поиск в интернете
расширенный поиск
Иу лæг – æфсад у, дыууæ – уæлахиз. Сделать стартовойНаписать письмо Добавить в избранное
 
Регистрация   Забыли пароль?
  Главная Библиотека Регистрация Добавить новость Новое на сайте Статистика Форум Контакты Реклама на сайте О сайте
 
  Строим РЮО 
Политика
Религия
Ир-асский язык
Образование
Искусство
Экономика
  Навигация
Авторские статьи
Общество
Литература
Осетинские сказки
Музыка
Фото
Видео
  Книги
История Осетии
История Алан
Аристократия Алан
История Южной Осетии
Исторический атлас
Осетинский аул
Традиции и обычаи
Три Слезы Бога
Религиозное мировоззрение
Фамилии и имена
Песни далеких лет
Нарты-Арии
Ир-Ас-Аланское Единобожие
Ингушско-Осетинские
Ирон æгъдæуттæ
  Интересные материалы
Древность
Скифы
Сарматы
Аланы
Новая История
Современность
Личности
Гербы и Флаги
  Духовный мир
Святые места
Древние учения
Нартский эпос
Культура
Религия
Теософия и теология
  Реклама
 
 
Аланы в I-IV вв.
Автор: 00mN1ck / 14 января 2007 / Категория: Интересные материалы » Аланы
Аланское политическое объединение. В I в. начинается новый этап в истории скифо-сарматов. Большинство их с этого времени известны под общим названием «аланы». Новое имя почти одновременно распространилось на огромной территории — на Дунае и на Кавказе, в азово-донских и арало-каспийских степях. Первоначально аланами именовалась сильная группировка сарматских и сако-массагетских племен, вышедшая из степей между Каспийским и Аральским морем. Став господствующей силой в новом объединении сарматских областей и союзов, аланы передали им и свое имя. Поэтому одни древние авторы объясняли читателям, что аланы — это сарматский народ, другие называли их бывшими скифами, третьи — прежними массагетами. И все были правы, потому что аланы впервые объединили скифо-сарматов Восточной Европы и части Средней Азии. В новое объединение вошли крупнейшие сарматские союзы — аорсы, сираки, а также языги и роксоланы, остававшиеся в Северном Причерноморье.
Современники создания аланского объединения хорошо понимали, что «аланы» — это общее название близкородственных племен, которые раньше выступали под разными именами. Римский историк Амми-ан Марцеллин писал об аланах, что они «мало-помалу постоянными набегами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности». Аммиан, живший в IV в., отказывается перечислить разные племена, потому что «с течением времени они приняли одно имя и теперь все вообще называются аланами».
Легкость, с которой новое имя вытеснило старые племенные названия, объясняется несколькими причинами. Во-первых, оно было абсолютно понятным и наиболее подходящим для всех частей скифского мира. «Алан» — так на скифо-сарматских диалектах звучало общее самоназвание индоиранцев «ариана», что означает «арии», «ариец». Во-вторых, существовала культурная основа объединения — общность языка и происхождения, близость хозяйственного и общественного быта. Не случайно уже во II в., то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая позднесарматская (или аланская) археологическая культура. Она отличается поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. Третья и самая важная причина объединения — в его экономической и политической необходимости. Только централизованная власть могла обеспечить безопасность караванных дорог, которые традиционно контролировали сарматы. А умножение выгод от торговли было необходимо для содержания тяжелой кавалерии. Боевые лошади, вооружение и сама подготовка профессионального воина-катафрактария стоили очень дорого. Поэтому сарматская аристократия нуждалась в постоянном и надежном доходе, чтобы сохранять боеспособные дружины. А новая военная знать, формировавшаяся из тяжеловооруженных всадников, стала главной объединительной силой.
Со II в. в сочинениях древних писателей появляется общее имя страны — Алания. Ученые предполагают, что наряду со скифо-сарматами (аланами) ее населяли меотские и некоторые другие племена, подчинившиеся аланским царям.

Хозяйство и поселения. Кочевой и полукочевой быт сохранялся у населения засушливых степей, где главными занятиями были коневодство и овцеводство. Аммиан Марцеллин писал, что у алан-кочевников «нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям». В районах, пригодных для земледелия, сезонные скотоводческие стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные пашнями. По словам Аммиана, в стране алан есть «вечнозеленые равнины вперемешку с рощами плодовых деревьев, поэтому, куда бы они ни переселялись, они не терпят недостатка ни в пище для себя, ни в корме для скота. Это производит влажная почва и большое количество протекающих там рек».
Аланы Нижнего Дона и Кавказа жили оседло, занимаясь пашенным земледелием и скотоводством. Сеяли просо, ячмень, пшеницу. В горах и предгорьях скотоводство было отгонным — летом отары овец паслись на альпийских лугах, зимой их перегоняли на равнину.
Создание аланского объединения привело к быстрому развитию городских поселений, становившихся политическими, торговыми и ремесленными центрами. Крупные поселения вырастали в I—IV вв. на путях международной торговли. История большинства аланских поселений Кавказа восходит к кобанским, скифским и сарматским временам. Скифо-кобанские поселки не имели оборонительных сооружений. В сарматскую эпоху появились поселения, укрепленные рвами, валами, земляными стенами. Располагая такие крепости по берегам рек, которые служили естественной преградой для неприятелей, сарматы создали действенную систему обороны. В Алании первых веков новой эры началось превращение выгодно расположенных поселений в города. В их числе городища Алхан-кала и Серноводское в нынешней Чечне, Нижний Джулат и Заюковское — в Кабарде, Владикавказское и Брутское — в Осетии, а также многие другие. Великий географ II в. Птолемей упоминает донские города Наварис и Эксополь.
- Самый яркий пример — Зилгинское городище в Осетии, не имеющее отечественных аналогов по мощности оборонительных сооружений. Время активной жизни и расцвета Зилгинского городища приходится на I-IV вв. Этот древний аланский город вырос на важнейшей торговой трассе, соединявшей Восточную Европу с Закавказьем и Передней Азией. Он раскинулся на семи холмах и занимал общую площадь в 1 кв. км. Холмы были искусственно досыпаны и разделены рвами. На самом высоком холме располагалась цитадель, укрепленная глинобитной стеной с «панцирем» из булыжника, семиметровым рвом, валом и земляными бастионами. В случае войны цитадель превращалась в неприступную крепость. В мирное время она служила резиденцией провинциального правителя и аристократическим районом города. На остальных холмах размещался посад — здесь жили рядовые горожане: ремесленники, торговцы, земледельцы и скотоводы. Дома строили из кирпича-сырца, полы обмазывали глиной, очаг сооружали из камня и сырца. Припасы складывали в ямы-хранилища. Город был центром развития ремесла — здесь жили гончары, металлурги, ткачи и ювелиры. Многие городские жители, как и население сельской округи, работали на земле — сеяли хлеб, пасли скот. Археологи нашли в Зилге серпы и жернова, остатки проса в сосудах и кости крупного рогатого скота.

Аэрофотосъемка Зилгинского городища (вверху справа видна окраина селения Зилга, внизу в центре – кирпичный завод)
Аланы в I-IV вв.

Золотые украшения конской сбруи и снаряжение коня из погребения знатного алана – жителя Зилгинского городища (реконструкция Ф.С.Дзуцева по материалам Бесланского могильника)
Аланы в I-IV вв.

Древнее имя этого города пока неизвестно, поэтому он носит условное археологическое название — Зилгинское городище. Как и другие раннеаланские города, Зилга имела несколько функций. Военно-политическая роль города заключалась в контроле над предгорной равниной и транскавказской караванной дорогой. Здесь же находился административный центр для окружающего сельского населения. Появление поселений, подобных Зилгинскому, возможно лишь в обществе с глубоким имущественным и сословным разделением, с развитыми формами политической власти.

Общественный строй и военная организация. Алания первых веков новой эры была достаточно прочным политическим объединением. С ее созданием в I в. войны между отдельными сарматскими союзами навсегда прекратились. Алания была известна своим соседям как единое царство. Археологические находки свидетельствуют о том, что в походах аланских царей участвовали не только кавказские и донские, но даже закаспийские аланы. Цари Алании возводили свой род к богам и передавали власть по наследству. Армянские и грузинские исторические хроники сохранили имена некоторых аланских царей. Среди них Базук, Амбазук, Гигианос. Женами армянских царей были аланские царевны Сатиник и Ашхен. Династические браки и дипломатические отношения связывали царей Алании с правителями Боспора, Армении, Иберии и других стран.
Царям Алании служила военная знать. К высшей аланской аристократии принадлежала, например, прибывшая в_Армеиию свита царевны Сатиник. По словам армянского автора, «приближенные великой царицы были "прославлены и могучи, принадлежали к высшему сословию и первенствовали в войне». Главой свиты являлся некий Баракадра— «второй (после царя) сановник в государстве». После смерти Сатиник в Армению прибыла аланская дипломатическая миссия, которую возглавлял военачальник Барлаха, наделенный полномочиями действовать от имени царя. у Установлено, что уровень развития аланского общества был более высоким, чем в эпоху сарматских союзов. Скупость сведений о внутреннем устройстве Аланского царства пока не позволяет ученым сделать окончательные выводы. Насколько можно судить по имеющимся данным, Алания первых веков была государственным образованием, продолжающим в новых условиях традиции скифо-сарматской политической культуры. У Значительные изменения в составе и организации войска подтверждают такую оценку. В отличие от своих предков — скифов и сарматов, аланы уже не были народом-войском. Роль рядового населения в военном деле неуклонно уменьшалась. Костяк аланского войска составляли воины-профессионалы. Низшие слои общества редко участвовали в военных действиях, и то лишь во вспомогательных отрядах. Далеко не каждый алан был воином. Кроме сословных, существовали еще возрастные и физические ограничения. «Все, что по возрасту и полу непригодно для войны, держится около кибиток и занимается мирными делами», — пишет Аммиан Марцеллин об аристократической кочевнической среде. Идеология превосходства и богоизбранности военной элиты господствовала в аланском обществё. «Как мирный образ жизни приятен людям спокойным и тихим, так им доставляют удовольствие опасности и войны, — рассказывает Аммиан. — У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении».
Тяжеловооруженные конные дружины как в мирное, так и в военное время мало зависели от остальных соплеменников. Составляя профессиональное войско, они подчинялись лишь своим военным предводителям и царской власти. Известно, например, что царь Гигианос, вступив на престол, первым делом занялся пересчетом своей армии. Царям принадлежало право принимать решение о заключении мира или начале войны. Можно сказать, что в аланском обществе уже состоялось разделение труда между рядовым населением, занятым в хозяйстве, и знатью, которая сосредоточила в своих руках военное дело и управление. Большинство аланских походов, описанных древними авторами, имели политические цели и были продолжением международных соглашений, в которые вступали аланские цари. Второе отличие аланских войн от нашествий и набегов эпохи военной демократии — участие в них воинов-профессионалов, а не народного ополчения. Не случайно именно к аланскому времени относятся первые упоминания о военном наемничестве. Отныне аланские правители отдают свои дружины внаем. Древние авторы отмечают высокий спрос на аланских наемников и охотное участие алан в чужих войнах.

Внешняя политика и международные связи. Аланы занимали видное место в политической жизни Кавказа, Восточной Европы и Передней Азии. Объединение разрозненных прежде сарматских союзов изменило соотношение сил в огромном регионе древнего мира. Впервые после Скифского царства Алания первых веков стала грозным противником мировых держав — Парфии (Ирана) и Римской империи. Парфия была главной силой, препятствовавшей проникновению Рима на Восток. А римские легионы сдерживали завоевание парфянами всей Западной Азии. Стратегическое значение Кавказа, расположенного между двух морей, делало его желанной добычей для обеих империй. Закавказье превратилось в арену столкновений Рима с Ираном, в котором до III в. господствовали парфяне Аршакиды, а затем их сменили персы Сасаниды.
В этих условиях от надежности аланских позиций на Кавказе зависело слишком многое — прочность положения Алании на равнинах Предкавказья, Причерноморья и Прикаспия, безопасность ее рубежей и выгодный контроль за международной торговлей. Поэтому активное вмешательство в закавказские дела, игра на противоречиях иранцев и римлян сложились в приоритетное направление аланской внешней политики. Противостояние борющимся в Закавказье южным империям во все времена становилось важной задачей для восточноевропейской державы, владевшей территориями от Северного Причерноморья до Кавказа и Каспия. До Алании это было Скифское царство, после Алании первых веков — Хазарский каганат, Золотая Орда, Россия.
Важно отметить, что аланы имели в Закавказье надежный плацдарм, который стремились сохранить. Это древнее скифо-сарматское население южного склона Центрального Кавказа и известное с I в. царство алан-маскутов (массагетов) на нынешней территории южного Дагестана и северного Азербайджана. Немаловажным стимулом для военных походов на юг были хозяйственные ресурсы и цветущие торговые города закавказских стран. Воинская слава и богатая добыча формировали престиж аланской знати, составляли смысл жизни профессионального воина. В 35 г. аланы совершили поход в Закавказье, вмешавшись в иберо-парфянскую войну на стороне Иберии. Сражения произошли на землях Парфии и Армении, которую Рим руками иберов желал вывести из-под влияния парфян. Парфяне были разбиты, однако и Рим получил в Закавказье нового соперника — алан. Есть сведения, что по наущению армянского царя Тиридата I император Нерон готовил против них большой поход. Смерть Нерона в 68 г. сорвала планы римлян. А уже в 72 г. аланы вторглись в Армению и Мидию-Атропатену, «соединившись с горцами и привлекши на свою сторону половину Иберии», как пишет великий древнеармянский историк Мовсес Хоренаци.
Союзные отношения с Иберией были частью аланской политики в
Закавказье. Как известно, горную половину Иберии населяли скифо-сарматы. Из их среды происходили некоторые иберийские цари и вельможи. Знатные иберы носили древнеосетинские имена— Фарнаваз, Саурмаг, Аспарук, Ксефарнуг, Шарагас, Зевах, Радамист и т.д. Тесные политические, военные и культурные связи с древней Иберией стали впоследствии основой сотрудничества алан с ее наследницей — средневековой Грузией.
После вторжения 72 г. парфяне, владевшие Мидией, сами поставили перед Римом вопрос о совместной защите от алан. Свой следующий грандиозный поход аланы совершили в 135 г. на Мидию, Армению и Албанию. В этой войне не только Парфия, но и Рим открыто противостоял аланам. Они столкнулись с легионами римского наместника Каппадокии Флавия Арриана. Между прочим, Арриан был знаменитым историком и в сочинении «Диспозиция против алан» описал военное искусство своих противников.
В III и IV вв. аланы продолжали активную военную политику в Закавказье и неоднократно вторгались в азиатские провинции Рима. Роль посредника, сохранявшего баланс сил между Аланией и Римом, в Северном Причерноморье выполняло Боспорское царство. Поддержка, которую римляне оказывали Боспору, не мешала аланам развивать тесные политические, хозяйственные и культурные отношения с этим государством. Греческие города Боспора были необходимым звеном в торговле с Западной Европой и Малой Азией. Продукция греческого ремесла пользовалась высоким спросом в Алании. Постоянные связи со скифами, сарматами, а затем аланами привели к постепенной иранизации Боспорского царства. Значительная часть его населения имела сармато-аланское происхождение. Многие граждане греческих городов носили аланские имена, одевались по аланскои моде, держались аланских обычаев. Боспорские цари состояли в близком родстве с высшей аланскои знатью и пользовались тронным именем Савромат. На боспорской государственной службе находился целый штат переводчиков с аланского языка. В начале III в. известен некий Ирак, занимавший должность «главного аланского переводчика».
В III в. Северное Причерноморье подверглось нашествию готов. Переселившись с южного побережья Балтийского моря, эти германские племена отвоевали себе место между донскими аланами и дунайскими сарматами. Борьба с готами затруднила сопротивление алан гуннскому нашествию, которое последовало во второй половине IV в.

М. М. Блиев. Р. С. Бзаров. «История Осетии»
  Информация

Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее...

  Опрос
Отдельный сайт
В разделе на этом сайте
В разделе на этом сайте с другим дизайном
На поддомене с другим дизайном


  Популярное
  • Кусочек армянского солнца
  • Цветная жизнь - заслуженному художнику РФ Ушангу Козаеву – 65
  • К проблеме этнорелигиозной самоидентификации современных осетин
  • В согласии с судьбой
  • Искусство осетинской примадонны
  • Американская "Кармен"
  • В Северной Осетии собрались исследователи Нартского эпоса
  • Князь живописи – заслуженному художнику РФ Юрию Абисалову – 60
  • Телеканал Деда Мороза и «Интерактивное ТВ» от «Ростелекома» создают новогоднее настроение
  • Санаторий "Осетия" хочет купить один из министров республики
  •   Архив
    Декабрь 2017 (17)
    Ноябрь 2017 (48)
    Октябрь 2017 (48)
    Сентябрь 2017 (55)
    Август 2017 (33)
    Июль 2017 (29)
      Друзья

    Патриоты Осетии

    Осетия и Осетины

    ИА ОСинформ

    Ирон Фæндаг

    Ирон Адæм

    Ацæтæ

    Осетинский язык

    Список партнеров

      Реклама
     liex
     
      © 2006—2017 iratta.com — история и культура Осетии
    все права защищены
    Рейтинг@Mail.ru