Традиционно считается, что в I в. на смену сарматам юго-восточной Европы и Кавказа приходят аланы. Противоречивую позицию в этом вопросе занимает М.П.Абрамова. С одной стороны, она вроде бы разделяет традиционную точку зрения: «Значительные события происходят в Предкавказье в I в. н.э., что, как представляется, связано с появлением здесь алан...» (Абрамова 1992, с.27). В другой работе она пишет, что «именно с I в. н.э. распространяется новый археологический комплекс, связанный со значительными изменениями, произошедшими как в погребальном обряде, так и в материальной культуре. Все эти изменения вызваны появлением на исторической арене алан». Указывая здесь же на почти полное отсутствие «погребальных памятников, связываемых с кочевниками-аланами», М.П.Абрамова вместе с тем подчеркивает: «это не может означать того, что аланы были непричастны к судьбам северокавказских племен либо были как-то обособлены от них» (Абрамова 1994, с. 13-14). В одной из последних своих монографий, обобщавшей многолетние поиски ученой, она последовательно опровергает многочисленные данные античной и закавказской традиции о пребывании алан на Кавказе в I в. н.э. (Абрамова 1993, с. 171-177, ел.). В историографии уже отмечены уязвимые места подобной интерпретации письменных и археологических памятников (Markowin, Muntschajew 1988, S.89; Афанасьев 1992, с.83-97: Ковалевская 1992,с.23-26; Гаглойти 1995, с.11-21).
Выявляя причины изменений этнической карты юго-восточной Европы в середине I в., Ю.Г. Виноградов поддержал М.Б. Щукина в том, что «аорсо-сиракский конфликт, возможно, нарушил неустойчивую стабильность сарматского мира и заставил ряд групп сарматского населения двинуться на запад, подталкивая и вовлекая в движение новые группы» (Виноградов 1994, с. 164). Ю.Г.Виноградов обратил внимание, что изменения этнополитической ситуации в середине I в. фиксируется данными античной традиции. Страбон, последние изменения в свою «Географию» внесший около 20 г., аорсов локализовал между Танаисом и северным Прикаспием, южнее них, в Предкавказье, помещена территория обитания сираков; междуречье Дуная и Днепра географ отвел язигам, царским сарматам, ургам, бастарнам, а «равнины между Танаисом и Борисфеном» — роксаланам (Страбон 1993, с.259, 283-284).
Совершенно иную картину рисует Плиний, чей труд («Естественная история») увидел свет после гибели автора в 79 г. В IV книге он помещает аорсов вместе с роксаланами и аланами вдоль побережья Черного моря, а сираков — на левобережье нижнего Днепра. Правда, в VI книге Плиний аорсов называет среди племен у Каспия, т.е. там же, где их помещал Страбон.
Сопоставляя данные римских географов, Ю.Г.Виноградов приходит к выводу о том, что «около середины I в. отдельные группы сарматских племен — аорсов и сираков — откочевали с берегов Танаиса и Меотиды далеко на запад, в Буго-Днестровское междуречье и нижнее Поднепровье, где их присутствие фиксируется археологически» (Виноградов 1994, с. 165). Перемены в этнополитической ситуации в середине I в. на побережье Черного моря и Северном Кавказе отмечены и А.М.Ждановским (1990, с.45-46). Вероятно, какая-то роль в этих процессах принадлежала аланам. Т.к. в последнее время вопрос о присутствии алан на Кавказе в I-II вв. приобрел неожиданную остроту, разберем подробнее имеющиеся материалы.
Источник: Гутнов Ф.Х. Ранние аланы. Проблемы этносоциальной истории - Владикавказ: Ир, 2001.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна |