Из исторических источников : Следующее восстание в золотоордынской Алании началось в 1277 году. Царевичи (Пареджан и Багатар) уже были юношами, их наверняка считали знаменем борьбы с ордынскими татарами. Центром аланского выступления был город Дедяков, названный в русской летописи «славным градом ясьскым». Восстание было подавлено. Дедяков (есть предположение, что это Верхний Джулат) был взят 8 февраля 1278 г. В походе на алан участвовали и русские князья со своими дружинами. Летопись рассказывает, что они «полон и корысть велику взяша, а супротивных без числа оружием избиша, а град их огнем пожгоша».
Упорство алан в попытках вернуть хотя бы часть северокавказской равнины объясняется желанием сохранить основы государственности. На Центральном Кавказе это невозможно без равнинной территориально-хозяйственной базы и городских центров. Чтобы не допустить новых выступлений, татары ввели на аланскую равнину дополнительный тумен (десятитысячный корпус). Алания была включена в личные владения хана и стала местом его летней ставки.
Неудачи на севере заставили аланскую элиту переместить центр своей борьбы в Закавказье. В 1292 г. осетины во главе с царевичем Багатаром захватили город-крепость Гори с прилегающими землями, крепостями и поселениями. К независимой горной Алании была присоединена территория закавказской равнины вплоть до реки Куры. Эта попытка создания новой Аланской державы длилась более 30 лет. Багатар изгонял из завоеванных владений грузинских феодалов. Он сделал своим союзником ксанского эристава и умело использовал борьбу между претендентами на подчиненный Хулагидам грузинский престол. В 1306 г. Багатар погиб. Грузинский царь Георгий V, объединив своих вассалов, повел борьбу с осетинами. В 1326 г. после трехлетней осады он занял Гори. Преследуя осетин, Георгий V совершил поход в горы, дошел до Дарьяла, Арагвского и Ксанского ущелий.
Багатар похоронен в Нузале, знаменитая Нузальская часовня является мавзолеем над его могилой. В общеосетинском святилище Реком (у селения Цей Алагирского общества) хранились боевые доспехи Багатара. После него неизвестно более попыток возродить Аланскую державу.
М.Блиев, Р.Тотров. ИСТОРИЯ ОСЕТИИ
У алагирцев был царь Царазон-Цахилий, живший в Касарском ущелье, в ауле Нузал. У этого царя был сын по имени Ос, названный впоследствии за свои героические доблести Ос-Багатар... Ос-Багатар во время набегов на Грузию похитил у царя Вахтанга Гургаслана сестру его, вследствие чего пошла страшная война между грузинами и осетинами. Ос-Багатар пригласил к себе на помощь печенежского хана Тархана. Несколько раз происходили сильные стычки, в которых никто не остался победителем. В одной из них Гургаслан убил Тархана, но все-таки Ос-Багатар не падал духом, геройски отражал нападения грузин и сам совершил удачные нападения. Гургаслан, видя, что ему не одолеть Ос-Багатара, прибегнул к хитрости. Он предложил мир с условием, что Ос-Багатар женится на его сестре, и для переговоров пригласил его в свой лагерь, отделенный от осетинского лагеря р. Арагвой. Ос-Багатар, не подозревая коварных замыслов врага, отправился к нему с небольшим числом своих воинов и во время переправы через реку, осыпанный тучей стрел из засады упал в воду и исчез.
Газета «Терские ведомости». 1870. № 51
По словам С. Н. Какобадзе, в 1936 г. в одном старинном грузинском селении Вахтанг Судадзе записал фольклорный текст, очень близкий к Нузальской надписи, и в нем, в частности, есть мотив убийства Багатара Вахтангом путем предательства (Кокабадзе С. Н. Вахтанг Горгасали. Тбилиси, 1959. С. 17 (на груз. яз). Перевод К. Булкаты). С. Н. Кокабадзе публикует и другой текст, записанный в 1904 году по инициативе епископа Кириони, в котором подробно говорится о нарушении Вахтангом клятвы. «Когда Вахтанг предложил Ос-Багатару переплыть реку Арагви, тот сказал: —Хорошо, я переплыву, но дай слово, пока я не переплыву, ты не пошевельнешь даже пальцем. —Клянусь крестом! —Нет,— перебил Багатар,— не клянись крестом, а поклянись богом, дневным и ночным. —Клянусь,— сказал Вахтанг. Но когда конь Багатара достиг середины реки, его начали одолевать волны. Желая спасти коня, Багатар поднял правую руку, чтобы ударить лошадь кнутом, и в это время Вахтанг выпустил стрелу, которая попала ему под мышку Народ не простил Вахтангу Горгаслану нарушения клятвы, и хотя образ его в грузинском фольклоре дан весьма положительным, но причиной его смерти в некоторых устных произведениях считается то, что он изменил клятве в битве с Ос-Багатаром. Так, в легенде «Вахтанг Горгасал» сказано: «Могучим был он царем и таким благим, что с неба слышался ему благовест. Да жена попалась ему дурного нрава, и сам он однажды изменил данному слову, поэтому и ждал его дурной конец».
Салагаева З.М. ”От Нузальской надписи к роману”
|