II Арабат — аланский полководец XI в. — эпохи царя Алании Дургулеля Великого. Проводя активную внешнюю политику, Дургулель часто посылал союзникам дружины. С одним из таких аланских отрядов Арабат попал в Византию. В сражении с турками он спас Исаака Комнина, племянника императора, а всю армию — от разгрома. Подробное описание этого боя оставил в «Исторических записках» Никифор Вриенний.
«Один алан из числа вступивших по найму в отряд благородного Исаака, по имени Арабат, видя, что варвары нападают с величайшею яростию, и что братья (Комнины) одни с немногими воинами подвергаются опасности, и, боясь, чтобы с которым нибудь из них не случилось какой беды, приглашал товарища по имени Хаскариса, из подручников Алексея Комнина, вместе c ним сойти с лошадей и ударить на врага копьями. «Стыдно будет», сказал он, «если в присутствии аланов мужи благородные и именитые подвергнутся опасности; срам падет тогда на весесь аланский народ»! Так советовал Арабат; но Хаскарис отвергал совет его, будто бы не столько благоразумный, сколько смелый... но Арабат, разбранив его по-варварски, тотчас сошел с лошади и, ударив ее кнутом, чтобы она следовала за бегущими, начал сражаться пеший. Турки, пораженные необычностию сего зрелища, недоумевали, что это делается. В руках Арабата было короткое копье: первого попавшегося он ударил копьем в грудь и сбил его с лошади. Один (турок) пустил в него стрелу и ранил ею правую его руку; но он вырвал стрелу из раны и ею же, как некогда Врасид, отомстил варвару. Устрашенные таким его мужеством, варвары немного отступили. Пользуясь этим случаем, он взошел на кровлю (какого-то строения) и оттуда поражал неприятеля стрелами. ...Объятые великим страхом, турки оставили их и отступили; а римляне, немного отошедши, спешились и остановились в безопасном месте. По наступлении ночи пришел к ним и тот алан, который прежде сошел с лошади. Таким образом, все спаслись — никто не был взят в плен, ни убит; и все спасшиеся благодарили своего спасителя и защитника, доброго Арабата».
Дургулель Великий — царь Алании, одна из крупнейших политических фигур Кавказа и Ближнего Востока XI в. Его дипломатические и военные шаги нередко оказывались решающими для судеб многих народов.
Блистательная военно-политическая деятельность царя алан Дургулеля Великого начинается на рубеже 50—60-х гг. XI в. В течение почти четверти века он со своей армией играл ключевую роль в развитии событий не только на Кавказе, но и в Передней Азии и на Ближнем Востоке. Его услугами охотно пользовались императоры Михаил VII Дука и Никифор Вотаниант. Очевидно, Византия очень нуждалась в военной помощи со стороны алан. Этим и объясняются династические браки той поры. Сестра Дургулеля Великого Борена вышла замуж за грузинского царя Баграта IV, правившего в 1027—1072 гг. Их дочь Мария вступила в брак с византийским императором Михаилом VII Дукой (1071—1078 гг.). Дочь Дургулеля Великого Ирину Михаил Дука выдал замуж за знатного византийского патриция Исаака Комнина. После смещения Михаила Дуки в 1078 г. Мария стала женой императора Никифора Вотанианта, а двоюродную сестру Ирины в конце XI в. взял в жены правитель Трапезунда Григорий Гавр. Византийские источники Ирину Аланскую называют «василиссой», т. е. императрицей. Это указывает на высочайший социальный статус и политический вес аланского царя Дургулеля, что отметил М. В. Бибиков: «Речь идет о самостоятельном государстве, равноправном с империей ромеев: византийскому василевсу соответствует аланская василисса». Дургулель Великий оказывал серьезную военную помощь своим родственникам-союзникам. В 1062 и 1065 гг. он со своим войском вторгался в Арран и наносил удары по противникам Баграта IV. Император Михаил Дука послал Никифора Палеолога к своему «родственнику правителю Алании» за войском. Никифор привел из Алании 6 тысяч воинов. В борьбе с восстанием Урселя в 1073 г. принимало участие войско, присланное «правителем Алании». Приближенные Дургулеля играли важную роль в византийских делах и армии. В походе на Двин в 1045 г. участвовал «магистр» Константин Аланский. В 1071 г. аланы вместе с византийцами сражались против сельджуков при Манцикерте.
Высокую оценку военно-политической деятельности Дургулеля Великого дают грузинские летописи. В 60-х гг. XI в. Грузию неоднократно потрясали набеги сельджукского султана. По сведениям «Картлис цховреба», со времени нашествия Мервана Глухого Картли не испытывала подобного разгрома: «от множества трупов не касался взгляд человеческий тверди земли». Ряд крепостей, включая города Тифлис и Рустави, султан передай своему вассалу Фадлону.
В 1064 г. сельджукский султан Алп-Арслан вновь вторгся с большим войском в Закавказье. Баграт IV позвал на помощь своего шурина «великого царя» алан. Дургулель во главе 40-тысячной армии совершил успешный поход на Ганджу. Аланы «разорили владения Фадлона и возвратились с большой добычей». Сообщение грузинской летописи подтверждают арабские авторы. Мониджим-Баши сохранил рассказ о том, как в 1062 г. аланы, прошедшие Дарьяльские ворота, опустошили Арран и взяли 20 тысяч пленных. В 1065 г. они совместно с грузинскими войсками вновь вторглись во владения Шаддадидов и дошли до Аракса.
Вскоре после успешного похода в Ганджу Дургулель Великий решил лично посетить своего шурина и «со многими вельможами» отправился через Абхазию в Кутаис, где застал свою сестру. Оттуда он отправился в Карталинию. Царь Баграт находился в Надарбазеве и услышав только о появлении Дургулеля, пошел ему навстречу и «встретил его дружески». В Зкецуни они 12 дней провели за праздничными столами.
Путь из Алании через Абхазию в Кутаис, по которому шел в Грузию Дургулель, указывает на то, что границы Алании в то время простирались далеко на север и на запад, до Эльбруса.
Умер Дургулель Великий в конце XI в. Точное место его захоронения пока не известно. Конечно, самому крупному и влиятельному царю Алании должен принадлежать мавзолей, соответствующий его общественному положению и статусу. В этой связи заслуживает самого пристального внимания идея В. А. Кузнецова, связавшего захоронение в царском мавзолее на Кяфарском городище с Дургулелем. Стены мавзолея сложены из 8 прекрасно отесанных плит, сплошь покрытых рельефными сюжетными изображениями, что в совокупности с конструкцией делает склеп уникальным. Столь монументального могильного сооружения в средневековых древностях Кавказа больше нет и это ставит его на совершенно особое место. Комментируя изображения на склепе, В. А. Кузнецов пишет: «Это символическая характеристика деяний покойного царя... не трудно заметить, что в образах скрыта целая концепция средневековой феодально-рыцарской этики... Широкое и обильное застолье с дружиной и приближенными, местными и заморскими гостями, культ личной доблести и силы, удачных набегов и военных мероприятий и, наконец, духовное смирение перед всевышним и церковью» — это те нормы и идеалы, которые пронизывали всю жизнь рыцарской аристократии. Семантика рельефов мавзолея соответствует идеологии феодальной элиты; «взятая в целом, она, очевидно, была направлена на прославление деяний захороненного в мавзолее героя — царя Алании...».
Ирина Аланская — дочь знаменитого царя Алании Дургулеля Великого. Византийский император Михаил VII Дука, женатый на племяннице Дургулеля, Ирину выдал замуж за знатного патриция Исаака Комнина. Византийские источники Ирину называют «василиссой», т. е. императрицей.
Росмик — аланский царь начала XII в., игравший большую роль в армии и при дворе императора Византии Алексея. По свидетельству Анны Комниной, в сражении византийцев с кельтами алан Росмик командовал правым флангом, «где стояли его соотечественники». В источниках Росмик назван «экскусиократором» (царем), а его воины — «воинственными аланами».
По данным Анны Комниной, византийские императоры часто пользовались помощью алан в борьбе с врагами; аланы входили в состав войска, сражавшегося под командованием Исаака и Алексея Комниных против турок. Шеститысячный аланский отряд примерно в это же время пришел на помощь Михаилу VII. Полководцы Росмика в византийской армии занимали важнейшие посты. Так, при дворе Алексея Комнина находился «алан, по сану магистр, который был близок к императору и принадлежал к числу его домашних».
Таким образом, в период правления царя Росмика Алания поддерживала традиционно дружественные отношения с Византией.
Бурдухан—аланская царевна, ставшая женой будущего царя Грузии Георгия. Древнегрузинские историки дают Бурдухан блестящие характеристики. Так, автор «Истории и восхваления венценосцев» писал: «Будучи царем, отец (Деметре) привел Георгию в жены дочь царя Худдана, по имени Бурдухан, сообразную с солнцеликим и льву подобным мужем. Сама она была солнцем над солнцами по красоте... Она... если исключить, что у нее был муж, благостью, мудростью, умением ходатайствовать и оказывать помощь напоминала просветительницу неба и земли Марию». Историк царицы Тамары с связи с восшествием ее на престол, отмечал: «Воссела волею божьею Тамара... дочь царя царей Георгия, сына Деметре, рожденная от жены Георгия Бурдухан — дочери осетинского царя, той, которая превосходила всех добродетельных женщин во всех отношениях, кроме того, что она была матерью Тамары; другой ей подобной невестки в те времена не видела страна грузин, она достойна того, чтобы потомки чтили ее из поколения в поколение».
Благодаря браку с Бурдухан Георгий постоянно мог рассчитывать на аланские дружины. Например, когда объединенные силы мусульманских стран опустошили южные районы Грузии, «царь Георгий собрал войска из семи царств своих, из Имеретин и Америи, вывел осетин и жителей многих других земель и направился против султана, имевшего бесчисленное множество... войска». Летописцы утверждают, что Георгий в необходимых случаях получал аланские войска в нужном количестве.
Вскоре после возведения в 1179 г. на престол Тамары произошло событие, по определению летописей, «не только неожиданно, но и безвременно, не сообразуясь даже с быстротечностью жизни: скончалась мать Тамары, равная матери сына Божья. Какой язык в состоянии выразить, сколько горести и воздыханий было вызвано этим событием?.. Вырывая волосы и бороду, он (Георгий)... проливая потоки слез, тысячу и десять тысяч раз ударял себя в грудь и изводил себя. С выбритой головой и подавленным сердцем встречал он дочь свою, светозарный вид которой уже успел омрачиться. Когда они держали друг друга в объятиях, из четырех их глаз источались потоки слез».
Среди представительниц женской половины царского дома Грузии, помимо Бурдухан, средневековые летописцы давали столь высокие оценки лишь ее дочери — царице Тамаре, жене Давида-Сослана.
Борена — дочь аланского царя Урдуре, сестра Дургулеля Великого, жена царя Грузии Баграта IV (1027—1072 гг.). Дочь Борены — Мария — вышла замуж за византийского императора Михаила VII Дуку (1071—1078 гг.).
Давид-Сослан — аланский царевич из рода Царазонта, муж царицы Грузии Тамары. В закавказской историографии иногда искажают генеалогию Сослана, отказывая ему в аланском происхождении. Первым точку зрения о принадлежности Давида-Сослана к роду грузинских Багратидов высказал в XVIII в. Вахушти. Это мнение еще в дореволюционной историографии подвергалось резкой и обоснованной критике. Например, В. Б. Пфаф аргументацию Вахушти о багратидском происхождении Сослана называл «неуместными и тенденциозными доводами». Концепцию Вахушти убедительно опроверг Г. Д. Тогошвили. Он обратил внимание на то, что современные Тамаре закавказские историки Сослана не считали Багратидом. «История и восхваление венценосцев», Басили, Вардан, Степанос Орбелян и др. Давида-Сослана единодушно называют «аланом царского происхождения». Так, Мхитар Гоша (1188 г.) писал: «Тамара, дочь царя Георгия, разошлась с первым мужем, русским царевичем, и вышла замуж за человека из Аланского царства, ее родственника по матери (матерью Тамары была аланская царевна Бурдухан), по имени Сослан, которого после воцарения называли и Давидом». В стойкой народной традиции Сослан неизменно связывается с Царазонами. В Нузальской надписи также определенно говорится о принадлежности Сослана к царскому роду алан Царазонта.
Соправитель Тамары, наделенный широкими правами и полномочиями, Давид-Сослан фактически был вторым лицом в стране и верховным главнокомандующим. Одержанные в период совместного царствования крупны победы над внешними врагами, установление внутреннего мира, большие успехи в экономике и культуре — все это ассоциировалось с именами Тамары и Давида. Они пользовались огромной популярностью, о чем свидетельствуют грузински© летописи и историки, литература и памятники устного народного творчества.
Как верховный военачальник, Давид-Сослан лично вел войска на врага, когда решались крупные вопросы внешней политики (Шамхорская битва) или судьба грузинского государства (Басианская битва).
Шамхорская битва произошла 1 июля 1195 г, Согласно грузинским летописям, в ней «царь действовал как Ахиллес» и одержал уверенную победу. Басили назвал ее «олимпийской победой, достойной гораздо более высокой похвалы, чем победы, которые одержал Александр (Македонский) над Дарием», Давид-Сослан отличился и в Басианской битве; «Подошел Давид, со своим войском, и как волк среди овец, так он ворвался в бесчисленное войско султана. ...Такое громадное множество войска было сразу разбито, побеждено и рассеяно. ...Везде, куда только можно было глазами достать, видны были обращенные в бегство лесоподобные войска».
Полководческая слава Давида-Сослана, приобретенная в боях грузинского феодального государства, косвенно укрепляла воинский авторитет алан, по словам летописцев, «мужей мужественных и сильных в боях».
Амбал (осетин, æмбал — «товарищ») — алан по происхождению, один из приближенных князя Андрея Боголюбского, На славянский княжеский двор Амбал попал при любопытных обстоятельствах. Андрей Боголюбский после смерти своей первой жены (дочери Кучки), взял в жены аланку, вместе с которой в землю русскую отправился ее брат по имени Амбал. В тот период браки между представителями славянской и аланской аристократии стали обычным явлением. Так, согласно сообщению летописного свода, брат Боголюбского князь Всеволод Большое Гнездо «имел жену ясыню Марию, скончавшуюся в 1205 году; сестра же ея была с 1182 года за Мстиславом, сыном Святослава, великого князя Киевского». Князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, после похода на Дон и половцев в 1116 г. «получил ясыню Елену, девицу чрезвычайной красоты, и на ней в Киеве женился». Ее называли дочерью аланского князя Сварна. Еще раз источники упоминают ее в 1146 г.: «Перенесе благоверная княгиня Олена Яска князя своего Ярополка из гробницы в церковь святого Андрея, и положи его у янки». Согласно данным Ипатьевской летописи, «она умерла в глубокой старости в 1201 году».
Особый интерес к союзу с аланами проявляли суздальские князья. Учитывая, что династические браки—обычное дело средневековой дипломатии Восточной Европы, не вызывают удивления многочисленные связи между членами княжеских семей Алании и Суздаля. Таких случаев было так много, что В. Т. Пашуто счел возможным подчеркнуть: «Суздальские князья долгое время сохраняли и матримониальные союзы с владельцами Северного Кавказа, при владимирском дворе встречаются служилые осетины», т. е. аланы. Дело дошло даже до того, что князья других городов Древней Руси в жены аланок брали из Суздаля! Например, в 1182 г. «Князь Кыевский Святослав Всеволодович ожени два сына, а ...за Мстислава ясыню из Володимира Суждальского, Всеволожю свеста».
Разумеется, династические браки отражали политическую ориентацию в восточной политике Киевской Руси, где христианам аланам отводилось заметное место. В этой связи появление Амбала в окружении славянского князя Андрея не представляется чем-то неожиданным. Амбал очень быстро продвинулся по службе, «стал любимцем князя» и «получил большую силу во всем доме». Это, однако, не помешало ему вместе с сестрой принять активное участие в заговоре против Боголюбского. Ночью 29 июня 1174 г. заговорщики, в их числе Амбал, ворвались в спальню Андрея и убили его.
На следующий день горожане Владимира, жители Боголюбове и других окрестных сел восстали против княжеской администрации и многих из них перебили. Вскоре Всеволод Большое Гнездо казнил заговорщиков, Амбала повесил, а его сестру — супругу Андрея — утопил в озере Клешен. Сын Андрея от брака с аланкой — Георгий — в это время правил в Новгороде, откуда был изгнан после убийства отца. Спасаясь от преследований Всеволода, Георгий удалился к родственникам своей матери. Средневековые источники отмечают его появление в пределах Восточной Алании на р. Сунже. Следовательно, мать Георгия Андреевича (ставшего затем на короткое время мужем царицы Грузии Тамары) и ее брат Амбал были аланами северокавказского происхождения.
"Аристократия Алан" Ф.Х. Гутнов. Владикавказ "ИР" 1995.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |