От семьи художника – в дар музею |
Автор: 00mN1ck / 26 февраля 2011 / Категория: Газета СО |
«…Пожалуй, именно Юрию Дзантиеву принадлежит в Осетии роль человека, решительно выпустившего из запечатанной бутылки «джинна» дотоле невиданной, «нонконформистской» живописи, созвучной новейшим концепциям современного европейского авангарда». Так сегодня оценивают искусствоведы тот вдохновенный, творчески яростный вклад, который внес в сокровищницу осетинской национальной живописи ХХ века этот замечательный мастер – народный художник России, яркий новатор, подвижник от Искусства, со дня чьего рождения в июне нынешнего года исполнилось бы ровно 80 лет… Для современного изобразительного искусства Осетии имя Юрия Александровича Дзантиева – не просто имя крупного и талантливого живописца. Это в его истории – целая эпоха. Это – Личность. Величина. А для новых, молодых поколений художников и нашей республики, и всего Северного Кавказа – уже легенда… И потому для Северо-Осетинского художественного музея им. М. Туганова, в преддверии 80-летнего юбилея мастера, стало большим событием и по-настоящему дорогим подарком то, что теперь его фонды пополнились сразу семью полотнами Юрия Александровича, переданными в дар музею семьей Дзантиевых. – Это – пять его работ раннего периода и два больших холста: широко известное полотно Юрия «Амран» и «Копающие колодец» – тоже очень интересная, глубокая его работа, – так рассказал об этом «СО» брат мастера, искусствовед и писатель Анатолий Дзантиев. – Ведь сегодня одна из самых острых проблем нашего «Тугановского» музея – то, что на протяжении вот уже двух десятилетий, с начала «лихих» 1990-х годов, его фонды очень и очень слабо пополняются новыми поступлениями. Фактически, ушла в прошлое былая практика регулярных закупок для этих фондов произведений наших художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. В том числе, практика закупок с выставок – так как в бюджете республики нет на это средств. И в коллекциях музея успела образоваться целая зияющая лакуна: то, чем жило, дышало и как развивалось за эти двадцать лет современное изобразительное искусство Осетии, в них, к сожалению, почти не отражено… А закупки разовые, от случая к случаю, проблему эту не решат. Вот и получается, что лучшие работы художников Осетии сегодня оседают в частных коллекциях, уходят за пределы Северного Кавказа – в том числе, за рубеж. И многие из этих утрат, увы, уже невосполнимы… |