I Конец IV в. стал важной вехой в истории не только алан, но и всей Европы. В этот период началось так называемое «Великое переселение народов», вызванное передвижением гуннских племен с Востока на Запад. По свидетельству Аммиана Марцеллина, гунны «не знают над собой строгой царской власти и довольствуются предводительством кого-нибудь из своих старейшин». Аланы в это же время проживали на огромной территории Приазовья, Подонья и Предкавказья. Племена их возглавляли родоплеменные вожди («скептухи» античных авторов). К IV в. существенно усилилась роль военной аристократии («багатары», «военные чины»). Аммиан Марцеллин оставил интересное описание быта алан. Часть племен вела оседлый образ жизни, питаясь «полевыми плодами; все остальные, кочующие по обширным степям, никогда не испытывавшим ни сохи, ни посевов... питаются отвратительным образом по-звериному. Все их имущество, жилища и бедная утварь сложены на покрытых корой кибитках; они беспрепятственно переезжают, когда вздумается, перевозя, куда заблагорассудится, свои повозки».
В III—IV вв. сарматские племена Северного Причерноморья вступили в контакт с готами. В середине IV в. здесь сложился остготский союз племен во главе с Германарихом. Часть сармато-алан входила в состав этого союза. Готы, как и аланы, находились на стадии военной демократии. Но у готов очень велика была роль жреческого сословия. По свидетельству Диона Златоуста, из среды жрецов «поставлялись короли». Самым почитаемым божеством у готов был бог войны Марс. «Этого Марса готы постоянно ублажали жесточайшим культом (жертвою ему было умерщвление пленных), полагая, что возглавителя войн пристойно умилостивить пролитием человеческой крови. Ему посвящалась первая добыча, в его честь подвешивали на стволах деревьев трофеи». Божество войны весьма почиталось и аланами. Поданным Аммиана Марцеллина, аланы поклонялись мечу, воткнутому в землю.
В 372 г. огромные орды гуннов форсировали Волгу и вторглись в земли алан. Главный удар гунны нанесли по аланам Приазовья и их союзникам — готам. Гунны многих алан «перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе по условиям мирного договора». По свидетельству Иордана, гунны подчинили часть алан, «обессилив их частыми стычками». С их помощью они напали на готов Германариха и одержали победу. После этого гунно-аланский союз двинулся в Западную Европу, а часть готов и алан — в Константинополь. В Византии гото-аланские дружины играли важную роль, их предводители (в первую очередь аланские «багатары») фактически определяли развитие событий в Восточноримской империи. Так, например, одно аланское семейство военных аристократов (три поколения) на протяжении полувека — во время правления императоров Феодосия II, Маркиана и Льва—удерживало господствующее положение в Константинополе.
Несколько аланских племен в составе гуннских орд в 376 г. появились на Нижнем Дунае и с этого времени неоднократно совершали набеги на Римскую империю. В одном из писем Иероним отметил, что варвары, среди которых названы и аланы, распространились между Константинополем и Альпами; всюду здесь «уже более двадцати лет проливается римская кровь. ...Опустошают, присваивают, хищнически захватывают готов, сарматов, квадов, алан, гуннов, вандалов, маркоманнов». Но и наиболее опасными врагами Римской империи источники считают готов, гуннов и алан. Эти объединенные силы в 378 г. нанесли страшной силы удар по Римской империи; в битве под Андрианополем было убито 40 тысяч лучших римских легионеров во главе с императором Валентом. По оценке видного советского историка Н. А. Машкина, «битва при Андрианополе имела огромное всемирно-историческое значение», ибо в результате ее империи был нанесен удар, от которого Рим уже не смог оправиться. В этой битве аланская конница, согласно Аммиану Марцеллину, сыграла решающую роль.
Римские императоры стали привлекать «варварские» племена на военную службу, поселяя их за жалованье и земельные наделы вдоль границ Рима. При императоре Грациане (375— 383 гг.) аланы включаются в состав римской армии. В 380 г. вождями гото-аланских дружин, расположенных в Паннонии, были Алафей и Сафрак. По данным Л. Варади, алан в войске Сафрака было 20 тысяч воинов. Интересно отметить, что император Грациан перед войсками появлялся в аланском вооружении.
Заслуживает упоминания история западно-римского императора Максимина, наследника Грациана. Отцом Максимина был гот, мать аланка. Максимин обладал незаурядными способностями, поступил на службу в римскую кавалерию в Британии. Поддержанный римскими войсками в Галлии, он после гибели Грациана захватил престол и стал первым императором «варварского» происхождения.
В V в. аланы продолжали играть важную роль в политической жизни Европы. Иордан отметил алан во главе с Сангибаном, Григорий Турский — алан с их вождем Реслендиалом; аланы под предводительством Гоара, направленные патриацием Аэцием в Арморику, и аланы Беорга, напавшие на Северную Италию — все они отделились от той группы, которая вместе с вандалами перешла Рейн в последний день 406 г. и расселилась в Галлии. Часть их осела возле Луары, другая группа разместилась на Роне и по ее притоку Изеру; третья — остановилась около Гаронны. Некоторая часть алан продолжала сопровождать вандалов и перешла с ними в Испанию в 409 г. Гейзерих (428—477 гг.) перед отправкой в Северную Африку в 429 г. распределил свое войско по отрядам, состоявших из вандалов и алан. Число воинов достигало 50 тысяч. Вероятно, аланы слились с вандалами. В «Хронике» Идация (умер около 470 г.) имеется сведение, что в 418 г. погиб последний аланский «король Аудак... и уничтожилось» аланское королевство, т. к. много алан погибло в войне с вестготами. После этого аланы подчинились вождю вандалов Гунтариху, предшественнику Гейзериха.
Незадолго до этого некоторые аланские дружины вместе с вестготами Алариха двинулись в Южную Галлию. Они захватили Нарбонну, Тулузу и Бордо, но в Базасе были остановлены. Граф Павлин из Пеллы рискнул выбраться из осажденного города для переговоров с вождем алан. За спасение своей семьи граф пообещал аланам земли для расселения. Разработав детальный план, вождь алан в качестве заложников отправил в Базас свою жену и любимого сына. Графу разрешили вернуться в город, а аланы развернули свои войска кольцом вокруг крепости. Вестготы вынуждены были снять осаду. В соответствии с соглашением, аланы получили землю между Тулузой и Средиземным морем, причем они могли держать под контролем дороги, связывавшие Галлию с Испанией.
Такова в самом кратком виде история алан, ушедших с гуннами в Европу.
Сильное влияние гуннское нашествие оказало и на алан, оставшихся на Северном Кавказе. Армянские источники указывают, что в середине V в. гунны сохраняли свои позиции на Северном Кавказе, располагаясь в непосредственной близости к ущельям, отделявшим их от Албании. На рубеже V—VI вв. в область политического господства алан не входил стратегически важный Дарьяльский проход. По сведениям Прокопия Кесарийского, при императоре Анастасии (491—518 гг.) проходом владел «гунн Амбазук», имя которого указывает на его связь с аланской элитой. В 507 или 508 г. персидский царь Кавад прогнал детей Амбазука и захватил проход. Согласно хронике Захария Ритора, Кавад настойчиво спрашивал с византийцев сумму в 5 кентинариев золотом, которое он получал в качестве платы за содержание персидского гарнизона, оберегавшего Дарьяльский проход от гуннов.
Эти события конца IV—начала VI вв. затронули группы алан, проживавших на равнине и в предгорьях Северного Кавказа. В их среде активно шел процесс выделения сословия профессиональных воинов —дружинников. Отрыву военной аристократии от рядовой массы населения в I половине I тысячелетия способствовало и освоение аланами новых территорий на равнине и в ущельях Центрального Кавказа. Смешение с коренными жителями привело к замене родового принципа организации поселений и формирования воинских контингентов на территориальный. Этот процесс еще более усилился после гуннского нашествия, которое коренным образом изменило относительно стабильную этнополитическую обстановку в Предкавказье, привело к перемещению больших масс населения, установлению доминации кочевых племен. Археологических памятников алан V в. — столетия, полного крупных потрясений — исследовано пока мало. На территории Северной Осетии можно отметить могильники у с. Брут и с. Октябрьское, крупное городище в районе с. Зилга. Это памятники алан, живших здесь оседло еще в догуннское время. В их среде, судя по погребальному обряду, уже имела место социальная дифференциация. Рядовое население хоронили в грунтовых ямах, тогда как знать погребали в глубоких, тщательно высеченных в глине катакомбах. Принадлежность катакомб социальным верхам подтверждается наличием в них обломков железных мечей и кинжалов, золотых вещей и т. д.
