Селения, образовавшиеся в горах, подразделялись на родовые (моногенные) и многофамильные (полигенные). В историческом плане первые предшествовали вторым. Древние поселения были чисто родственными по своему составу и вполне соответствовали патриархально-родовому укладу жизни, уровню его производительных сил. При этом размеры поселения и численность проживавших в них вполне соответствовали существующим условиям хозяйствования(12).
Формирование многофамильных поселений происходило по-разному. В одних случаях первоначально выбранное место занимали представители одной фамилии, патрономии, затем в возможной близости поселялись представители другой фамилии, образуя квартал — сых. Сел. Верхний Зар (Цхинвальский район) состоит из следующих кварталов: Къæбысты сых, Гæззаты сых, Бикойты сых, Тыджыты сых, Уанеты сых, Цыбырты сых, Коцты сых, Хъуылымбегты сых, Макситы сых. В большинстве случаев кварталы носили фамильное название.
Распад родовых связей сопровождался возникновением сельской общины и развитием соседских отношений, для которых характерна многофамильность (полигенность) и подворно-усадебный характер поселений. В сельской общине кровнородственные отношения заменялись соседскими, территориальными.
Если родовые поселения были характерны для высокогорной полосы, то соседские, территориальные возникали преимущественно в предгорной и плоскостной полосах. Соседские общины были более многочисленны и заселены компактнее, чему способствовал и более мягкий ландшафт территории, на которой они формировались. Кроме того, их многодворности способствовало и то, что на этих относительно пологих и доступных местах люди были менее защищены от враждебных нападений и потому образовали более крупные населенные пункты.
Характер поселений. Характерная особенность поселений в горах — их скученность, нагромождение друг на друга. Очень хорошо об этом сказал К. Хетагуров: "В аулах вы не найдете ни улиц, ни дворов, не определите, какому хозяину принадлежит та или другая крыша или стена...
Ярусы так перепутаны между владельцами, что вы» желая, положим, попасть к своему знакомому во второй этаж, можете предварительно очутиться на крыше третьего этажа, служащего двором для дяди вашего знакомого"(13).
Характер поселений в горах, их внешний облик во многом зависели и от социального положения его обитателей. Если поселение неприступно, окружено крепостной стеной и оборонительными башнями, выложенными из тесаного камня на извести, это значит, что селение это принадлежит знатному и богатому роду. Если же наоборот, селения не имели боевого расположения, жители его принадлежали к средним и низшим слоям.
Говоря о характере поселений, следует упомянуть встречающиеся местами в высокогорных районах зимние и летние местожительства. По сведениям Е. Г. Пчелиной, в Гнухском ущелье в "селении Шелаури женщины, дети и старики зимой живут с малым количеством скота, необходимого для получения молока. Мужчины же со всем остальным скотом уходят на зимовку, расположенную в верстах 3-5 от селения Шелаури, где имеются дома, оставляемые в конце зимы"(14). Сезонные поселения встречались и в других регионах высокогорной Осетии, у соседних кавказских народов (грузин, армян, народов Дагестана, адыгов).
Формирование полигенных поселений происходило по-разному. Вокруг квартала, образованного фамилией первопереселенца, свои кварталы создавали представители других фамилии. Позже поквартальный принцип поселений стал нарушаться. Для полигенных поселений на плоскости характерен подворно-усадебный тип застройки.
Источники: 12 Косвен М. О. Из истории родового строя в Юго-Осетии..,с.6-8. 13 Коста Хетагуров. Собр.соч. в 5-ти томах, т.4, с.322-323. 14 Пчелииа Е. Г. Дом и усадьба нагорной полосы Южной Осетии//Ученые записки Института этнических и национальных культур народов Востока, т.II. М.1930, с.8.
"Осетинский аул и его традиции" Л.А. Чибиров. Владикавказ "ИР" 1995.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |