поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты О сайте
 
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Реклама
 
 
Древние топонимы Северной Осетии (Ономастические реликты Алагирского района)
Автор: 00mN1ck / 2 марта 2019 / Категория: Авторские статьи, Языкознание/Литературоведение/Фольклористика, Древность
Статья посвящена рассмотрению языковых реликтов древних языковых общностей в топонимии Северной Осетии. В основу изысканий положена концепция: в топонимах находят выражение только те элементы географического ландшафта, которые существенны для социальных сфер и хозяйственной деятельности; в топонимах «отпечатались» языки племён, заимствования – следы тех этносов, которые некогда обитали на этих ландшафтах или же, по истечении определенного исторического времени, мигрировали на другие территории Евразии. Цель статьи: обнаружить в топонимии Северной Осетии языковой пласт древнего населения, восстановив его на определённой территории и очертив границы распространения. Возникновение и формирование топонимов обусловлено географическими ландшафтами, долговременными внешними и внутренними миграциями, способами ориентации их носителей. В «прочтении» семантики этимологической лексики с физико-географическими реалиями и природными условиями автор статьи исходил из того, что она обусловливается особенностями рельефа, растительного покрова, гидрографии, топонимической позитивностью, окружающей географической реальностью, опорой на исторические данные, а также тем, что любой этнический ареал изменчив во времени и пространстве, не имеет непрерывных границ; что в изучении географических названий одинаково важны и учёт этноязыкового состава населения, и влияние географической среды на возникновение топонима. К исследованию топонима применен комплексный подход: учтены лингво-, историко-, географический метод, социокультурный и географический факторы, лежащие в основе изучения топонимики, что мотивируется междисциплинарностью науки. Анализ материала выявил описательность топонимов, их связанность с физико-географическими особенностями ареала, а также то, что топонимы «создавались» в то далёкое время как приём запоминания, как своеобразный ориентир, выполнявший роль эквивалента настоящей географической карты.
Образ барана в прикладном искусстве Кобанской культуры и традиционной культуре населения Центрального Кавказа
Автор: 00mN1ck / 14 ноября 2016 / Категория: Интересные материалы » Древность
Образ барана в прикладном искусстве Кобанской культуры и традиционной культуре населения Центрального КавказаОбраз барана нес высокую и сложную семантическую нагрузку. Этот полисемантический образ был широко распространен в культуре населения Центрального Кавказа с эпохи бронзы и до сих пор бытует в традиционной материальной и духовной культуре осетин. Семантика образа барана с течением времени претерпела изменения. В кобанской культуре наиболее ранние образы связаны с идеей крылатого барана (фарна). Эта традиция фиксируется в дальнейшем в этнографических параллелях. В осетинском нартовском эпосе стадо баранов является показателем богатства, меновым товаром. В осетинских волшебных сказках баран также фигурирует как жертвенное животное и как медиатор, способный перемещать героя в разные миры и определять его судьбу. В осетинской этнографической традиции баран функционирует в основном в культах плодородия и грозового божества. В традиционной культуре осетин особо почитались отдельные части туши животного. Изображения головы барана распространены в прикладном искусстве кобанской культуры и часто замещает образ всего животного. Известны изображения нескольких бараньих голов, развернутых в разные стороны и таким образом маркирующих пространство. Во многих фигурных композициях изображения баранов кратны трем, что находит отражение в осетинской культовой традиции. Встречаются и сдвоенные фигуры баранов. Известны изображения как одиночной редуцированной головы барана, так и композиции из горизонтальных и вертикальных рядов. Головы баранов, как правило, бывают объемными, а туловище животного имитирует корпус предмета, часто с нанесенным на него орнаментом, имитирующими шерсть животного. В сарматский, аланский и средневековый период изображение барана в памятниках Центрального Кавказа подвергается стилизации. В мелкой бронзовой пластике изображений баранов в этот период встречается не так много. Стилизованные головы и рога баранов сохранились в орнаментальном искусстве осетин и используются для украшения женского свадебного костюма.
Усуны и нарты – предки осетин
Автор: 00mN1ck / 23 сентября 2016 / Категория: Авторские статьи, Древность, Скифы
Усуны – древний ираноязычный народ, обитатель Восточного Туркестана. Для его сообщают китайские династические истории эпохи Хань (ІІІ в. до н. э. – ІІ в. н . э.) «Ши-цзы”, «Хань-шу» и «Хоу Хань-шу». Они жили между оз. Лобнора, Восточного Тянь-шаня и Южного (Монгольского) Алтая. Это были люди европеидного облика, высокого роста, светлыми глазами и волосами. Занимались скотоводством и разведение лошадей. Основным источником информации об усунях в китайских летописях, является путешественник Чжан Цянь (Zhāng Qiān) Усуны и нарты – предки осетин, посетивший их страну в 116 г. до н.э. Таким образом, стали известны в китайской транскрипции имена и титулы их правителей.
Надо знать, что современное чтение этих транскрипций не соответствует тому, как они звучали в эпоху Хань. Но с помощью Словаря «Китайские иероглифы» Сергея Старостина можно посмотреть, какое было их древнее произношение.
Первым известным правителем усуней, назван Нантоуми (Nantoumi) Усуны и нарты – предки осетин, он жил в ІІІ в. до н.э. и погиб в войне с соседними юэчжами 月氏 (арси). Первый иероглиф Усуны и нарты – предки осетин – совр. произношение nán, но в др. кит. nār, потом изменилось как nān, в класс. др.кит. и эпоху Хань (значения: трудный, тяжелый, бремя, неудобства, нельзя, не могу; затруднять, беспокоить, обременять), второй иероглиф Усуны и нарты – предки осетин – совр. пр. dōu, в др.кит., класс.др.кит. tō, в эпоху Хань twā (зн.: шлем, каска; головная повязка), и третий иероглиф Усуны и нарты – предки осетин – совр. пр. mĭ, в др.кит. и эп. Хань máj (зн.: 1. не иметь; не имеется, нет; 2. прийти в упадок; склониться; повалиться).
Раскопки Адайдонского могильника Кобанской культуры в 2006-2007 гг.
Автор: 00mN1ck / 23 января 2009 / Категория: Интересные материалы » Древность
Раскопки Адайдонского могильника Кобанской культуры в 2006-2007 гг.Памятник обнаружен в 2006 г. в результате археологических работ, проводившихся в р-не сс. Цми и Нижний Зарамаг Алагирского р- на РСО-А сотрудниками Института истории и археологии РСО-А при СОГУ им. К.Л. Хетагурова, при участии специалистов ГУП «Наследие» Министерства культуры Ставропольскго края и Государственного учреждения «Республиканский научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры Министерства культуры РСО-А». В результате археологических работ 2006 года на памятнике было выявлено и исследовано 4 гробницы раннекобанской культурной атрибуции (раскопки проводились по Открытому листу № 1277, выданному на имя В.(Х.)Т. Чшиева.)
Нартовский эпос осетин и срубная культура: поиск схождений
Автор: 00mN1ck / 11 сентября 2008 / Категория: Интересные материалы » Древность
Нартовский эпос осетин и срубная культура: поиск схожденийУже первый исследователь нартовского эпоса осетинского народа В.Ф. Миллер обнаружил в нем скифо-сарматские мотивы. Благодаря работам этого и многих других ученых, особенно В.И. Абаева и Ж. Дюмезиля, выкристаллизовалась следующая схема происхождения осетинской Нартиады: индоиранские мифы и легенды — скифские и сарматские легенды и эпические сказания — осетинские эпические циклы. Из трех звеньев этой цепи меньше всего внимания привлекает первое. Многие авторы, рассматривая проблему становления нартовского эпоса, обнаруживают параллели его мотивам в Ригведе, Авесте, а также в других памятниках религии и литературы древних Индии и Ирана, — но упор традиционно делается на сопоставление Нартиады прежде всего со скифским и сарматским наследием.
Гребни из древних и средневековых погребений кочевников Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Автор: 00mN1ck / 8 сентября 2008 / Категория: Древность, Скифы, Сарматы, Аланы
Гребни из древних и средневековых погребений кочевников Северного Кавказа и Северного ПричерноморьяВ настоящее время достаточно хорошо известны образцы односторонних гребней из скифских погребений Среднего Дона и Северного Причерноморья. Так, гребень с дыркой для подвешивания, изготовленный из оленьего рога, был найден в кург. № 8 могильника Терновое I. Его украшала фигура гепарда, покрытая циркульным орнаментом. Справедливо отмечается нехарактерность как образа гепарда, обитающего в пустынях и полупустынях Средней Азии, так и самой изобразительной манеры для скифского искусства.
К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОСЕТИН
Автор: 00mN1ck / 12 апреля 2008 / Категория: Интересные материалы » Древность
На одном из Интернет-сайтов (www.Kavkaz.tv) появилась статья чеченского историка Дени Баксана о семитском происхождении осетин. Рассматривать всерьез положения Дени Баксана не стоит, так как совершено ясно, что работа эта с явной политической подоплекой, отражающей интересы некоторых националистических кругов в Чеченской республике и Ингушетии. Но с подобной идеей в середине XIX века выходил и небезызвестный исследователь Пфаф, которого трудно заподозрить в конъюнктурной нечистоплотности. Юрист по специальности и еврей по происхождению, Пфаф, занявшись исследованием осетинского языка и осетинской культуры, интуитивно почувствовал некоторую близость культур осетин и евреев.
Феномен из Кобана
Автор: 00mN1ck / 12 апреля 2008 / Категория: Интересные материалы » Древность
Феномен из КобанаПервые предметы кобанского типа были обнаружены в предгорьях Северного Кавказа еще в середине XIX в. во время Кавказской войны. Русскими солдатами при строительстве укреплений и мостов были найдены необычные бронзовые украшения. Знакомство с ними свелось к простому их описанию, они были ошибочно отнесены к эпохе средневековья и выпали из поля научного интереса специалистов-археологов. Лишь позже, после сенсационного открытия в селении Уаллаг Кобан, придет понимание того, что Кавказ являет собой удивительно богатый для археологов край, полный чудес и открытий, скрывающий в своих недрах прекрасные вещи. А открытая здесь археологическая культура получит название кобанской. А начиналась эта история так…
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  Архив
Февраль 2022 (1)
Ноябрь 2021 (2)
Сентябрь 2021 (1)
Июль 2021 (1)
Май 2021 (2)
Апрель 2021 (1)
  Друзья

Патриоты Осетии

Осетия и Осетины

ИА ОСинформ

Ирон Фæндаг

Ирон Адæм

Ацæтæ

Список партнеров

  Реклама
 
 
  © 2006—2022 iratta.com — история и культура Осетии
все права защищены
Рейтинг@Mail.ru