Сложные миграционные процессы и изменения этнополитической обстановки в регионе на рубеже IV—V вв. привели к необходимости реорганизации управления у алан. Потребность в этом диктовалась как необходимостью регулирования отношений с местным населением, так и защиты своей территории от давления извне. Говоря словами Ф. Энгельса, новое условие подрывало родовой строй двояким образом: «Во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории». Важнейшие дела все чаще стали решаться «царями» и их окружением — советом. Интересное описание совета грузинского «царя» Вахтанга (сер. V в.) оставил Джуаншер: Вахтанг созвал «знатных картлийцев и собрал их всех в городе. И устроившись в одном из зданий, воссел на высоком престоле. На престоле же восседал спаспет Джуаншер и оба его епископа, а все прочие эриставы расселись по креслам, а тысячники и сотники и прочие воины тут же стояли навытяжку».
Союзы этнотерриториальных групп алан возглавляли «цари». Источники указывают на «соцарствующих» архонтов — совет, в котором каждый знал свое место. Аланский военачальник Барлах, отправленный в Армению за бывшим аланским военачальником Баракадом, уговаривал его вернуться на родину: «Согласись со мной и вновь удостоишься прежнего положения и возляжешь на втором месте (после царя)».
Армянские источники V в. к элите аланского общества, помимо «царей», «дворцовых и военных чинов», причисляли и «нахараров». Последний термин иранского происхождения. Его этимологическое значение — «областной правитель». Как показал А. П. Новосельцев, в начале н.э. прежние армянские наместничества превратились в полусамостоятельные княжества, владельцы которых известны как нахарары. У них в ту пору были свои замки, дружины и определенная территория.
Судя по армянским источникам, военной аристократии принадлежало видное место в аланском обществе середины I тысячелетия. Вместе с тем, те же источники отделяют «военные чины» от «нахараров», т. е. военную аристократию названные источники отделяют от родовой знати. И тот и другой тип знати далеко отстоял от рядового населения. Разделение всего народа на «благородных» и «неблагородных» — важный шаг к разрушению родового строя. Такое разделение «раскрывает перед нами новые, незаметно развившиеся общественные элементы. Оно показывает, что вошедшее в обычай замещение родовых должностей членами определенных семей превратилось уже в мало оспариваемое право этих семей на занятие общественных должностей; что эти семьи ...начали складываться вне своих родов в особый привилегированный класс и что эти их притязания были освещены только еще зарождавшимся государством».
Начало второй половины I тысячелетия на Кавказе ознаменовалось крупными политическими потрясениями—столкновением Византии с Ираном. В этот конфликт были втянуты практически все народы региона. Участие алан в войнах между Византией и Ираном оказало серьезное воздействие на социальные процессы, способствуя дальнейшему отрыву элиты и особенно военной аристократии от массы рядовых соплеменников. В середине I тысячелетия обособилась социальная группа знатных профессиональных конных воинов. Причем, военно-служилая знать алан была неоднородной. Дружины возглавляли вожди-полководцы («вторые цари» по терминологии Мовсеса Хоренаци). Сами дружинники разделялись на отдельные социальные слои. Это деление нашло отражение в языке. Высший слой дружинников назывался «багатарами». Следующая прослойка служилой знати обозначалась одним из ранних полувоенных-полусословных терминов — «алдар». Он восходит к периоду военной демократии и первоначально обозначал не более как «военный предводитель». Интересно, что в венгерском слове, заимствованном у алан, оно означает «начальник охраны», «начальник сотни». Наконец, существовала прослойка конных воинов, живших, главным образом, крестьянским трудом и почти ничем не отличавшихся от рядовых общинников. По существу, это та «молодшая дружина», которая известна по Киевской Руси.
VI в. стал временем «демографического взрыва для того населения северокавказских гор и предгорий, которое принято отождествлять с аланами» (В. Б. Ковалевская). На увеличение плотности населения степных и горных районов Северного Кавказа указывают материалы могильников Гиляч, Тамгацык, у Вольного аула, с. Брут, с. Октябрьское, с. Мартан-Чу, на р. Березовке, у г. Майского, г. Пятигорска и др.
Демографический взрыв VI в. и увеличение плотности аланского населения имели большие социальные последствия. Названные факторы вынуждают к более тесному сплочению как внутри, так и по отношению к внешнему миру. Союз родственных племен (конфедерация) становится необходимостью, а вскоре становится необходимым слияние отдельных племенных княжений в общую территорию всего народа.
На первые роли в аланской среде выходила новая, военная по происхождению, аристократия.
"Аристократия Алан" Ф.Х. Гутнов. Владикавказ "ИР" 1995.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |