осуществлять контроль за их образованием».
Одной из причин увеличения числа безнадзорных детей на улицах Владикавказа было сокращение времени учебных занятий в школах с 6-8 часов до 2-4. Это было обусловлено тем, что с началом войны большое количество зданий школ и других учебных заведений было занято под военные нужды. В городе с первых дней войны 5 школьных зданий были отданы под госпитали, 3 - под военные части, 2 - под гражданские учреждения. Таким образом, тысячи учащихся по объективным причинам оказались вне стен школ, многие из них стали безнадзорными. Единственное, что смогли предпринять учителя в этих непростых условиях, это организовать обучение детей в несколько смен. В результате многосменной работы учебные занятия в школах заканчивались далеко за полночь, что снижало работоспособность, вредило качеству обучения и здоровью детей. На это правительство отреагировало постановлением, запрещавшим 4-6-сменное обучение детей в школах с 1943/1944 уч. г.
Большую роль в предотвращении безнадзорности подростков, а также в осуществлении задач всеобуча сыграли ШРМ (школа рабочей молодежи) и ШСМ (школа сельской молодежи). Их создание позволило старшеклассникам совмещать обучение в рамках средней школы и работу на производстве.
Итак, в ходе борьбы с детской безнадзорностью в годы войны проводились различные мероприятия. Во-первых, создавались условия, при которых дети были заняты в течение всего дня, когда родители находились на производстве. Во-вторых, увеличивалось время пребывания в детских садах и яслях от 9 до 12, кроме того, открывались и круглосуточные группы. Для детей школьного возраста организовывались интернаты. Для детей, эвакуированных из оккупированных районов, а также для учеников, которые проживали далеко от школы, или чьи родители круглосуточно были заняты на производстве, появляются инициативные детские интернаты, создаваемые непосредственно на предприятиях. В-третьих, осуществлялась организация школьной и внешкольной работы. Школы не только вернулись в свои довоенные помещения, но и превратились в школы продленного дня, где ребенок находился до 17 часов и полностью выполнял домашнее задание. В-четвертых, сократилось число беспризорных детей за счет приема в школу детей с семилетнего возраста.
Таким образом, в годы войны создается целая сеть детских учреждений для размещения беспризорных и безнадзорных детей. Эти учреждения были не только место пребывания, но и выполняли отчасти функции родителей.
Источник: Габанти А. Становление и развитие государственной политики в области борьбы с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны // Историческое обозрение. Сборник научных статей. / Под ред. Н.Д.Малиева. Владикавказ, 2010. 78 стр. С. 20 - 22. |