Н. А. Онайко: Пытаясь раскрыть историческую роль взаимодействия греческого и варварского искусства, исследователи часто утверждают, что греки явились той разрушительной силой, под влиянием которой звериный стиль потерял самобытность художественной формы и идейного ее содержания, так как представители высокой цивилизации якобы не понимали варварское искусство и идеологию. Так ли это? И можно ли вообще с таких позиций давать оценку этому сложному историко-культурному явлению, которое было результатом тесного экономического сотрудничества греков с варварским окружением, сыгравшим большую роль в политической и духовной жизни народов Северного Причерноморья?
Е. В. Переводчикова: Скифы в V-IV вв. до н. э. вступают в активные контакты с греческими городами Северного Причерноморья, откуда получают многочисленные произведения греческих мастеров. Предметы греческого импорта и вещи, выполненные на заказ для скифов с изображениями на «скифские темы», если и не составляют основную массу вещей из богатых курганов, то, во всяком случае, в значительной мере определяют облик культуры верхних слоев населения Скифского царства. (13: 139)
Чтобы понять наше заблуждение, напомним, что разница в социально-экономическом и культурном развитии греков и северочерноморских ведущих племен была сравнительно невелика и мировоззрения этих двух обществ были близкими, особенно в период создания греко-синдо-меотского государства, когда существенно менялась идеология тех и других. Известно, что греки умело и тонко проникали в идеологию и душевный мир других народов, создавая шедевры в гораздо более развитом искусстве, чем искусство северочерноморских племен. Они создали замечательные рельефы Персеполя, воплощая в них прекрасные образы персидских воинов и правителей. Девять десятых мастеров римского портрета были греками. Ничего непреодолимого для греков не было и в Северном Причерноморье. И здесь они так же хорошо прониклись идеологией племенного мира, как легко вошли в иранское мировоззрение в Персии и позднее в Италии. Яркой иллюстрацией этому являются многочисленные произведения боспорской торевтики круга чертомлыцкой, куль-обской, воронежской ваз, обивок горитов и ножен мечей типа мелитопольских и т. д. Если бы варвары не понимали этих и подобных им изделий, они бы их не покупали. А ведь многие из этих вещей, даже с чисто эллинскими сюжетами, штамповались и продавались местным племенам в большом количестве.
Бронзовый котел с орнаментом на тулове. Курган Раскопанная Могила. 375-325 гг. до н. э.
Ради экономических выгод греки стремились снабжать племенную знать и различного рода подражаниями в зверином стиле, учтя к тому же большое их пристрастие к металлу, в котором зооморфные изображения нашли наиболее яркое выражение.
История северочерноморского звериного стиля знаменует длительный и сложный процесс развития различных образов, создававшихся греческими и варварскими мастерами. Но относить утрату самобытности за счет непонимания греками этого стиля значит отрицать его самобытность, допускать, что варвар — потребитель предметов данного искусства — пользовался глубоко чуждыми ему художественными произведениями.
Е. В. Переводчикова: Дело не только в том, «положительное» или «отрицательное» воздействие оказали греки на скифское искусство, но и в том, было ли вообще это воздействие столь активным, чтобы можно было говорить о его определяющей роли. Ведь мифу о цивилизующей роли греков в скифской культуре можно противопоставить другой взгляд: кочевники были не только «доителями кобылиц» и воинами-завоевателями, они умели делать своими руками многие нужные им вещи. Любой этнограф может сказать, что кочевой образ жизни не препятствует занятиям ремеслом, что в кочевническом обществе есть, как правило, свои ремесленники и соответственно свои традиции в этой области. Однако это представление, в принципе более обоснованное, в данном конкретном случае выглядит не менее общим, нежели приведенное ранее, и не в большей степени способно объяснить реальную ситуацию. (13: 155)
Для северопонтийского звериного стиля, как и для местного общества в целом, свойственны не только внешние влияния, но и свои собственные внутренние процессы развития. Уже на самых ранних этапах появления в Северном Причерноморье так называемого скифского звериного стиля на его изделиях можно отметить отклонения в трактовке изображений, которые на более поздних вещах мы привыкли приписывать греческому «непониманию» художественной формы и содержания образа. Греки же, стремясь угодить знати, еще в IV в. до н. э. предлагают ей изображения в старых, традиционных схемах варварского искусства, например изображение свернувшегося в кольцо льва.
В производстве северочерноморской торевтики отчетливо выступают три основные тенденции.
Первая находит отражение в произведениях, заведомо возникших в варварской среде, произведениях меотского и скифского звериного стиля.
Вторая представлена греческими изделиями, которые в полной мере удовлетворяли запросы местного населения, далеко не ограничивающегося собственными предметами звериного стиля.
Третья тенденция находит свое выражение в греко-варварских изделиях, подчеркивающих бесконечно разнообразные художественные вкусы заказчиков и исполнителей как результат сложения исторических процессов в греко-меото-скифском мире. Ни один вид северочерноморского искусства не оставил нам столько памятников, свидетельствующих об этом, как торевтика.
Обогатив свою культуру новыми образами и сюжетами из жизни местных племен, создав в северочерноморской торевтике новую ветвь эллинского искусства, явившуюся результатом тесных экономических контактов и полного понимания идеологии последних, греки способствовали тем самым усилению социально-экономического развития этих племен. Поэтому историческая роль греческого искусства в идеологии варваров должна определяться не тем, насколько греки повинны в утрате первоначальной художественной формы выражения важных в их религиозных представлениях звериных образов, а тем, к каким последствиям привел тех и других этот творческий синтез элементов их культуры. Так или иначе, в результате симбиоза греческого и варварского искусств был создан целый ряд первоклассных памятников искусства, указывающих на сосуществование в них отдельных, различных по своему происхождению, элементов изображения. (89: 71-72)
Литература: 89. Онайко Я. А. Звериный стиль и античный мир Северного Причерноморья в VII-IV вв. до н. э. // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
13. Переводчикова Е. В. Язык звериных образов. М., 1994.
Источник: Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / Сост. И. А. Химик. — СПб.: Издательство «Лань», 2004. — 800 с.: ил. + вклейка (24 с.). — (Мир культуры, истории и философии). С. 653 — 655. |