"Кто познал имена вещей, - говорил Платон, - тот познает вещи". Каждый народ, большой или малый, имеет свое имя, название - этноним, который исторически обусловлен и потому представляет огромную ценность. На территории европейской части нашей страны в древности обитало много различных племен: киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, славяне, венеды, анты и т. д. Но кого обозначали и представляли эти племена, что значило слово "Русь", из которого образован этноним "Россия"? Здесь нет, как говорится, прямых ответов, нужны терпеливые поиски решений, способных удовлетворить не только историков, лингвистов, но и специалистов других областей. Сразу следует оговориться, что главная трудность разгадки этнического термина "Русь" заключается в том, что в формировании этнонимов, топонимов, гидронимов и ономастики европейской части нашей страны приняли участие народы и племена, говорившие в основном на языках иранской группы, которые здесь уже не обитают.
Существует положение, согласно которому народы и племена, сменяя друг друга па определенной территории, не исчезают бесследно: каждое новое племя сохраняет что-то из полученного от своих предшественников. Но существует и другое положение: далеко не всегда этимологическая природа названия народа говорит о его происхождении. Современный славянский болгарский народ сохраняет тюркский этноним. "Топонимика, - указывает В. А. Серебрянников, - способна создавать по словообразовательным моделям конкретного языка такие слова, которые в данном языке вообще ничего не означают"(40, № 6, 1959). Это положение имеет прямое отношение к происхождению названия "Русь".
Не каждый народ вечен. Некоторые исчезли без следа - "погибоша аке обре". В языке болгарского народа от волжских булгар осталось всего три слова, включая и самоназвание, а венгры до сих пор говорят на языке, принесенном с Урала. Несмотря на сильное латинское, романское влияние в Англии сохранился язык англосаксов. Французы же унаследовали самоназвание у германских франков, язык - у римлян, физический тип - у кельтов и галлов. Язык современных осетин - иранский, в материальной культуре преобладают кавказские традиции, антропологический тип также кавказский (4, с. 24—25).
Для этнографии важно знать, как называет данный народ своих соседей. При этом необходимо различать самоназвание и наименование, данное со стороны. В истории немало случаев, когда народ именовал себя и свою страну по-своему, в отличие от чужеземцев. Еврейские племена пользовались самообозначеннем ибри, "еврей", главным образом в общении с иноплеменниками, между собой же чаще называли себя различными родоплеменными обозначениями. К XIII в. до н. э. к югу и юго-востоку от Палестины из еврейских скотоводческих племен образовался племенной союз с общим культом бога Яхве, принявший название "Израиль", что означает "бог сражается". Немцы свою страну называют "Дойчланд", себя "дойч", а русские их, - немцами, страну - Германией. Древние иранцы название реки Синдху перенесли на страну - Хинд, Хиндустан. Плиний Старший, Тацит, Птолемей называют славян венедами. Этим именем называли славян их соседи немцы вплоть до позднего средневековья (27, с. 7).
Как правило, этноним завоевателей часто становится наименованием и для завоеванных народов. Примеры перенесения названия завоевателей на завоеванное население мы видим у франков (Франция), норманнов (Нормандия), лангобардов (Лангобардия), болгар (Болгария) и т. д.
Закономерно и противоположное явление, когда завоеватели наследуют этноним прежних обитателей завоеванной территории. Данное положение, на наш взгляд, является ключом к разгадке этнического термина "Русь". Случается и так, что в результате распада этнической общности некоторые обособленные ее части сохраняют прежнее название целого, но с новым, узким значением. Если этноним существует несколько столетий, то на современном этапе он может обозначать совсем не тех, кого в начале (5, с. 10).
Когда сведений о других народах и племенах недостаточно, обычно распространяют название одного народа на его соседей. В этой связи для русских вплоть до XVIII в. многие восточные народы именовались татарами, а северо-кавказские - черкесами.
Для определения сущности этнонима важное значение имеет положение, выдвинутое академиком Б. А. Рыбаковым: "Название народности чаще всего восходит к названию первенствующего союза племен, а тем самым может восходить и к имени отдельного племени, если оно было ядром и гегемоном всего союза" (7). Естественно, что чем крупней объект, тем устойчивее его название. Имя союза племен, полученное когда-то от племени, возглавлявшего весь союз, скрывает от нас в большинстве случаев наименования тех мелких племен, которые объединялись в союз. Это, в частности, относится к скифам и сарматам. Немаловажно еще одно положение, высказанное С. Б. Веселовским: "Можно сказать в виде общего правила, что чем старее топонимический термин, тем больше вероятность, что он дошел до нас в измененном или искаженном виде..." (8, с. 26).
"Счищая" со сложных этнонимов позднейшие наслоения, можно попытаться заглянуть в их сердцевину, добраться до источников, которые питали их в глубине тысячелетий. Именно такой кропотливой работы требует раскрытие тайны загадочного этнонима "Русь".
Литература:
40. Вопросы языкознания.
4. Клейн Л. С. К постановке вопроса о происхождении славян // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1969.
27. История южных и западных славян. М., 1979.
5. Никонов В. А. Этнонимия // Этнонимы, М. ,1970.
7. Рыбаков Б. А. Древние русы // Советская археология, 1953, XVII, М.
8. Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории //Исторические записки, 1925, т. 17.
Источник Бзаев К.К. Происхождение этнического термина «Русь» —Владикавказ: Ир, 1995 — 112 с. С. 6—9. |