"Когда горит аул, то невозможно, чтобы твоя сакля уцелела". В этой поговорке заложена идея коллективизма, идея общности интересов: чтобы дом твой не сгорел, с пожаром надо бороться всем аулом. Осетин чувствовал себя членом того общества, в котором жил, ревностно защищал его интересы, понимая, что от благополучия общества зависело и благополучие его семьи.
Ни один взрослый мужчина не оставался в стороне, если на аул нападал неприятель; раздавался клич: "Фæдис". Тут же схватив оружие, он отправлялся верхом на ныхас, не сходя с коня, спрашивал: "Чердæм фæдис?" и поворачивал коня в сторону неприятеля.
Больше всего осетин дорожил честью и человеческим достоинством. Он чувствовал большую ответственность за других, строго придерживался правила: один за всех, все за одного, считая себя в ответе за каждого члена рода. Эти особенности образа жизни имели следствием выработку традиционных привычек. В осетине сильно развито чувство общинной солидарности.
Одной из сильных черт характера осетина была честность; можно даже утверждать, что в осетинском обществе не было места лжи и обману. В более ранние периоды, в условиях отсутствия письменности, слово заменяло собой документ. Если осетин давал слово (дзырд радта), можно было совершенно не сомневаться в том, что он его сдержит до конца. Под честное слово, без всяких свидетелей, осетин давал осетину в долг деньги или домашний скот с условием возвращения их к условленному сроку. Не выполнить слово считалось большим позором, такой человек терял доверие односельчан, которым очень дорожили. И настолько велико было доверие друг к другу, что кредитор от имени второго лица мог занять у его знакомого на известный срок нужную ему сумму денег; для этого достаточно было показать шапку поручителя. В качестве заверения обязательного возвращения долга к установленному сроку берущему долг достаточно было вырвать волос (æрду) из усов. С возникновением письменности словесная гарантия стала вытесняться письменной; одновременно утверждается обычай клятвы и свидетельские показания.
Наиболее распространенной формой гарантии стала клятва. Она была основана на том, что по установившемуся в обществе порядку никто не мог принести ложную клятву: достаточно было осетину дать присягу или поклясться, чтобы с него было снято подозрение в совершении преступления. За оказанное ему доверие осетин отвечал тем же и считал за оскорбление выражение ему недоверия.
Осетин крайне болезненно реагировал на оскорбление. Он ревностно относился ко всему, что могло опозорить его имя в обществе и в личной жизни. Наиболее тяжкой формой физического оскорбления считалось нанесение удара палкой и плетью. По понятиям осетина, палка существует только для нанесения удара собаке. Следовательно, ударивший мужчину палкой ровнял его с собакой и такое оскорбление можно было смыть только кровью. Оскорбительным был и удар плетью; ею били только рабов, а осетин считал для себя большим позором уподобляться рабу, которого наказывали плетью. На удар плетью отвечали ударом кинжала, хотя могли быть и другие исходы.
Осетин считал за оскорбление, если дотрагивались до его головного убора, считавшегося вещью священной и неприкосновенной. По этой причине он очень заботился, чтобы шапка его была на уровне: он мог ходить даже в рваной одежде, но шапка всегда должна была быть образцовой. Когда хотели пристыдить мужчину, ему обычно говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на женский платок. Шапка в глазах осетина — символ мужества, силы, отваги и превосходства. Вот потому нельзя было дотрагиваться до шапки, а тем более сбивать ее с головы.
Существовали также оскорбления морального характера. Тяжким оскорблением считалось похищение невесты после сговора, словесное оскорбление жены, матери, близкого родственника. Не обходилось без кровной мести, если кто посвятит покойнику собаку, кошку, осла. Никакое оскорбление не оставалось без наказания.
Осетин по природе своей скромен. Недопустимым считалось явиться на куывд или поминки без приглашения. По этому поводу сохранилась интересная поговорка: "Не желудок должен руководить поведением человека за столом, а его рассудок".
Стоило немалых усилий, чтобы осетина, даже когда он очень голоден, уговорить сесть за стол. А когда он садился, ел мало, чинно, причем сам процесс еды и для хозяина и для гостя служил лишь дополнением к разговору. Осетин никогда не съедал за столом все, что ему подавалось. Независимо от количества поданной пищи, он обязательно оставлял часть, которая называлась фынгисæггаг, то есть доля, полагающаяся тому, кто убирал со стола.
Еще большим позором, чем обжорство, считалась невоздержанность в питье. Осетины за трапезой употребляли спиртные напитки, но знали меру. Нарушение застольного этикета строго осуждалось.
Большим пороком в обществе считалась трусость, где бы и в чем она не проявлялась. Своим недостойным поведением трус нарушал дружбу и товарищескую солидарность. Поэтому проявленную на войне трусость справедливо расценивали как предательство. Трусливый человек покрывал позором себя и весь свой род. Человека, проявившего трусость на войне, в осетинском обществе бойкотировали и презирали. О человеке, проявившем трусость, народ складывал позорящую его имя песню и, наоборот, о человеке, совершившем героический поступок или погибшем в неравной борьбе смертью храбрых, складывали песню, которая увековечивала добрую память о нем в народе.
Среди характерных черт, проявляемых в семье и обществе, одной из важнейших была строгая физическая воздержанность. Она являлась следствием суровой системы воспитания, внушавшей осетину полнейшее пренебрежение ко всем телесным потребностям. "Никакая физическая боль и страдание, — писал С. Кокиев, — не должны вызвать у него ни одного стона или жалобы; в противном случае он несет позорное прозвище "баба". Действительно, он героически переносит всякие физические, страдания, умирает героем, часто на седле и с песнями на устах"(42). Мужчина не должен плакать, чтобы не уподобиться женщине, о которой говорили, что у нее "глаза на мокром месте". "Всякий мужчина, — писал Д. Лавров, — с мужеством и без всяких жалоб выносил тяжелые раны под страхом насмешки своих земляков. Энергия, способность к перенесению физических невзгод и самая строгая воздержанность в наслаждениях составляют постоянные качества осетина"(43).
Суровые жизненные условия делали горца-осетина внешне суровым, необщительным, грубым. Но это первое впечатление сразу же рассеивалось при близком знакомстве с ним, когда обнаружилась его богатая и широкая натура, которая проявлялась во всем: во внешнем виде, простых манерах, в умении с достоинством держаться в обществе, беречь свое имя, в производимых им изделиях, которые отличались изяществом и хорошим вкусом.
Источники: 42 Кокиев С. Записки о быте Осетин // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее, т.I. M., 1885. 43 Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах //ППКОО, кн.4,с.86.
"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |